Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Развитие речи" (старшая группа, первый год обучения)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Гусева (Выходцева) Таисия Николаевна

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" предназначена для реализации в группе комбинированной направленности для детей с ТНР ппервого года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_razvitie_rechi.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(старшая группа, ОНР 3 уровня, первый год обучения)

  1. Пояснительная записка.

Цель курса: формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР.

Характеристика коррекционного курса.

Данный курс направлен на:

  1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире.
  2. Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  3. Развитие диалогической и монологической форм речи.

Описание места коррекционного курса.

Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы комбинированной направленности и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы».

Форма организации занятий – групповые занятия. Частота проведения занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения занятия – 20 минут. Время проведения – первая половина дня.

Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях курса «Развитие речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. С другой стороны, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение».  В свою очередь, на занятиях курса  «Произношение» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по развитию речи.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

Лексическое развитие:

  • Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Может употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением, многозначные слова;
  • Может подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • Может подбирать однокоренные слова, образовывать сложные;
  • Может осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок и пословиц.

Грамматический строй речи:

  • Правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • Умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов.

Связная речь:

  • Владеет навыками диалогической речи;
  • Может пересказывать произведение, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства высказывания;
  • Может составлять различные виды рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения, творческие) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  • Отражает в речи собственные впечатления, представления, события  своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • Входящая (первичная) диагностика;
  • Текущий мониторинг;
  • Итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого составляется логопедическое представление и составляется индивидуальный план речевого развития. Возможны корректировки предварительного тематического планирования курса «Развитие речи» на основе выявленных в течение текущего мониторинга особенностей усвоения программного материала обучающимися.

        Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности либо описании специально подобранных упражнений.

  1. Содержание коррекционного курса.

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

  1. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.
  3. Развитие диалогической и монологической форм речи.

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.

  • Расширение объема и уточнение предметного, предикативного, адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, качеств, свойств. Семантизация лексики – раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
  • Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных (от одного до десяти).
  • Обучение умению подбирать синонимы и антонимы.
  • Обучение умению использовать слова, обозначающие материал (дерево, пластмасса и т.д.).
  • Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок
  • Формирование умения употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.

  • Совершенствование навыков употребления имен существительных единственного и множественного числа в именительном  падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом)
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Формирование умения образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
  • Обучение правильному различению и употреблению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов, глаголов в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Обучение различению и употреблению в экспрессивной речи предлогов за-перед, за-у, под-из-за, за- из-за, около- перед, из-за-из-под (по словесной инструкции и по картинкам)
  • Совершенствование понимания  значений приставок глаголов, навыков употребления глаголов, образованных приставочным способом
  • Обучение подбору однокоренных слов
  • Формирование умения образовывать и использовать в активной речи притяжательные прилагательные
  • Совершенствование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствование навыка составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
  • Формирование навыка анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов, с простыми предлогами. Сформировать навык составления графических схем таких предложений
  • Обучение пониманию сравнительных логико-грамматических конструкций.

Развитие диалогической и монологической форм речи.

  • Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Совершенствование навыка ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  • Формирование умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану
  • Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам.
  • Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих событию или последующих за изображенным событием
  • Обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных.

  1. Тематическое планирование.

Данное тематическое планирование является примерным. Возможны корректировки в течение учебного года, исходя из особенностей обучающихся.

Тема, неделя

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

1-2

сентябрь

Обследование речи, заполнение речевых карт.

3 сентябрь

Осень. Деревья

Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, листопад,   дерево, лист, береза,  дуб, осина, рябина,  падать, лететь,  шуршать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, рябиновый, березовый, дубовый, осиновый

Образование и употребление относительных прилагательных

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

4 Сентябрь.

 Овощи. Огород.

Огород, овощи, картофель, морковь, свекла, лук, чеснок, помидор, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, гладкий, собирать,  солить

Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа имен существительных.

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения.  

1 Октябрь.

Музыкальные инструменты

Музыка, музыкальный инструмент, балалайка, арфа,  труба,       ноты, играть, писать, сочинять,    композитор.

Падежные конструкции. Винительный падеж ед. и множественного числа имен существительных.

Совершенствование навыка  ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным)

2 октябрь.

Творческие профессии.

Музыка, музыкальный инструмент, музыкальное произведение, кисти, краски,   картина, ноты, играть, писать, сочинять, творческий, писатель, художник, композитор.

Падежные конструкции. Родительный  падеж ед. и  множественного числа имен существительных.

Совершенствование навыка  ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным)

3 октябрь

Моя любимая игрушка

 мозаика, паззлы, кукла,  придумывать, любимый, интересный, яркий, красивый, детали, строить, убаюкивать, ломать, беречь

Согласование числительного, прилагательного и существительного в роде.

