Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» (4-5 лет)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Речецветик» направлена на создание условий для обучения детей среднего дошкольного возраста приемам мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemomehnika.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4
Принята: Утверждена:
педагогическим советом _____________________
Протокол решения
от _____________г. № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Речецветик»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
воспитатель Копкина Т.В.
г. Саров
2019 г.
Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………………………...стр.3
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность ………………………………………………………………………………стр.4
1.2. Нормативно-правовая основа Программы ……………………………………………...стр. 5
1.3. Цели и задачи Программы ……………………………………………………………….стр. 5
1.4. Принципы построения и реализации Программы …………………………... ………...стр. 5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы ……………………………. ………...стр. 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура и основные направления реализации программы ……………....……стр. 7
2.2. Методы, используемые при реализации Программы …………………. …………...стр. 9
2.3. Учебный план …………………………………………………………………. ………стр. 9
2.4. Взаимодействие с родителями воспитанников ……………………… ... ……………стр. 14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Формы организации образовательного процесса ………………………………. … стр. 17
3.2. Методическое обеспечение Программы ……………………………….......................стр. 17
3.3. Дидактическое оснащение Программы…………………………………. ……………стр. 17
3.4. Расходуемый материал …………………………………………………………………стр. 17
3.5. Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения… стр. 18
4. Список используемой литературы……………………………………………………… стр. 18
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Раз словечко, два словечко» |
Направленность ДООП | Социально-педагогическая |
Возраст воспитанников | 4-5 лет |
Нормативно-правовая основа для разработки ДООП | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является нормативным документом, регламентирующим содержание дополнительного образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей. Утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». |
Аннотация содержания ДООП | Дополнительная общеразвивающая программа « «Речецветик» направлена на создание условий для обучения детей среднего дошкольного возраста приемам мнемотехники. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Актуальность Программы.
Концепция содержания непрерывного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является речевое развитие. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Необходимость разработки программы определена на основе анализа реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, который показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. На наш взгляд, недооцененным резервом в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ. Большинство авторов (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Р.И. Габова, А.М. Бородич и другие) признают важность умений пересказа для речевого развития ребенка, подчеркивают значение пересказа для развития речи, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Успешная работа по развитию данного вида речи может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических и познавательных процессов (память, мышление, умственные операции (сравнение, анализ, обобщение)).
Предложенная программа - позволила построить эффективную систему работы по обучению пересказыванию, как виду монологической речи и формированию психических и познавательных процессов дошкольников, через использование приемов мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают овладение связной монологической речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Использование приемов мнемотехники, помогают ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.
1.2. Нормативно-правовая основа Программы:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей. Утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
1.3. Цель: Создать условия для обучения детей среднего дошкольного возраста приемам мнемотехники.
Задачи:
- Освоение детьми приемов группировки, классификации, ассоциации, опорных пунктов, аналогии, достраивания материалов, схематизации, мнемического плана, установления последовательностей.
- Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот.
- Активизация речемыслительной деятельности.
- Развитие навыков письменной речи
1.4. Принципы построения и реализации Программы:
- Онтогенетический принцип
Последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных моделей к менее продуктивным). Процесс формирования развернутых речевых высказываний у детей строится с учетом онтогенеза речи, последовательности в овладении структурой предложения и текстообразования. В процессе работы на каждом этапе возможно использование различных приемов с опорой на соответствующий лексический материал и синтаксические структуры, доступные дошкольнику.
- Принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.
Формирование речи предполагает сравнение, анализ речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, а именно высокий уровень сформированности вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в целом, а также процессов памяти. В связи с этим, усвоение языковой системы детьми должно быть основано на развитии мыслительных операций синтеза, обобщения, анализа, абстракции. В памяти ребенка должны быть зафиксированы различные модели словообразования, словоизменения синтаксических конструкций.
- Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития).
Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий
В психологических исследованиях П.Я. Гальперина отмечается, что формирование умственных действий начинается с установления развернутых внешних операций, а потом сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становясь умственным действием, осуществляемым во внутреннем плане. Согласно данному принципу, работу по формированию семантических, синтаксических и морфологических обобщений необходимо начинать с использования внешних опор - схем, картинок, элементов наглядной ситуации, вопросов педагога, отдельных слов и т.д. Возрастание уровня самостоятельности ребенка при выполнении заданий приводит к снижению роли внешних опор и переводу языковых операций - сначала на уровень внешней речи, а затем во внутренний план.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Данный подход в контексте нашей программы предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей и индивидуальных особенностей познавательных процессов.
- Деятельностный принцип
Данный принцип означает, что главным является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
- Планируемые результаты освоения Программы.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня сформированности умения пересказывать текст (связность, последовательность и развернутость речевого высказывания при пересказе).
- Развитие познавательных процессов и мыслительных операций, способности к моделированию и замещению свойств.
- Овладение приемами мнемотехники, способность продолжать самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Структура и основные направления реализации Программы.
Работа по обучению детей среднего дошкольного возраста пересказу с использованием мнемотехнических приемов проводится по трем направлениям:
- специально-организованная деятельность с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа с родителями.
Обучение детей пересказу с использованием мнемотехники включает в себя следующие этапы:
- Этап развития фразовой речи.
Цель: Развитие умения составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку.
- составление предложений по картинке, паре картинок;
- составление распространенных предложений;
- «Добавь словечко».
- Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.
Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Преобразование текста в символы, образы (кодирование информации).
- составление графических схем;
- рисование сюжетных фрагментов;
- совместное составление пересказа;
- пересказ с использованием фланелеграфа.
- Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
- пересказ фрагмента рассказа;
- пересказ по цепочке;
- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;
- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);
- пересказ после восстановления деформированного текста.
- Пересказ рассказа с элементами творчества
Цель: Формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- придумывание названия рассказа, сказки, выделять смысл каждой части и озаглавливать её;
- придумывание фрагмента, части рассказа;
- пересказ от лица героев сказки;
- пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки.
- Пересказ без опоры на наглядный материал.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.
Мнемотехнические приемы обучения пересказу:
- Прием группировки – любой материал можно разделить на части, группы, например, группы простых и сложных слов; положительных и отрицательных героев, и т.д. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько классов или групп был разделен материал, подлежащий запоминанию.
- Прием классификации – материал можно разделить на определенные, четко обозначенные группы – классы. Например, выделить: авторские и народные сказки, распределить персонажей по сказкам и т.д.
- Прием ассоциации – психика человека устроена так, что любая новая информация как-то затрагивает уже известную, т.е. возникают ассоциации. Для того чтобы использовать эту способность для развития памяти, достаточно задать ребенку вопрос: – что напоминает тебе этот рисунок, это слово?
- Новая информация может напоминать, о чем угодно. Это будет зависеть от знаний, опыта, возраста, устремлений, уровня интеллектуального развития и т.д.
- Прием поиска опорного пункта – любая информация всегда содержит то, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать словосочетания, рисунки, схемы и т.д. Для запоминания слов или текстов необходимо использовать несколько опорных пунктов, для ребенка дошкольного возраста это могут быть предметные или сюжетные картинки, пиктограммы. Это – своего рода, план для припоминания.
- Прием кодирования означает превращение образов в абстрактные символы.
- Прием перекодирования означает превращение абстрактных символов в образы. Любую образную информацию, в свою очередь, можно описать словами.
- Прием схематизации может использоваться, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности. По окончании повествования у детей имеется продукт их речевой деятельности – рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (т. е. проявить речевую активность).
Использование приемов мнемотехники предполагает следующую последовательность в работе:
- введение элементов, символов (формы, величины, действия);
- использование опорных схем на всех видах непосредственно образовательной деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален);
- введение мнемотехнических приемов на всех видах непосредственно образовательной деятельности
- введение отрицаний;
- сочетание символов, чтение их цепочки;
- самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;
- творческое создание детьми опорных схем.
Дидактическим материалом работы служат мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, коллажи, иллюстративные панно, в которые заложена определенная информация. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: силуэтные и предметные картинки, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры.
Представления о структуре повествования, способов соединения предложений в тексте, умения подбирать необходимые слова и строить предложения для окончания (начала) рассказа или сказки закрепляется в ходе проведения дидактических игр и упражнений. В качестве наглядного плана, используется картинно-схематическая модель. Достоинство подобного вида работы заключается в том, что ребенок наглядно представляет структуру повествования, доказывает, что первый мнемоквадрат – это начало рассказа, а середина рассказа может состоять из одного или нескольких эпизодов (нескольких мнемоквадратов), последний мнемоквадрат – это концовка рассказа.
Для закрепления полученных знаний изготовляются с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами, рисунками, мнемотаблицами детей.
Организуя работу с детьми по обучению пересказу, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.
- . Основные методы, используемые при реализации программы:
- Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные; наглядные; практические; продуктивные; проблемные ситуации; исследовательская деятельность; самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
- Методы стимулирования и мотивации (развивающие игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; вопросы поискового характера; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования).
- Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
- Учебный план по развивающему занятию «Раз словечко, два словечко» для детей 4-5 лет.
