Конспект непосредственной образовательной деятельности в области"Речевое развитие" на тему: "Секреты искусства речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горячева Ирина Михайловна

конспект занятия открытого паказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ritorika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                    Государственное бюджетное образовательное учреждение

                          города Москвы Средней Образовательной Школы  №1987

                                             (дошкольное подразделение) ЮВАО

------------------------------------------------------------

                                   109469 г.Москва    Перервинский   бульвар  дом 21 корпус 2,   т 658-90-11

        

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в области "Речевое развитие"

на тему: "Секреты искусства речи"

(подготовительная группа)

Конспект  составила – воспитатель Горячева И.М.

Цель:  Научить ребят, старшего дошкольного возраста, стать

                хорошими , талантливыми собеседниками.

Задачи:

 -- Познакомить детей с наукой "Риторика."

  -- Открывать детям секреты искусства речи.

  --  Познакомить детей  с понятием речевого этикета.

  -- Познакомить  воспитанников  с историей этикетных речевых

      форм.

  -- Развивать у детей умение грамотно выражать  свои мысли.

  -- Развивать навыки умений  словесного мастерства.

  -- Воспитывать интерес к своим речевым успехам.

  -- Воспитывать уважительное отношение к людям.

            Предварительная работа:

-- Рассказ воспитателя детям о формах  приветствия  у разных

    народов.

-- Познавательный рассказ воспитателя " Откуда к нам пришли

   слова -" Привет"," Пока."

-- Беседа "Всегда будь вежлив."

-- Беседа "Все начинается со  слова -Здравствуйте."

-- Беседа "С кем и как можно поздороваться и попрощаться."

-- Игровое упражнение "Кто первым поздоровается?"

-- С/Р игра " Мы пришли в гости."

-- С/Р игра "У нас зазвонил телефон."

--Чтение : К. Дольто-Толич "Вежливо - невежливо"

                  О. Дриз "Добрые слова"

                  В. Осеева "Волшебное слово"

            Раздаточный материал

-- Карточки  (за правильный ответ

--  Медаль "Умник"

                         Ход занятия.

   Никто, надеюсь, не будет возражать, что и в повседневной жизни и на занятиях,  и на праздничных встречах мы с особым интересом  слушаем того, кто говорит чисто и правильно. Легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. И с сожалением или с недоверием относимся к тем,  кто не может грамотно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах.

    Сегодня мы с Вами познакомимся с такой  наукой как  "Риторика". Наукой об искусстве словесного мастерства. Мы с Вами будем учиться красноречиво (т. е. красиво)  говорить. Мы будем учиться говорить "чисто", что это значит, а это значит говорить "без запинок", правильно, выговаривать  слова, не делать оговорок, не употреблять небрежно слова и правильно их произносить.

     С детства Вас учат правильно себя вести, понимая и отличая, что такое " хорошо" и что такое "плохо." Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется этикой.(от греческого слова этос, что значит правильный ,верный), а свод правил  грамотного поведения --этикетом. А правила и рекомендации о грамотном речевом поведении -- это речевой этикет. Это правильное употребление слов или красивых оборотов в разны ситуациях общения (приветствии, знакомства,  извинения, поздравления, просьбах).Воспитатель предлагает детям озвучить варианты(приветствии, знакомства,  извинения, поздравления, просьбах), какие они используют при общении с собеседником. Он объясняет детям все приведенные ими варианты ответов это формулы речевого этикета.

 А вот кто  знает,  что обозначает слово  "Здравствуйте" - это форма приветствия. Варианты ответа ("здравия тебе желаем", "Здравствуй долгие лита"). Воспитатель объясняет , что русские пожелания отличались от многих  европейцев, у которых  смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья, добра. Русский человек  все это видел в здоровье.

   Воспитатель предлагает привести примеры формул  приветствия. Дети приводят примеры формулы приветствий. После преподаватель рассуждает с детьми  к кому можно применить данную формулы в какой ситуации.

               РЕЧЕВЫЕ  формулы  ПРИВЕТСТВИЯ

 

слова  и предложения                       употребление их

Здравствуйте!                                     В любой ситуации

Привет! Как успехи!                          В общении с друзьями

Как ты живешь?                                    

Что нового?                      

                   

Доброе утро!                                      При встречи утром  с

                                                             собеседником

Добрый день!                                     При дневной встречи с

                                                             собеседником

Добрый вечер!                                    При встречи вечером  с

                                                             собеседником

Приветствую Вас!                              В любой ситуации

Рад Вас видеть!

Как рад ,что вас(тебя) вижу!

  После обсуждения, воспитатель знакомит детей с формой прощания, со значением слова "Прощай"(разреши)- значило "сними с меня вину", "отпусти меня свободным," " чтобы в дальнейшем пути я не чувствовал неудобства и горечь". "Прощайте" - достаточно строгое слово и примерно 100 лет назад, люди вводят в разговор  новое более мягкое по значению слово - "До свидания". воспитатель предлагает  детям привести примеры формы прощаний и объяснить в какой ситуации их лучше употребить.

             РЕЧЕВЫЕ  формулы  прощания

слова  и предложения                       употребление их

До свиданья (-ия)!                               В любой ситуации

Всего хорошего!                                  В любой ситуации, с оттенком                              

Всего доброго!                                    пожелания

До встречи!                                        Вместо "До свидания", когда

                                                             предполагается условная

                                                             встреча

Прощайте!                                        При прощании на всегда

                                       

Спокойной ночи!                               Прощание на ночь                                                      

Доброй ночи!

Счастливо!                                       Дружеское, непринужденное

Всего!                                                  Дружеское, употребляется

Привет!                                              хорошо знакомыми, близкими,

Пока!                                                  чаще - среди молодежи

Бывай!                                                 Грубоватое, нелитературное

Будь!

Разрешите попрощаться!                Официальное

Позвольте попрощаться!

Разрешите откланяться!                 Официальное, употребляют 

Позвольте откланяться!                  люди старшего поколения

   

           

1.1 Правильное положение тела

   Чтобы легче ощутить работу мышц, надо уметь принять правильное положение тела. Встаньте , ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело(плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи - свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным не только во время урока , но и в жизни.

1.2 Тренировочно-речевая осанка.

    Встать спиной к стене (можно стать спиной друг к другу) прислоняться к ней затылком, лопатками и пятками и так посчитать до десяти, сделать шаг вперед, не меняя осанки  и запомнить свои ощущения.

1.3" Дровосек"

   Ноги на ширине плеч, руки опущены.Взять двумя руками "топор", и подними его над головой, одновременно легко и глубоко вдохни, и с коротким полным выдохом,  через рот,  сделай быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором).Выпрямись, поднимая руки (вдох), и снова наклон и удар топора о полено - с восклицанием " раз"!

1.4"Самолет"

   Руки в стороны - в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед .(И. п.- стойка ноги врозь. руки в стороны; 1-поворт вправо; 2-  поворот влево и т. д.)

1.5 "Насос"

   А теперь насос включаем , воду из реки качаем. Влево - раз, вправо- два. Потекла ручьем вода. Раз. два. три, четыре(повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И. п. -стойка ноги в розь.1 - наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2 - наклон влево, движение левой руки).

1.6 "Освобождение от усталости"

   Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук - вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз  с восклицанием "УХ" и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинящих наклона вниз, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: «Ух-ух-ух!»

   После воспитатель предлагает детям  поиграть в  дидактическую игру "Правильные приветствия  и прощания". Пояснят условия игры. Необходимо правильно подобрать ранее обсуждаемые формулы речевого этикета при встрече или расставании с предполагаемым собеседником. За правильный ответ, ответивший получает карточку  "Смайлика" и кто больше наберет "Смайликов" за все занятие, тот и победитель и ему вручат медаль "Умник".  

   Варианты собеседников:

1.Друг (подруга) (около дома во дворе)

...................................................................

2. Учитель (классный руководитель утром при входе в школу)

................................................................. ........................................

3.Учитель (по окончании уроков, при выходе из школы) .............................................................................................................

4.Мама (папа, бабушка)(вечером, когда ты возвращаешься с детского сада)

..............................................................................................................

5. Мама твоего друга (подруги) (Встречается тебе днем)

..............................................................................................

6.Ты  приходишь первый раз в гости с другу

.............................................................................

7.Ты уходишь из Детского сада (как прощаешься с воспитателем; и если в группе одни дети)

..................................................................................................................

8.Представь, что ты уважаемый дедушка и ты был в гостях у такой же уважаемой бабушки и уходишь домой.

...................................................................................................................

9. Ты должен через 2 часа встретиться с другом на детской площадке, а сейчас расстаешься с ним, идешь домой обедать

...................................................................................................................

10. После обеда снова встречаешься с другом

.................................................................................

     Если время позволяет можно предложить детям поиграть

в дидактическую игру "Правильный вариант просьбы"

Условия игры -- Помня об этикетных правилах, используя известные вам формулы речевого этикета, составьте правильный вариант просьбы в следующих ситуациях:

1. Попроси друга (подругу) принести игрушку.

2. . Попроси друга (подругу) объяснить  правила игры.

3. Попроси воспитателя объяснить  правила игры.

4.Попроси родителя друга (подруги)  отпустить вас покататься на

   качелях.

5. Попроси незнакомого человека  о помощи.

6. .Попроси родителей купить тебе новую игрушку.

7. Попроси незнакомого человека   в транспорте передать деньги на

     билет.

Варианты просьбы:

-- Пожалуйста, ...

-- Будьте добры, ...

-- Если Вам не трудно, ...

-- Я прошу Вас (тебя), ...

--Не могли бы Вы (ты), ...

--Сделайте одолжение, ...

     Воспитатель обращается к детям: "Я порошу вспомнить  какие формулы  речевого этикета мы сегодня с Вами разобрали (дети повторяют формулы речевого этикета). Надеюсь  Вы все запомнили, что было сказано о речевом этикете и о его формулах. И впредь  будете  отличными собеседниками.

    Затем дети подсчитывают  количество заработанных карточек и приветствуют  "Умника".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области коммуникация (Развитие речи) 2 младшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности (область "Коммуникация")Тема: составление рассказа « Любимый котенка»Цель: формирование грамматического строя речи у детей 2 младшей группы.Задач...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы

Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области "Речевое развитие" "Сказка В.Г.Сутеева "Яблоко"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе в области "Речевое развитие" "Сказка В.Г.Сутеева "Яблоко" с использованием презентации и динамической па...