Образовательная область: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи на тему "Осень" в группе компенсирующей направленности (6-7 лет).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Валерьевна Павлова

Форма организации детских видов деятельности

  организованная образовательная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия         : Павлова

Имя                  :  Ирина

Отчество         :  Валерьевна

Место работы : МБДОУ № 7

Должность     : учитель-логопед

                      Форма организации детских видов деятельности 

                           организованная образовательная деятельность

Возраст детей

6-7 лет

Образовательная область

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема

«Осень»

Программные задачи

Образовательные задачи:  

- систематизировать знания об осени и осенних явлениях;

- обогащать и активизировать словарный запас по теме;

- учить выстраивать полные и чёткие предложения.

Коррекционные:

- обогащать словарь действий;

- вырабатывать длительный плавный выдох через рот без речевого сопровождения;

- совершенствовать произносительные умения;

- развивать моторику и координацию речи с движением, умение управлять мышцами тела.

Воспитательные задачи: 

- учить жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;

- формировать умение слушать друг друга

Оборудование и материалы

Индивидуальные зеркала, мяч, предметные картинки на тему «Осень», осенние листья

Предварительная работа

Наблюдение на прогулке с воспитателем за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме осень.

Ход работы

                                           Организационный этап.

(На столах перед детьми лежат листья разных деревьев, дети садятся за столы).

Логопед:  А сейчас поднимет правую руку тот, у кого на столе (кленовый, березовый, дубовый) листочек.

Дети выполняют.

Логопед: Молодцы!

Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед: Прослушайте, стихотворение и ответьте на вопрос (читает стихотворение)

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Е. Трутнева

- О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей.

Поисково-практический этап

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Ребята, приготовьте зеркала.

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упр. «Чашечка»), в лес он отправился верхом на лошадке (упр. «Лошадка»).

По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка (вдох носом, выдох через рот на кончик языка) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; логопед проверяет правильность выполнения упражнения за каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу.

Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это сыроежка.» и т. д. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.

Упр. «Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами.  Затем Язычок улыбнулся и отправился домой.

 Логопед: А мы сейчас поиграем и вспомним  Приметы осени.

(По мере отгадывания загадок логопед выставляет на доску отгадки-картинки)

1.Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (листопад)

2. Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (птицы)

3. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду …(лужи).

4. В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли …(зонт).

5. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (дождь)

6.Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, ещё рожай.

Мы собрали …(урожай).

Логопед: Молодцы! Ребята,  что такое «урожай»?

*(Если дети затрудняются, логопед поясняет)

Игра «Исправь ошибки»

Логопед: Послушайте ,что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно:

- Осенние месяцы — февраль, июнь и март. Правильно?

Дети:  Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Осенью погода ясная, солнечная и теплая. Правильно?

(Ответы детей)

- Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

(Ответы детей)

- Скажите, какое из двух предложений правильное: 1.Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.2. Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.

- Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

(Индивидуальные ответы детей).

Логопед: Молодцы! А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Логопед: Молодцы, все постарались! А сейчас я предлагаю вспомнить, что бывает осенью?

- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

Игра с мячом «Подбери слова-действие». 

Лист  (Что делает?)  - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?)  - улетают, перелетают, курлыкают, поют. 

Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.

Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).

(Индивидуальные ответы детей)

Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: Вот и закончилось занятие. Вместе вспоминаем, о каком времени года говорили, что сегодня делали.

(Ответы детей)

-Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.

   

                                                                       

   

Конспект

  организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет

                                                                                         Павлова И.В. уч.-логопед

                                                                                         МБДОУ детского сада № 7

                                                                                         комбинированного вида

г. Кубинка

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...