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование |
сентябрь | |||
1. Игра: «Волшебники» | Познакомить детей с мнемотехническим приемом - перекодирование информации; учить детей подбирать схематические рисунки к словам, обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. | Набор мнемоквадратов со схаматическими рисунками слов. | |
2. Игра: «Копилка слов» | Познакомить детей с мнемотехническим приемом - кодирование информации, учить детей преображать образы в абстрактные символы, обогащать словарь, развивать долговременную память. | Бумажные квадраты (15х15см), цв.карандаши, Копилка (яркая картонная коробка) | |
3. Игра «Цветик-семицветик»
| Познакомить детей с мнемотехническим приемом - ассоциации; систематизировать пассивный словарь, расширить активный словарь ребёнка методом анализа структурно-грамматических и логических связей между словами, формировать у них начальные правила поиска слов. | Цветик-семицветик; карточки с символами. | |
октябрь | 1. Пересказ сказки: «Как коза избушку построила» в обработке М.А.Булатова | Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания с помощью мнемотаблицы; развивать умение использовать для пересказа прием перекодирования информации; развивать диалогические формы речи, умения передавать диалог действующих лиц. | Мнемотаблица, иллюстративное панно; плоскостные фигурки |
2. Пересказ украинской сказки: «Колосок». | Формировать фразовую речь: развивать навыки составления фразовых высказываний различной структуры; развивать умения использовать мнемотехнические приемы перекодирования информации и ассоциации. | Мнемотаблица; мельница, зерно, мука. | |
3. Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Учить детей подбирать мнемоквадраты к отрывкам сказки и составлять из них мнемотаблицу для последующего пересказа; развивать умения детей использовать мнемотехнический прием перекодирования информации. | Мнемоквадраты, мнемотаблица. | |
4. Пересказ сказки: «Лиса и кувшин» | Формировать умения детей перекодировать информацию и отгадывать названия знакомой сказки по мнемотаблице. Продолжать учить составлять пересказ, используя мнемотаблицу. | Мнемотаблица, кувшин. | |
ноябрь | 1. Пересказ рассказа Н.И.Сладкова «Осень под водой» | Познакомить детей с творчеством писателя Н.И. Сладкова; продолжать учить детей подбирать графические схемы к отрывкам рассказа; формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. | Графические схемы, осенние пейзажи, запись П.И.Чайковского «Времена года» |
2. Пересказ рассказа Н.И.Сладкова «Ягодознание». | Обучать детей приемам планирования собственного пересказа, самостоятельно выкладывать графические схемы в нужной последовательности; развивать слуховое внимание и память. | Графические схемы, изображение лесных ягод. | |
3. Пересказ рассказа Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» | Познакомить детей с мнемотехническим приемом - поиск опорного пункта; учить составлять мнемодорожку для пересказа; использовать при пересказе выразительные средства языка. | Мнемодорожка, предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси. | |
4. Пересказ рассказа Н.И.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» | Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями и схематически зарисовывать ответ; продолжать учить детей при пересказе опираться на графические схемы; обогащать и активизировать словарь прилагательных. | Графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами, фишки по количеству детей. | |
декабрь | 1. Пересказ рассказа Г.Скребицкого: «Лесной голосок» | Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста; развитие навыков планирования пересказа и поиска опорных пунктов; активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы»; развитие навыков словообразования. | Графические схемы; предметные картинки птиц; ил-люстрация к рас-сказу; мяч, аудио-запись: «Голоса птиц». |
2. Пересказ рассказа Г.Скребицкого: «Пушок». | Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; выкладывать схемы в нужной последовательности; развивать умение составлять пересказ по цепочке. | Сюжетные рисунки детей; набор схем; д/и: «Кто, где живет?», картинки зверей. | |
3. Пересказ рассказа Г.Скребицкого: «Четыре художника. Зима» | Развитие навыков планирования пересказа (выборочный пересказ); закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний; активизация глагольного словаря. | Графические схемы; предметные картинки; зимний пейзаж; мяч, фишки. | |
4. Пересказ рассказа Г.Скребицкого: «На лесной полянке» | Учить детей создавать коллаж для пересказа; развивать умение детей передавать структуру рассказа посредством использования коллажа. | Коллаж, вырезки из журналов, кусочки ткани, вата, перья, веточка березы. | |
январь | 1. «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина: «Еж» | Развивать умение передавать структуру рассказа посредством использования графических схем; продолжать учить детей отвечать на вопросы фразой из 3-х и более слов; анализировать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию рассказа; развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации). | Схемы, предметные картинки диких животных, прищепки, картонная заготовка - ежика, мяч. |
2. «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина: «Воробей» | Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога; выкладывать мнемоквадраты в нужной последовательности; развивать умение ориентироваться по мнемотаблице и осуществлять выборочный пересказ. | Мнемоквадраты, мнемотаблица, шаблоны, картинки с изображением птиц, листочки, карандаши, аудиозапись | |
