"Использование интерактивных технологий в практической работе по овладению дошкольниками речью, как средством общения"
статья по развитию речи
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Использование интерактивных технологий в практической работе по овладению дошкольниками речью, как средством общения"
Мотина О.Н.
Речь — не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием личности человека в целом.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов:
- На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
- На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
- На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять. И все же общение с ровесниками приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый.
В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры — они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе; главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются. Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, — дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям.
В общении с ровесником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- Во II младшей группе – работа в парах, хоровод;
- В средней группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- В старшей группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- В подготовительной к школе группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Хочу предложить некоторые педагогические технологии, на мой взгляд, наиболее эффективно способствующие развитию речи детей в процессе общения со сверстниками.
Педагогическая технология «Хоровод»: на начальном этапе я беру на себя роль ведущего, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди еще не могут. С помощью предмета (я использую мяч, флажок или любой другой предмет), задаю вопрос, даю задание. Дети выполняют задание по очереди, передавая предмет рядом стоящему ребенку. Данная технология помогает развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, относящиеся к той или иной теме недели. Также данная технология воспитывает у детей такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
В старшем возрасте роль ведущего берет на себя более активный ребенок.
Например: «Назови ….» (мебель, продукты, одежда и др.); «Какой снег?» «Какая кошка?» (на подбор качественных прилагательных); «Что бывает красного цвета?» (желтого, синего и т.д.).
Начиная с младшего возраста, в своей работе с детьми применяю технологию «Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Малыши с удовольствием играют в такие игры как «Лото», дидактические игры, собирают пазлы, конструируют и др. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, обсуждать, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества.
Работая с детьми старшего возраста, использую в своей работе интерактивную технологию «Цепочка», которая формирует у детей умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата, создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Например: в средней группе игра «Оденем куклу на прогулку», в старшей группе разгадывание ребусов, кроссвордов.
Детям нравится интерактивная игра «Аквариум». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
Еще одна педагогическая технология способствующая развитию речи детей - «Интервью». В основном, данную технологию применяю на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работе, в конце образовательной деятельности. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Например, играя в игру «Пресс - конференция» развивается диалогическая речь, умение корректно, вежливо задавать вопросы и отвечать на них.
Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью применяю технологию «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:
- развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивают все компоненты устной речи детей;
- способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологии развивает речь детей в процессе общения со сверстниками, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
- Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
- Ельцова О.М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
- Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
- Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ под ред. И.В. Руденко.- ТОЛЬЯТТИ: ТГУ, 2006
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001
- Ушакова О. С. « Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Творческий центр « Сфера» Москва – 2002г.
- Интерактивные технологии в дошкольном образовании. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/26/interaktivnye-tekhnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Конспект итогового занятия: «Весна пришла!» с использованием интерактивных технологий Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
При работе использована интерактивная доска для создания зрительных образов, подкрепляющих эмоциональное впечатление от классической музыки, а также заданий игрового характера....
«Весна идёт!» с использованием интерактивных технологий Mimio в работе с детьми старшего возраста
Конспект к занятию "Весна идёт!"...
«Весна идёт!» с использованием интерактивных технологий Mimio в работе с детьми старшего возраста
Конспект "Весна идет!"...
Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Карточки к игре "Кому что?" с использованием интерактивной технологии "Цепочка" и "Работа в парах"
См. публикацию : Разработка игр с детьми старшей группы с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Работа в парах", "Цепочка"....
Конспект НОД на тему: «Огонь - друг, огонь - враг» с использованием интерактивных технологий: «Цепочка», «Хоровод», «Работа в парах», «Корзина идей».
Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе ...