Рабочая программа для старшей группы по развитию речи
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2’’
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
( старшая группа)
2019/2020 уч.год
Составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой
Составители:
Воспитатель – Котульская А.В.
Воспитатель – Хорошилова Д.А.
г. Раменское
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие речи
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый —снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун —озорник—проказник), с противоположным значением (слабый —сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с —ш, ж —з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка —зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь —медведица—медвежонок—медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018 учебный год
Сентябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Мы – воспитанники старшей группы. | 1 | 3 |
2 | Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…" | 1 | 6 |
3 | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | 1 | 10 |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | 1 | 13 |
5 | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила". | 1 | 17 |
6 | Заучивание стихотворения И. Белоусова "Осень" | 1 | 20 |
7 | Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней | 1 | 24 |
8 | Веселые рассказы Н. Носова | 1 | 27 |
Октябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака "Пудель" | 1 | 1 |
2 | Учимся вежливости. | 1 | 4 |
3 | Обучение рассказыванию: описание кукол. | 1 | 8 |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | 1 | 11 |
5 | Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней. | 1 | 15 |
6 | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный". | 1 | 18 |
7 | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа "Совет". | 1 | 22 |
8 | Литературный калейдоскоп. | 1 | 25 |
9 | Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат". | 1 | 29 |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение". | 1 | 1 |
2 | Рассказывание по картине. | 1 | 5 |
3 | Чтение русской народной сказки "Хаврошечка". | 1 | 8 |
4 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш . | 1 | 12 |
5 | Обучение рассказыванию. | 1 | 15 |
6 | Завершение работы над сказкой "Айога". | 1 | 19 |
7 | Чтение рассказа Б. Житкова "Как я ловил человечков". | 1 | 22 |
8 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Что это?" | 1 | 26 |
9 | Чтение стихотворения Ривза «Шумный ба-бах» | 1 | 29 |
Декабрь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Чтение стихотворений о зиме. | 1 | 3 |
2 | Дидактические упражнения: "Хоккей", "Кафе". | 1 | 6 |
3 | Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела". | 1 | 10 |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. | 1 | 13 |
5 | Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце". | 1 | 17 |
6 | Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой". | 1 | 20 |
7 | Беседа по сказке П. Бажова "Серебряное копытце". Слушание стихотворения К. Фофанова "Нарядили елку…" | 1 | 24 |
8 | Дидактические игры со словами. | 1 | 27 |
9 | Дидактическая игра «Угадай слово» | 1 | 31 |
Январь
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Беседа на тему: "Я мечтал…" Дидактическая игра "Подбери рифму". | 1 | 10 |
2 | Чтение рассказа С. Георгиева "Я спас Деда Мороза". | 1 | 14 |
3 | Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения". | 1 | 17 |
4 | Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово". | 1 | 21 |
5 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | 1 | 24 |
6 | Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Вороненок". | 1 | 28 |
7 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство". | 1 | 31 |
Февраль
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Беседа на тему "О друзьях и дружбе". | 1 | 4 |
2 | . Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово". | 1 | 7 |
3 | Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка". | 1 | 11 |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | 1 | 14 |
5 | Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж". | 1 | 18 |
6 | Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки". | 1 | 21 |
7 | Обучение рассказыванию по картине "Зайцы". | 1 | 25 |
8 | Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…" | 1 | 28 |
Март
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном". | 1 | 3 |
2 | Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | 1 | 6 |
3 | Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…" | 1 | 10 |
4 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение". | 1 | 13 |
5 | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". | 1 | 17 |
6 | Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства". | 1 | 20 |
7 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах". | 1 | 24 |
8 | Чтение сказки "Сивка-Бурка". | 1 | 27 |
Апрель
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л –р. | 1 | 3 |
2 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". | 1 | 7 |
3 | Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". | 1 | 10 |
4 | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". | 1 | 14 |
5 | Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову). | 1 | 17 |
6 | Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" | 1 | 21 |
7 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | 1 | 24 |
8 | Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик". | 1 | 28 |
Май
№ | Тема занятия | Кол-во | число |
1 | Литературный калейдоскоп. | 1 | 5 |
2 | Обучение рассказыванию по картинкам. | 1 | 8 |
3 | Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения. | 1 | 12 |
4 | Лексические упражнения. | 1 | 15 |
5 | Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол". | 1 | 19 |
6 | Звуковая культура речи (проверочное) | 1 | 22 |
7 | Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни". | 1 | 26 |
8 | Повторение пройденного материала. | 1 | 29 |
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь
Занятие № 1 (03.09.19)
Мы – воспитанники старшей группы.
Программное содержание
- Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники.
- Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.
Ход занятия.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.26.