3. «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина: «Лисята» | Продолжать учить детей слушать небольшие по объему литературные произведения; пересказывать, опираясь на мнемотаблицу; исправлять деформирован-ный текст; расширять знания детей о повадках диких животных. | Мнемоквадраты, мнемотаблица, картинка лиса с лисятами. | |
февраль | 1. Пересказ рассказа Г.Снегирева: «Пингвиний пляж» | Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа; развитие навыков планирования пересказа; активизация и обогащение словаря по теме «Животные Севера»; образование множественного числа существительных. | Мнемоквадраты; предметные картинки: льдина, лед, снег, пингвин, рыба, фанера, вода, гора; мяч. |
2. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Котенок». | Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста; развитие навыков планирования пересказа и поиска опорных пунктов; развивать умение составлять и использовать предметно - схематическую запись. | Картинка котенка, Бумажные квадраты (15х15см). | |
3. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Белка и волк» | Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно, логично; интонационно передавать диалог действующих лиц; умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста; развитие контроля речи по мнемосхеме. | Мнемосхемы, «Пальчиковые бассейны», игрушки-оригами: волк, белка (по количеству детей); мелкие игрушки по теме «Дикие животные»; «Чудесный мешочек». | |
4. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка» | Обучать детей составлению пересказа текста с помощью графических схем; закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки. | Графические схемы, фрукты. | |
март | 1. Пересказ рассказа С.Воронина: «Барашек» | Формирование логической цельности рассказа; развитие умения договаривать предложения; упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа; обучение составлению загадок. | Графические схемы, предметные картинки (волк, заяц, баран, бекас); мяч. |
2. Пересказ сказки В.Н.Сергуненкова «Козел» | Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста с использованием мнемотаблицы; формирование навыков планирования развернутого высказывания; развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания рассказа с помощью мнемотаблицы). | Мнемотаблица, картинки дом.животных. | |
3. Пересказ сказки в обработке С.С.Фетисова: «Как собака друга искала» | Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания; развитие навыков диалогической речи; формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения. | Иллюстративное панно, изображения персонажей сказки. | |
4. Пересказ русской народной сказки: «Лиса и Рак» | Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей; учить выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; упражнять в выделении смысловых отрывков в тексте рассказа и составление графического плана. | Графические схемы, иллюстрация к сказке | |
апрель | 1. Пересказ русской народной сказки: «У страха глаза велики» | Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значение пословиц; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; обратить внимание на необычное название (это пословица). | Клубочек, музыкальное сопровождение; мнемосхемы. |
2. Пересказ русской народной сказки: «Хвосты» | Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на мнемотаблицу); формирование действий целенаправленного восприятия текста; развитие фразовой речи; закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний; формирование навыков пересказа с элементами творчества. | Мнемотаблица, маски с изображением животных-персонажей сказки, карточки с изображением хвостов. | |
3. Пересказ русской народной сказки: «Заяц -хваста» | Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. | Мнемотаблица, картинки диких животных. | |
4. Пересказ русской народной сказки: «Хаврошечка»
| Формирование умения высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев; совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, навыки словообразования). | Мнемотаблица, иллюстрации к сказке, плоскостное изображение яблони и яблок. | |
май | 1.Пересказ рассказа К.Д.Ушинского: «Пчелки на разведках»
| Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста; формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; формирование навыков планирования развернутого высказывания; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. | Графические схемы, улей с пчелами, мяч, картинки. |
2. Пересказ рассказа В.Бирюкова: «Поющий букет» | Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа по мнемотаблице; развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц; формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения. | Мнемотаблица, предметные картинки с изображением цветов, жука, коровы, лошади; магнитофонная запись, мяч. | |
- Взаимодействие с родителями воспитанников.
Развитие речи ребенка зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания и обучения ребенка понятны хорошо не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами развития речи и психических процессов детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода обучения и развития.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
- Обязательная полная информированность родителей об особенностях ребенка, о динамике работы, об интересах и увлечениях ребенка, о психофизической подготовленности ребенка.
