Конспект НОД по развитию речи для детей старшего возраста "Познакомимся с предложением"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познакомимся с предложением».
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
Задачи:
-Обучать детей выделять предложение из трех слов без предлогов.
-Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
-Обучение графической записи предложения.
-Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, тетради для графических диктантов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У всех хорошее настроение? (ответы детей)
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать, кто это? (ответы детей)
(Появляется Мудрая Сова). Она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
Для этого нам нужно поработать над своим дыханием.
Проводится дыхательная гимнастика «Носиком дышу свободно».
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
«Носиком дышу свободно »
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы.
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
1 часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы мне ответите, сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается 1 карточка «Девочка моет руки» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель:
Девочка моет руки. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)
Скажите, сколько всего слов в этом предложении? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, в предложении всегда о чем-то говорится, из него мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
А теперь придумайте свое предложение из 2-3 слов (ответы детей).
На доску вывешивается 2 карточка «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, посмотрите на эту картинку и расскажите о том, что делают дети (ответы детей).
Что у вас получилось? (ответы детей).
Молодцы! У вас получилось предложение! Чтобы определить, сколько в нем слов, давайте все вместе прохлопаем каждое слово в ладоши.
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Сколько получилось слов в этом предложении? (ответы детей).
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
На доску вывешивается 3 карточка «Кошка лакает молоко» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель: Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делает кошка? (ответы детей).
Какое предложение у вас получилось? (ответы детей).
Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов).
2 часть.
Ребята, можно не только сосчитать сколько слов в предложении, но и обозначить его графической записью.
Показывает карточку - схему предложения.
Воспитатель: Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
2.Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения (показ карточки).
На доску вывешивается 4 карточка «Мальчик режет хлеб» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Воспитатель: Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей).
Сейчас, я буду делать графическую запись предложения на доске, а вы внимательно смотрите и слушайте.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак.
Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «режет», между словами пауза, я отступлю от второго слова 1 клетку; третье слово «хлеб», предложение закончено, в конце я поставлю точку.
3 часть.
На доску поочередно вывешиваются 5 карточка «Мама заплетает дочку», 6 карточка «Девочка кормит рыбок», 7 карточка «Мальчик забивает гвоздь» , 8 карточка «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов».
Воспитатель: Ребята, попробуйте самостоятельно разобрать эти предложения и записать в тетрадях по указанной на доске схеме.
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.
Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей).
Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)
Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...