Занятие № 2 (06.09.19)
Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…"
Программное содержание
- Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.27.
Занятие №3 (10.09.19)
Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Программное содержание
- Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»Мозаика – Синтез, 2010. с.-28
Занятие № 4 (13.09.19)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с
Программное содержание
- Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.-29.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.3
Занятие № 5 (17.09.19)
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Программное содержание
- Учить детей рассказывать ,ориентируясь на план.
- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-30.
Занятие № 6 (20.09.19)
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Программное содержание
- Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении)
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.32.
Занятие №7 (24.09.19)
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней
Программное содержание
- Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-33.
Занятие № 8 (27.09.19)
Веселые рассказы Н. Носова
Программное содержание
- Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Желательно положить в уголок книги – иллюстрированные издания произведений Н. Носова.
Ход занятия:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 35.
Октябрь
Занятие № 1 (01.10.19)
Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».
Программное содержание
- Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем
Ход занятия.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.35.
Занятие № 2 (04.10.19)
Учимся вежливости
Программное содержание
- Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.36.
Занятие №3 (08.10.19)
Обучение рассказыванию: описание кукол
Программное содержание
- Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Игрушки; картинки из пособий Гербовой В.В. «Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (М.: Просвещение, любой год издания),
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 38.
Занятие № 4 (11.10.19)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц
Программное содержание
- Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
- Познакомить детей с новой загадкой..
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 39.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.4
Занятие № 5 (15.10.19)
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
Программное содержание
- Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.
- Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-41
Занятие № 6 (18.10.19)
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Программное содержание
- Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
- Познакомить с русской народной сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный» (оброботка И. Карнауховой), помочь понять смысл.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.42.
Занятие №7 (22.10.19)
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»
Программное содержание
- Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.
- Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-42.
Занятие № 8 (25.10.19)
Литературный калейдоскоп
Программное содержание
Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Ход занятия:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 44.
Занятие № 9 (29.10.19)
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Программное содержание
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Ход занятия:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 51.
Ноябрь
Занятие № 1 (01.11.19)
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Программное содержание
- Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений
Ход занятия.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»-« Мозаика – Синтез, 2010.- с.44.
Занятие № 2 (05.11.19)
Рассказывание по картине
Программное содержание
Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.45.
Занятие №3 (08.11.19)
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Программное содержание
- Вспомнить известные детям русские народные сказки.
- Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
- Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных..
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Игрушки; картинки из пособий Гербовой В.В. «Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (М.: Просвещение, любой год издания),
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 46
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Развитие речи для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14
Занятие № 4 (12.11.19)
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш
Программное содержание
- Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте., карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 48.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14
Занятие № 5 (15.11.19)
Обучение рассказыванию.
Программное содержание
- Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-49
Занятие № 6 (19.11.19)
Завершение работы над сказкой «Айога».
Программное содержание
- Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез2010. - с.50.
Занятие №7 (22.11.19)
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Программное содержание
- Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-51.
Занятие №8 (26.11.19)
Дидактические игры со словами.
Программное содержание
- Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 62.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.12
Занятие №9 (29.11.19)
Чтение стихотворения Ривза «Шумный ба-бах»
Программное содержание
- Познакомить детей со сказкой Ривза «Шумный ба-бах»
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 97.
Декабрь
Занятие № 1 (03.12.19)
Чтение стихотворений о зиме
Программное содержание
- Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-54.
Занятие № 2 (06.12.19)
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»
Программное содержание.
- Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 55
Занятие № 3 (10.12.19)
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Программное содержание
- Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 57.
Занятие № 4 (13.12.19)
Звуковая культура речи: работа со звуками с – ш
Программное содержание
- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 58.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.7
Занятие № 5 (17.12.19)
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Программное содержание
- Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-60
Занятие № 6 (20.12.19)
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Программное содержание
- Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
Дидактический наглядный материал .
Демонстрационный материал. Выставка произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака: «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и т. п.).
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез, 2010. - с.60.
Занятие №7 (24.12.19)
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»
Программное содержание
- Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-62.
Занятие №8 (27.12.19)
Дидактические игры со словами
Программное содержание
- Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-62.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.13
Занятие №9 (31.12.19)
Программное содержание
- Учить детей с помощью вопросов найти наиболее быстрый путь к решению поставленной задачи
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-99
Январь
Занятие № 1 (10.01.20)
Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»
Программное содержание
Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-64.
Рабочая тетрадь.
Д. Денисова, В. Дорожин «Развитие речи у дошкольников. Старшая группа» Мозаика- Синтез, с-13.
Занятие № 2 (14.01.20)
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
Программное содержание.
- Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 65
Занятие № 3 (17.01.20)
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
Программное содержание
- Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 66.
Занятие № 4 (21.01.20)
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Программное содержание
- Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 67.
