«Буква Б, звуки (Б, Б*)
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Морозова Ольга Алексеевна

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительно группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Б, звуки (Б, Б*)

Цели:

Обучающие

  • познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их  обозначающей
  • учить выделять звук в слове и определять его место в нем
  • учить читать открытые и закрытые слоги, составлять из них слова

Развивающие

  • развивать память, мышление, логику, фонематический слух

Воспиательные

  • воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества

Ход занятия.

  1.Организационный момент. (слайд 1)

  2.Основная часть.

- Ребята, посмотрите, а кто это к нам пришел? Еще один гость! Вы узнаете его? (Да, это Кузя) - (достаю игрушку)

- А вы помните, что он нам всегда говорит?

« К нам по утрам приходит гном,

С утра приходит, прямо в дом,

 И говорит нам об одном:

«Почаще мойте уши!»

А мы кричим ему в ответ:
«Мы точно знаем,

Гномов нет!»

«Ну, нет, так нет»,

-он нам в ответ.

«Вы только мойте уши!»

- Ребята, а как вы думаете, почему нас Кузя просит чаще мыть уши?

 (что бы хорошо слышать и слушать друг друга)

- Правильно, ребята! Ведь буквы у нас есть громкие, то есть звонкие и тихие, то есть глухие!

- А что это Кузя нам принес? Да это же письмо.

(читаю): «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе на именины. Буква Б.» (слайд 2)

- Вот здорово! Пойдем, ребята? (Да)

- А проходит праздник в волшебной стране Букваринск (слайд 3)

Звенит звонок телефона

- Разговариваю по телефону: «Да, это я, конечно, собираемся, а что случилось? Обязательно, постараемся как можно быстрее добраться.

- (слайд 4) Ребята, в Букваринске случилась беда, злой Буквоед похитил нашу именинницу, надо срочно ее спасать, как вы считаете? (ответы детей)

- А на чем же мы доберемся до города? Предлагаю на самолете, согласны? (слайд 5)

Физкультминутка: Руки ставлю я вразлет

                                 Получился – самолет!

                                 Я моторчик заведу

                                 Прямо в город полечу

                                 Правое крыло вперед,

                                 Левое крыло вперед!

                                 Приземлились!!!!

- Ну, вот мы с вами и прилетели! А куда идти дальше? Где искать этого злодея? Кузя, ты случайно не знаешь?

(шепчет на ухо) Правда? Ты просто молодец! Ребята, оказывается, нам надо перебраться через речку, а за ней начинается путь в логово злодея.

- Но как, же мы переправимся? Ведь река глубокая? Что вы предлагаете, ребята? (построить мост)

- (листы с заданиями) Хорошо, вы постарайтесь построить мост, но так как мы с вами в волшебном месте, то и мост наш будет необычным. Строить его мы будем по схеме. Если в слове, есть звук (Б), то ставим квадратик синего цвета, если нет, то красного. Этим у нас займутся мальчики, а девочки построят перила, для них задача такая: вам надо определить, в какой части слова встречается звук (Б или Б*) для этого мы будем использовать нашу рыбку – в начале, передвигаем пуговку  в голову рыбки, в середине – в среднюю ее часть, а если слово заканчивается на этот звук, значит  передвигаем пуговку в хвост рыбки.

(самостоятельная работа детей)

Проверка выполненной работы (взаимопроверка)

- Ой, какие вы молодцы, (слайд 6) посмотрите, какой замечательный мост у нас получился, вот мы и перешли речку.

- А посмотрите, какая полянка красивая, (цветы с заданиями) а цветы какие, волшебные, давайте соберем нашей имениннице букет? Вы срывайте цветок и говорите, какой звук там живет (дети «срывают» цветок и рассказываю, что знают о звуке, живущем в нем: согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

- Какой замечательный букет у нас получился. Устали? Посмотрите(слайд 8)

, какие вишенки, давайте отдохнем и вишенки соберем.

Физкультминутка: На носочки я встаю,

                        Вишенку я достаю

                                                   С вишенкой бегу домой

                                                   Буковке, подарок мой!

- ( вишенки со слогами)Ой, сколько здесь вишенок, а они не простые, на каждой слог написан, давайте срывать и слова составлять!

(срываем «вишенки», читаем слоги на каждой и составляем слово)

- Вот какие вы молодцы, сколько вишни собрали, всем угощения хватит, правда, Кузя?

- Что ж, мы отдохнули на полянке, пора и в путь. Вот она, пещера Буквоеда, страшно? Ой, а что это он сделал с нашей буквой- именинницей? (разрезанная буква) Ребята, он ее в стекло превратил и разбил, чтобы она с нами не встретилась. Что же делать? (собрать)

(Собираем букву)

Вот она, наша именинница! Давайте, ребята, мы букву охарактеризуем. Но прежде подготовим свой язычок.

Артикуляционная гимнастика( слайд 9-14)

Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)

А подвижный язычок, работой заниматься

Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)

А потом забор построил - красота! (забор)

Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)

По нему несется воздуха поток. (дуть)

Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась – хороша!

-Как вы думаете, звуки б и б’  гласные или согласные? (согласные). Давайте поднесем ладонь ко рту и произнесем эти звуки. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толкается) Что является преградой воздуху? (губы) Значит делаем вывод, что звуки б и б’ согласные. Положите руку на горло. Оно дрожит? (Да) Значит голос есть, делаем какой вывод? (звуки б и б’ звонкие)

- Чтобы наша буква именинница снова стала целой и невредимой, у нас есть волшебная вода, давайте вместе скажем: 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(убираю «разбитую» букву и достаю целую)

Вот она, какая красивая, так что же мы о ней узнали? (2 звука, согласные, твердый и мягкий, звонкие) 

Хорошо, а теперь я пущу вам букву пластмассовую и из пластилина, а вы ощупаете их  и запомните из каких элементов наша буква состоит ( самостоятельная работа). Давайте в воздухе  опишем букву Б (сначала пишем спинку, затем животик и кепочка)

- А теперь давайте сделаем подарок нашей имениннице, поиграем для нее на музыкальных инструментах, а Кузя вас послушает.

Чтение слогов на музыкальных инструментах (листы с муз. Инструментами)

-Барабан: БАМ, БОМ, БУМ, БИМ

- Труба: БИ, БА, БО

- Балалайка: БА, БО, БУ

- Ребята, смотрите сколько конфет припасла для нас буква Б, давайте разложим их в вазы в зеленую – где звук – мягкий, а в синюю, где твердый(слайд 15)

Раскладываем по вазам: - белка                            - ботинки

                                          - лебеди                         - батон

                                          -обезьяна                       - автобус

                                                                                 - бант

     

     А теперь мы с вами позанимаемся в тетрадочках,  вы должны найти  в текстах букву «Б» и  обвести ее в кружок( самостоятельная работа детей) .   Хорошо, ребята, а вот прописи, вы возьмете домой и пропишите букву дома!                                              

- Молодцы, ребята, но нам пора домой.

1,2,3 – волшебство скорей приди,

Вокруг себя повернись

В детском саде очутись!

3.Итог.

- Ребята, вам понравилось в гостях?  А у какой буквы мы были на именинах?

Что мы теперь о ней знаем? Молодцы, спасибо! Кузя тоже прощается с нами до следующего путешествия, а что он нам говорит? Спасибо за занятие!

        

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Морозова О.А

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...