Игры осенью для детей среднего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Игры осенью для детей среднего дошкольного возраста
Садовая считалка
Слушаем считалку и стараемся её запомнить.
Мы с тобою в сад пойдём,
Много там цветов найдём:
Астры, флоксы, георгины,
И гвоздики, и люпины.
Хризантемы я найду.
Что ещё растёт в саду?
Колокольчики-цветы.
А водить-то будешь ты!
Игра «Садовник»
Каждый участник игры выбирает себе цветок - ромашку, пион, розу и т. д. Один из участников становится садовником. Он говорит:
- Я садовником родился.
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели, кроме... ромашки.
Ромашка должна сказать:
- Ой!
Дальше - разговор садовника с ромашкой:
- Что с тобой?
- Влюблена.
- В кого?
- В розу.
Роза должна сказать:
- Ой!
Дальше - разговор ромашки с розой:
- Что с тобой?
Диалог повторяется, называется другой цветок. Игра продолжается. Тот, кто быстро не отреагировал, когда его назвали, выходит из игры.
Пальчиковая игра «Ягоды»
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.
Сколько ягод в мире есть?
Всех, конечно, и не счесть!
Земляника, и клубника,
И крыжовник, и брусника,
А ещё смородина
Чёрная и красная.
Ох, варенье вкусное!
Ягода прекрасная!
Есть малина и черника,
Клюква есть и голубика,
А ещё есть виноград.
Винограду каждый рад!
Игра «На все цвета»
Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.
Игра «Собираем сливы»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Вот в саду созрели сливы.
Они вкусны и красивы.
(Выставляем руки вперёд и немного разводим их в стороны.)
Но все сливы высоко,
И достать их нелегко.
(Поднимаем руки вверх.)
Чтобы сливы нам сорвать,
Будем ветки наклонять.
(Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте.)
Ничего не получилось,
Будем пробовать опять.
(Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками.)
Принесли мы лестницу,
Лестницу-чудесницу.
На неё мы залезаем,
Сливы мы легко срываем.
Игра «Смотри на сливы»
Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.
Лесные загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Колючий, серый.
При любой опасности
Сворачивается клубком. (Ёж.)
С большими ушами,
В серой пушистой шубке.
Такой трусливый,
Что всех боится. (Заяц.)
С пушистым хвостом,
В рыжей пушистой шубке.
Такая хитрая,
Что всех может обмануть. (Лиса.)
Большой, неуклюжий,
В коричневой шубе.
Любит ягоды и мёд. (Медведь.)
Игра «Волшебная палочка»
Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в диких животных: медведей, волков, лис, тигров и т. д. Дети должны изобразить походку и повадки животного (также можно показать, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.
Пальчиковая игра «Грибы»
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем грибы.
Мы по лесу шли, шли,
Кузовок грибов нашли.
Раз - грибочек под берёзой,
Два - грибочек под осиной.
Три - грибочек за пеньком,
А четыре - под кустом.
Шесть и семь - под веткой клёна.
Восемь - за сосной зелёной.
Девять - на полянке.
Десять - гриб поганка.
Будем его брать?
(Дети отвечают.)
А почему его не брать?
(Дети отвечают.)
Игра «Ягоды, грибы, орехи»
Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Пальчиковая игра «Варенье»
Слушаем стихи и загибаем пальчики.
Из чего сварить варенье,
Чтобы было угощенье?
Из крыжовника, малины,
Из смородины, калины,
Из рябины, из черники,
Из душистой земляники.
Из клубники и из груши
Тоже вас зовём покушать.
И из вишни вам дадим.
Приходите, поедим!
Игра «Отгадай ягоды»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:
- Ви... (Вишня.)
- Ма... (Малина.)
- Клу... (Клубника.)
- Кры... (Крыжовник.)
- Смо... (Смородина.)
Деревенские загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Есть усы и длинный хвост.
Много шерсти, малый рост.
Утром сядет на окошко.
Догадались? Это... (кошка).
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Гусь.)
Не всадник,
А со шпорами.
Есть гребешок,
А не причёсывается.
Не будильник,
А по утрам всех будит. (Петух.)
Ходит, квохчет.
По двору идёт –
Деток за собой ведёт. (Курица.)
Явился в жёлтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)
Среди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
Игра «Отгадай животное»
Воспитатель загадывает какое-нибудь домашнее животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:
- У этого животного есть рога?
- У этого животного есть копыта?
- Ест траву и сено?
- Даёт молоко?
- Это корова?
Игра «Подсолнух»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
У забора появился
Тоненький росточек.
(Приседаем и встаём.)
Быстро вверх он потянулся,
Вырос вдруг листочек.
(Поднимаем руки вверх.)
Вот стоит большой цветок –
Так похож на солнышко.
(Качаем руками, поднятыми вверх.)
Нежен каждый лепесток
Жёлтого подсолнушка.
(Выставляем руки вперёд и растопыриваем пальцы.)
Очень-очень много в нём
Уж созрело семечек.
(Разводим руки в стороны.)
Будет угощение
Для мальчиков и девочек!
(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)
Игра «Из него сделано?»
Воспитатель называет то, что едят. Дети должны сказать, из чего это сделано. Например: подсолнечное масло - из семечек подсолнечника (с помощью тяжёлых прессов выжимают из них масло), сметана - из молока, хлеб - из зерна, варенье - из фруктов и ягод, и т. д.
Игра «Деревья»
Слушаем рассказ и выполняем различные движения.
Летом ярко светило солнышко.
(Растопыриваем пальцы перед собой.)
Тёплый ветерок обдувал деревья.
(Машем на себя ладошками.)
Тёплый дождик мыл зелёные листочки.
(Кончиками пальцев трём щёчки.)