Перспективный план работы с родителями
Время проведения | Форма организации, тема | Цели |
Сентябрь | Родительское собрание: «Знакомство родителей с программой «Раз словечко, два словечко» Информационная ширма: «Мнемотехника для детей» | Познакомить родителей с целями и задачами программы первого года обучения, акцентировать внимание родителей на важности развития культуры речи детей, приобщения их к красоте родного слова, развитие психических процессов. |
Октябрь | Мастер-класс: «Развитие речи детей с помощью мнемотехники» | Познакомить родителей с приемами мнемотехники и их использованием в речевом развитии детей. Вызвать интерес родителей к данному виду деятельности и совместной работе с детьми. |
Ноябрь | Консультация: «Значение пересказа в развитии ребенка» Папка: "Игротека в кругу семьи " Выставка рисунков по рассказу Н.И.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» | Познакомить родителей с ролью пересказа в развитии ребенка. Подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря, а также закрепление приемов мнемотехники в домашних условиях. Привлечь родителей совместно с детьми нарисовать понравившийся эпизод рассказа. |
Декабрь | Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц: «Стихи, рассказы, сказки» Оформление пособия: «Я рисую сказку» Выставка рисунков по творчеству Г.Скребицкого: «Четыре художника» | Предоставить родителям возможность в работе с детьми использовать готовые мнемотаблицы к стихам, рассказам, сказкам, с которыми дети познакомились в детском саду. Помочь родителям на начальных этапах, показать, как можно разделить текст на части и закодировать его. Привлечь родителей совместно с детьми продолжить знакомство с творчеством Г.Скребицкого и нарисовать иллюстрации к его произведениям. |
Январь | Открытое занятие: «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина «Еж» Консультация: «Как организовать работу по обучению пересказу дома» | Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по обучению пересказу с использованием приемов мнемотехники. |
Февраль | Оформление книжной выставки Чарушина Е.И. «Забавные животные» Конкурс: «Книжка-малышка» | Познакомить родителей с творчеством детского писателя Чарушина Е.И., объяснить, что его рассказы особенно ценны для эмоционального и познавательного развития детей, они нравятся детям и воспитывают бережное, заботливое отношение к животным и птицам. Привлечь родителей совместно с детьми изготовить книжку-малышку с рассказом Чарушина Е.И. и детскими рисунками к ней. |
Март | Экскурсия в детскую библиотеку | Привлечь родителей к совместным посещениям библиотеки с детьми. |
Апрель | Выставка мнемотаблиц: «В стране русских народных сказок» | Привлечь родителей совместно с детьми изготовить мнемотаблицу к любимой русской народной сказке и подготовить её пересказ для детей в группе. |
Май | Семинар - практикум: «Результаты и обмен опытом работы за год родителей и воспитателя по программе: «Сундучок сказок» | Ознакомление родителей с результатами работы по программе за первый год. Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы. Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
3.1. Формы организации образовательного процесса:
- специально – организованная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- использование новых технологий;
- беседы;
- поисково-исследовательская деятельность;
- дидактические игры.
3.2. Методическое обеспечение Программы:
- методическое пособие Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др.– "Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. ФГОС» - М., 2008.
- методическое пособие Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2001.
3.3. Дидактическое оснащение Программы:
- Сундучок, сделанный своими руками;
- Портреты детских писателей;
- Подборку книг детских писателей и народных сказок;
- Иллюстрации к сказкам и рассказам;
- Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения НОД;
- Картотеку игр и упражнений, направленных на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники;
- Мнемоквадраты;
- Мнемодорожки;
- Мнемотаблицы;
- Схемы;
- Тактильные дощечки;
- Иллюстративные панно;
- Коллажи;
- Фланелеграф;
- Силуэтные и предметные картинки;
- Символические изображения предметов и персонажей (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- Геометрические фигуры;
- Ширма.
- Расходуемый материал.
- цветные карандаши;
- маркеры;
- цветная бумага:
- цветной картон;
- простые карандаши.
- Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения:
- Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
- Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 32 занятия.
- Регулярность занятий: 1 раз в неделю.
- Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и нормами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (20 минут).
- Основная форма организации работы с детьми: организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.
- Количество детей в группе 24 человек. 1 подгруппа – 12 человек, 2 подгруппа – 12 человек.
4. Список используемой литературы.
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [текст]. – М., 1997.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей [текст]. – М., 1981.
- Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2001.
- Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М., 2002.
- Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. – М., 2007.
- Ладыженская, Т. А. Обучение связной речи. – М., 1998.
- Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др.– "Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. ФГОС» - М., 2008.
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., 2009.
- Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [текст] // Дошкольное воспитание № 4, 1999.
- Ткаченко, Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов [текст] // Дошкольное воспитание № 10, 1990.
- Ушакова, О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.-224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...