ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ООД по развитию речи в группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.03_konspekt_nod_ogorod_kruglyy_god.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в разновозрастной группе

для детей с ТНР «Теремок» (старшая подгруппа)

«Огород-круглый год»

Дата проведения: 27.03.2019г.

Цель: расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; формирование и уточнение представлений об овощах, уточнить и пополнить активный словарь словами: «срывают», «срезают», «выкапывают», «выдёргивают».

Образовательные задачи:  развивать связную речь при составлении описательного рассказа об овощах;  активизировать познавательную и речевую деятельность детей; совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования.

Развивающие задачи: активизировать речевую деятельность детей; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мыслительную деятельность, логическое мышление, внимание; связную речь, развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к окружающему; воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе, воспитывать интерес к речевым играм.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное развитие.

Оборудование: карточки с изображением овощей, мнемотаблица для описательного рассказа об овощах, мяч, корзина с овощами.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций по теме, воспоминания из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия

Организационный момент:

Пришла весна с подарками: с лучами солнца яркими,

С веселым первым громом и птичьим перезвоном.

-Ребята, посмотрите, весна приготовила для нас сообщение.

(берем конверт)

- Давайте посмотрим, что в конверте. В конверте пазлы (фото огорода на окне). 

-Давайте соберем картину и узнаем, что же весна хочет сказать нам.

Дети складывают картинку.

-Ребята, что у нас получилось? Знакома ли вам эта картина?

Вы видели у нас в группе такой уголок? Давайте найдем его.

Подходят к огороду:

Что за зелень у окна.

Ведь за окнами весна.

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Дети читают стихи:

Артем

Что за чудо! Вот так класс!

На подоконнике у нас мини-огород живет! Всё на нём всегда растёт!

Огород наш, огород. Много было с ним хлопот.

Что сажать? Когда сажать? К дате чтоб не прогадать.

Тарас

Разместили на оконце, чтоб получше грело солнце

И от света и тепла зелень дружная взошла!

Женя

Всходы наши подрастают, с каждым днем они крепчают.

Риана

Поливать не забываем, сорняки все удаляем.

А терпение и труд к урожаю приведут.

И от детских всех забот наш веселый огород расцветает и живет.

Беседа о рассаде.

-Ребята, подумайте и скажите, что происходит с растениями весной? (они пробуждаются, начинают расти)

- А из чего можно вырастить растение (из семян). 

-Правильно растение вырастает из семечка. Можно ли сейчас сеять семена растений в землю на улице? (нельзя, еще холодно).

- Некоторые растения (огурцы, перец, помидоры, баклажаны) требуют много тепла, поэтому сначала в теплом помещении (комнате, специальных тепличках) из семян выращивают рассаду, а затем, когда потеплеет, пересаживают её на грядку и клумбы (цветы).

-Куда нужно поставить посевы, чтобы они лучше росли? (на самое светлое место, на окно) 

-Правильно. Посевы надо поставить на окно ближе к свету (или на стол около окна).

-А какие ещё условия необходимы для роста нашей рассады? (свет, тепло, влага)

-Правильно, все растения живые, им нужна вода, тепло, свет.

-Тепло уже есть – в группе тепло.

-Света тоже много – окна большие, а вот вода. Воду растениям надо специально давать, надо поливать их.

-Вспомните, как мы сажали наш «Огород на окне»? Что мы делали сначала?

(Мы заранее насыпали в горшок земли и размяли, чтобы не было комочков. Взяли семена, насыпали их в землю, а затем полили водой. Поставили горшки на окошко и стали наблюдать, что произойдёт с нашей рассадой.)

-Через некоторое время показались маленькие ростки. Затем появились листики покрупнее.

-Всё время мы поливаем огород водой комнатной температуры, проводим рыхление.

- Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы в будущем мы получили хороший урожай? (Земля, вода, воздух, свет, тепло.)

- Когда растает снег, на улице станет совсем тепло, и земля прогреется под теплыми лучами солнца, мы пересадим нашу рассаду на огород.

Рассаживаются на стулья.

Отгадывание загадок.

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки).

Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я… (капуста).

Он круглый и красный как глаз светофора

Среди овощей нет сочней …  (помидора)

Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас… (огурцы).

Это сочный корнеплод, в огороде он растет.

Чаще красным он бывает, к нам в салаты попадает,

На тарелку, в плошку, в миску. Это – вкусная… (редиска)

Теплолюбивый, сладкий,

Пустой и очень гладкий,

На грядке растёт,

Вкус прекрасный даёт!

(Перец сладкий)

- Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи).

-Какие ещё овощи вы знаете? (лук, морковь, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

-Где растут овощи? (на земле, под землёй)

-Как собирают овощи, которые растут на земле, на кустах? (срывают, срезают)

-Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

-Когда в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (картофель выкапывают).

-Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

-Как убирают капусту, кабачки? (капусту, кабачки срезают)

-Как убирают редис, свёклу, репу? (репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Встаем в круг для физминутки.

ФИЗМИНУТКА «Есть у нас огород...»

Проходим к стульям.

Дидактическая игра «Расскажи по описанию»

Воспитатель предлагает план-схему. Она имеет вид плаката, который состоит из семи рисунков. Ориентируясь на опорные рисунки этой схемы, ребенок должен составить описательный рассказ о любом овоще.

(помидор, морковь, огурец, перец, тыква).

Дидактическая игра «В названии какого овоща есть звук…»

Воспитатель по очереди называет звуки: [к], [у], [а], а дети называют овощ, в названии которого такой звук есть.

Игра «Спрячь слоги в ладоши»

Воспитатель произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги.

Горох, баклажан, лук, перец, тыква, кабачок, картофель, чеснок и т.д.

Дидактическая игра «Уменьшитель»

Воспитатель бросает детям по очереди мяч, называя один из овощей, дети должны «уменьшить» этот овощ:

огурец (говорит воспитатель) – огурчик (говорит ребенок),

морковь-морковка,

помидор-помидорчик

лук-лучок

репа-репка

перец-перчик

укроп-укропчик

свекла-свеколка

чеснок-чесночок

баклажан-баклажанчик

капуста-капустка

Подведение итогов.

-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?

-Что мы с вами рассматривали? (огород на окне)

-Что выращивают в теплом помещении из семян? (рассаду)

-Будете ли вы дома выращивать рассаду?

-Какая вам игра понравилась больше всего?

-Кто сегодня был самым активным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...