А потом лето кончилось, пришла осень.
Холодный дождик стучал по листьям.
(Стучим кончиками пальцев по щёчкам.)
Холодный ветер раскачивал деревья.
(Качаемся из стороны в сторону.)
Листья пожелтели и упали на землю.
(Приседаем, потом встаём.)
Стало совсем холодно, и деревья заснули.
(Кладём ладошки под щёчку.)
Деревья проснутся весной.
Станет тепло, будет ярко светить солнышко.
(Растопыриваем пальцы перед собой.)
На деревьях вырастут новые листочки.
Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки
(Трясём кистями рук.)
Игра «Ветер и деревья»
Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.
Хвойные загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)
С иголками,
А не ёж.
Зелёная,
А не лягушка. (Ель, сосна.)
Вокруг неё охотно
Мы водим хоровод,
Когда приходит праздник
Весёлый Новый год. (Ёлка.)
Игра «Ёлка»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
У зелёной нашей ёлки
Очень колются иголки.
Колют щёчки, колют ушки
У Алёны и подружки.
Колют ручки,
Колют ножки
У Алёши и Серёжки.
И коленки, и бока.
Хватит, ёлочка, пока!
Игра «Змейки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Змейки ползают везде –
И на суше, и в воде.
(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)
Змейки влево поползут –
Были там, а стали тут.
(Правой рукой двигаем волнообразно влево.)
Змейки вправо поползут –
Были там, а стали тут.
(Левой рукой двигаем волнообразно вправо.)
Змейки лезут по стволу
(Поднимаем руки вверх.)
И сползают на траву.
(Опускаем руки вниз.)
Змейки лезут под корягу
И под ней тихонько лягут.
(Нагибаемся и приседаем.)
Игра «Змейка»
Дети встают друг за другом и держат за пояс соседа, стоящего впереди. Это змейка. Она ползёт вперёд, поворачивает в стороны, отползает от препятствий. Скорость движения постепенно увеличивается. Важно, чтобы колонна не распадалась (нельзя убирать руки).
Загадки про птиц
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Кто уселся на суку
И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)
Я на пруд хожу купаться,
Понырять и поплескаться.
Там кричу я: «Га-га-га!
Как красивы берега!» (Гусь.)
Разлетайтесь, воробьи!
Разбегайтесь, мыши!
Кто-то чёрный и большой
К нам спустился с крыши.
Прячьтесь, муха и комар!
Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)
Игра «Гуси и Волк»
Нужно выбрать Волка. В начале игры он сидит в сторонке. Слова произносит сам воспитатель или (как диалог) вместе с детьми. После этого гуси летят (пробегают) мимо Волка в свой дом. А Волк старается схватить гусей. Те, кому удалось спастись, продолжают игру. Игра закончится, когда все гуси будут пойманы.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите домой!
- Серый Волк под горой не пускает нас домой!
- Ну летите как хотите, только крылья берегите!
Игра «Сыч летает»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Сыч летает над кустами.
(Машем руками, как крыльями.)
Вы спасайтесь, мышки, сами.
(Приседаем.)
Сыч летает –
Злится, злится:
- Кто меня тут не боится?
(Машем руками, как крыльями.)
Я и ниже полечу,
Мышку я сейчас схвачу!
(Делаем руками перед собой хватательные движения.)
Смотрит сыч на землю зорко.
Вы спасайтесь, мышки, в норке. (Приседаем.)
Мышки в норку прошмыгнули,
(Бежим на месте.)
Злую птицу обманули.
(Машем ладошками перед собой.)
Игра «Сыч и мышата»
Сыча можно выбрать с помощью считалки. Остальные дети - мышата. На полу верёвочкой выложен большой круг. Это норка. По команде воспитателя мышата выбегают из норки и веселятся, бегают. Воспитатель говорит: «Вот из леса вылетает сыч». Мышата должны быстро забежать в норку, чтобы не оказаться пойманными.
Пальчиковая игра «Птицы»
Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.
Эта птица - соловей.
Эта птица - воробей.
Эта птица - совушка,
Сонная головушка.
Эта птица - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта птица - свиристель,
Эта птица - коростель.
Это - зяблик, это - стриж,
Это - развесёлый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Ну-ка, птицы, по домам!
Игра «Перелётные и неперелётные птицы»
Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машем), ласточка (машем), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машем), ворона (руки внизу).
Осенние загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт.
Глаз нет, а плачет. (Туча.)
С неба пришёл,
В землю ушёл. (Дождь.)
Дождь холодный моросит,
А медведь уснуть спешит.
Мышь запасы собирает.
Время года кто узнает? (Осень.)
Все цветы пропали,
Листья все опали.
Птицы улетают.
Когда это бывает? (Осенью.)
Игра «Осень»
Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.
Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем.)
Осенью становится холоднее, чем летом.
Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем.)
Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем.)
Осенью некоторые птицы улетают на юг.
Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем.)
Осенью медведь и ёжик засыпают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на осенний утренник (старший дошкольный возраст)
Игра «Составь листок»Музыкальная игра «Волшебный обруч» (Автор игры и микса — И. В. Холодная)Эстафета «Перенеси овощи в ложке»...
Музыкально-дидактических игры для детей старшего дошкольного возраста «Зимние чудеса» и «Шагает осень по дорожке».
Данные игры разработаны и применяются в работе с детьми в целях развития психической сферы (памяти, мышления, воображения, речи), умения воспроизводить ритм с помощью ритмослогов, детских музыкальных ...
Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста
Подобранный материал поможет педагогу подобрать осеннюю игру для праздника...
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста
Материал содержит картотеку осенних игр для детей дошкольного возраста....
Осенние музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста
Формировать музыкальные и творческие способности детей, ...