Занятие № 5 (24.01.20)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж
Программное содержание
- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 68.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.8
Занятие № 6 (28.01.20)
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
Программное содержание
- Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Мозаика –Синтез, 2010. - с.70.
Занятие №7 (31.01.20)
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Программное содержание
- Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-70.
Февраль
Занятие № 1 (04.02.20)
Беседа на тему «О друзьях и дружбе»
Программное содержание
- Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-70.
Занятие № 2 (07.02.20)
Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».
Программное содержание
- Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Своя любимая игрушка.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 75.
Занятие № 3 (11.02.20)
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Программное содержание
- Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 76.
Занятие № 4 (14.02.20)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ
Программное содержание
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 76.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.9
Занятие № 5 (18.02.20)
Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Программное содержание
- Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-77.
Занятие № 6 (21.02.20)
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»
Программное содержание
- Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 79.
Занятие № 7 (25.02.20)
Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Программное содержание
- Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение))8, придерживаясь плана.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 80.
Занятие № 8 (28.02.20)
Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Программное содержание
Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 81.
Март
Занятие № 1 (03.03.20)
Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
Программное содержание
- Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-84.
Занятие № 2 (06.03.20)
Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»
Программное содержание
- Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 85.
Занятие № 3 (10.03.20)
Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»
Программное содержание
- Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 86.
Занятие № 4 (13.03.20)
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
Программное содержание
Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 87.
Занятие № 5 (17.03.20)
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
Программное содержание
- Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-87.
Занятие № 6 (20.03.20)
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Программное содержание
- Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 88.
Занятие № 7 (24.03.20)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.
Программное содержание
- Учить детей дифференцировать звуки ц – ч
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 88.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.11
Занятие № 8 (27.03.20)
Чтение сказки «Сивка-Бурка»
Программное содержание
- Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 90.
Апрель
Занятие № 1 (03.04.20)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р
Программное содержание
- Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 90.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14
Занятие № 2 (07.04.20)
Чтение стихотворений о весне.
Программное содержание
- Продолжать приобщать детей к поэзии;
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 92.
Занятие № 3 (10.04.20)
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»
Программное содержание
- Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.
- Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 94.
Занятие № 4 (14.04.20)
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»
Программное содержание
Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
Ход занятия:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 94.
Занятие № 5 (17.04.20)
Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)
Программное содержание
- Продолжать учить детей пересказывать.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-95.
Занятие № 6 (21.04.20)
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Программное содержание
- Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
Ход занятия.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 96.
Занятие № 7 (24.04.20)
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц
Программное содержание
Активизировать словарь детей.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 97
Занятие № 8 (28.04.20)
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Программное содержание
- Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 97.
Май
Занятие № 1 (05.05.20)
Литературный калейдоскоп
Программное содержание
- Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 98.
Занятие № 2 (08.05.20)
Обучение рассказыванию по картинкам
Программное содержание
- Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Картинки с последовательно развивающимся действием, например, из пособия В.В. Гербовой «Учусь говорить» (старший дошкольный возраст).
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 99.
Занятие № 3 (12.05.20)
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху, вниз, наискосок». Лексические упражнения
Программное содержание
- Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 100.
Занятие № 4 (15.05.20)
Лексические упражнения.
Программное содержание
Проверить, насколько богат словарный запас детей.
Ход занятия:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 101
Занятие № 5 (19.05.20)
Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»
Программное содержание
- Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с.-101
Занятие № 6 (22.05.20)
Звуковая культура речи (проверочное)
Программное содержание
- Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
Дидактический наглядный материал
Раздаточный материал. Тетрадь по грамоте, карандаши.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 102.
Рабочая тетрадь
Д.Денисова, Ю.Дорожин «Рабочая тетрадь. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа», Мозаика – Синтез, с.14,5
Занятие № 7 (26.05.20)
Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»
Программное содержание
Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.
Ход занятия:
В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» с.- 102
Занятие № 8 (29.05.20)
Звуковая культура речи (проверочное)
Программное содержание
- Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.
Ход занятия
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» Мозаика – Синтез, 2010. с. – 102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/29/picture-271230-1372522011.jpg)
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/19/picture-805445-1595186036.jpg)
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/13/picture-1046770-1531467950.jpg)
Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 «Тере...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783405-1461076110.jpg)
Рабочая программа для старшей группы по программе Развитие Шмидт С.С.
Рабочая программа для старшей группы по программе Развитие Шмидт С.С....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-1445082-1671616404.jpg)
Рабочая программа для старшей группы. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, обеспечивает компетентный подход в организации и реализации образовательного процесса с учётом имеющихся условий, учитывает возрастные особ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-1037775-1526586166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж
Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/01/picture-1116955-1693552341.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Развитие речи" (старшая группа, первый год обучения)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" предназначена для реализации в группе комбинированной направленности для детей с ТНР ппервого года обучения....