Слова-антонимы.

Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану.

4 октябрь

Человек.

Локоть, колено, грудь, затылок, подбородок, щиколотка, пятка, ладонь, запястье, ступня, прическа, челка, хмуриться, морщиться,     молодой, старый, высокий, низкий, толстый, худой

Слова-антонимы.

Падежные конструкции. Родительный  падеж ед. и  множественного числа имен существительных.

Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану.

Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

5 Октябрь.

Моя родина – Россия.

Страна, Родина, отечество,  великая,  красивая, столица, город Москва

Образование однокоренных слов.

Совершенствование навыка пересказа.

1 Ноябрь.

Моя Родина – Россия.

Страна, Родина, отечество,  великая,  красивая, столица, город Москва

Образование и употребление имен прилагательных в сравнительной степени.

Совершенствование синтаксической стороны речи: предложения с противопоставлением.

2 ноябрь.

Зимующие птицы.

Птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел,  клест,  крыло, перо, хвост,  прилетать, голодать, замерзать, зимующий

Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов на, над, под, в.

Образование и употребление сложных слов.

Совершенствование диалогической речи. Беседа по сказке.

3 ноябрь.

Продукты питания.

Продукты питания, батон, сушки,  крендель, творог, мука, варит, кипятит, разогревает, режет, мешает.  

Образование и употребление относительных прилагательных.

Обучение составлению схемы предложения. Составление сложноподчиненных предложений со словом «чтобы»

4 ноябрь.

Домашние животные.

Животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран,   козел, коза, козленок,    кормушка, сено,   ухаживать, кормить, поить, домашний, полезный, нужный

Образование притяжательных прилагательных.

Падежные конструкции. Родительный  падеж множественного числа имен существительных.

Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану.

1 декабрь.

Зима.

Зима, снег, снежинка,  метель, вьюга,    сугроб, узор, холодный, пушистый, снежный, морозный, замерзать, заметать, завывать, выпадать.

Согласование числительных и существительных.

Слова-антонимы.

Дательный падеж существительных.

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Составление схемы предложения.

2 декабрь

Одежда. Зимняя одежда.

Одежда, комбинезон, куртка,      кофта, свитер, юбка, рубашка, плащ, шуба, пуховик, гольфы,  колготки, рукавицы, шарф, валенки, перчатки,  воротник, капюшон, удобный, новый,  шерстяной, пуховый, меховой,  шёлковый,  кожаный,  надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить

Образование и употребление относительных прилагательных.

Согласование существительных, прилагательных и числительных.

Совершенствование синтаксической стороны речи: составление сложносочиненных предложений с придаточным времени.

3 декабрь

Новогодний праздник.

Праздник, утренник, карнавал,  спектакль, сюрприз, подарок,  гирлянда, елка, украшение, Снегурочка, Дед Мороз,  веселый, праздничный, радостный, новогодний, готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, веселиться, желать, танцевать

Падежные конструкции. Предложный  падеж ед. и  множественного числа имен существительных.

Совершенствование навыка рассказа по картине по данному плану

4 декабрь

Повторение

Закрепление и повторение

2 январь

Мебель

Мебель, шкаф, кровать, кресло, комод, тумбочка,  диван, полка, табурет, ножка,  спинка, сиденье, деревянный, пластмассовый, стеклянный, стоять, ставить, класть, хранить, вешать, убирать

Приставочные глаголы, предлоги В, НА, ПОД

Совершенствование навыка рассказа по картине по данному плану

3 январь

Инструменты

Инструмент, работа, труд, грабли, коса, рубанок,  вилы, топор, пила, отвертка, клещи,  игла, наперсток, ножницы, делать, использовать, полезный, облегчать, необходимый.

Образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4 январь

Инструменты (продолжение)

Инструмент, работа, труд, грабли, коса, рубанок,  вилы, топор, пила, отвертка, клещи,  игла, наперсток, ножницы, делать, использовать, полезный, облегчать, необходимый.

Падежные конструкции. Творительный   падеж ед. и  множественного числа имен существительных.

Совершенствование синтаксической стороны речи: сложноподчиненные предложения со словами «потому что» и «для того чтобы»

1 февраль

Профессии.

Сапожник, парикмахер, шофер, продавец, строитель, маляр,   учитель, художник, фотограф, медсестра, швея, трудиться, делать, интересный, полезный, трудный.

Падежные конструкции. Родительный   падеж ед.  числа имен существительных  с предлогом без.

Совершенствование навыка рассказа по предложенному плану.

2 Февраль

Рыбы.

Щука, сельдь, меченосец, скалярия, окунь,    сом, акула, дельфин, кит, чешуя, плавники, хвост, жабры, аквариум, море, пруд, озеро, подводный, хищный, опасный, мирный.

Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов за, к, по, над, на.

Согласование числительных и существительных

Составление описательного рассказа по наглядному плану.

3 февраль.

Наша армия.

Армия, Родина, граница, защита, военный, пограничник, летчик, моряк, защищать, охранять, оберегать, служить, нести службу, пограничный, осторожный, опасный

Образование и употребление глаголов с приставками.

Составление схемы предложения. Совершенствование навыка пересказа с опорой на картинки.

4 февраль

Весна.

Весна, оттепель,  верба, льдина,   капель, ручей, ледоход, таять, пригревать, набухать, звонкий, хрупкий

Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами единичности

Согласование числительных и существительных

Развитие синтаксической стороны речи: составление предложений с противопоставлением

1 март

Первые весенние цветы.

Подснежник, медуница, ландыш, стебель, корень, лист, цветок, красивый, нежный, первоцвет

Приставочные глаголы.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Составление рассказа-описания по наглядному плану.

2 март

Головные уборы

Бескозырка, бейсболка, фуражка, косынка, платок, шляпа, берет, пилотка

Согласование числительных, прилагательных  и существительных.

Употребление предлогов под, из-под, из, в.

Образование и употребление относительных прилагательных.

Совершенствование навыка пересказа сказки

3 март

Обувь

Обувь, валенки, сапоги, туфли, тапки, босоножки, сандалии, ботинки, кроссовки, кеды, сапожник,   шнурки, каблук, подошва.

Образование относительных прилагательных.

Слова–антонимы, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление описательного рассказа.

4 март.

Дикие  животные

Лес, зверь, берлога,  нора, дупло, медведь, волк, лиса, заяц, белка,  кабан, ёж, , детеныш, дикий, хищный, осторожный, хитрый, опасный.

Притяжательные прилагательные.

Образование детенышей животных.

Совершенствование навыка  пересказа знакомой сказки, инсценировка.

1 апрель

Перелетные птицы

Птица, стая, гнездо, крыло, клюв, лапа, туловище, выводить, строить, ласточка, скворец, грач

Согласование числительных и существительных.

Совершенствование навыка пересказывания по опорным картинкам.

2 Апрель

Космос

Космос, космонавт, корабль,   ракета, спутник, планета, полет, звезда, космический, осваивать, запускать, летать, управлять

Согласование числительных и существительных.

Употребление простых предлогов

Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине

3 апрель

Весенние работы

  Теплица, огород, сев, пахать, сеять, рыхлить, копать, белить, грабли, семена, лопата.

Падежные конструкции: творительный падеж.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Составление схемы предложения с предлогом.

4 апрель

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спорт, спортсмен,  тренироваться, бегать, прыгать, коньки, лыжи, плавать, трудный, спортивный, здоровый, рекорд, соревнования,  финиш, старт, тренер

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение  с союзом ПОТОМУ ЧТО

Составление схемы предложения с предлогом.

1 май

Спасибо деду за победу!

Родина, ветеран, война, солдат, защищать, уважать

Согласование числительного, прилагательного и существительного.

Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине

2 май

Моя семья

Семья, любить, помогать, уважать, бабушка, дедушка, брат, сестра, родные

Употребление предлогов

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3 май

Транспорт.

Транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, метро, поезд, корабль, вертолет, самолет, грузовик, самосвал,  кран, трактор, комбайн, грузовой, пассажирский,  подземный, воздушный, водный, ехать, везти, убирать, строить, грузить.

Приставочные глаголы (приставки при-, у-, под-, пере-, за-, от-)

Составление схемы предложения с предлогом.

4 май

Насекомые.

Насекомое, ползать, летать, порхать,  кружиться, жужжать, паук, бабочка, стрекоза, гусеница, божья коровка, кузнечик, голова, усики,  жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки, хищный, опасный, полезный.

Образование существительных с уменьшительным суффиксом

Согласование существительных и числительных

Совершенствование навыка пересказа по опорным картинкам.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. Список литературы.
  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям  для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр».-СПб.: «Кристалл», 1998.
  3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». -  СПб.: Издательский дом Литера, 2001.
  4. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Методические рекомендации, конспекты занятий». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  6. Ткаченко Т.А.  «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет — М.: издательство ГНОМ и Д, 2002
  7. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4».- М.: «Издательский дом «Гном», 2015.

  1.  Оборудование и дидактический материал:
  1. Магнитная доска.
  2. Набор приспособлений для крепления картинок и постеров.
  3. Картотека сюжетных картинок по лексическим темам.
  4. Папки по лексическим темам
  5. Природный материал.
  6. Настольные печатные игры для развития лексико-грамматических категорий.
  7. Муляжи фруктов и овощей.
  8. Детский конструктор.
  9. Раздаточный счетный материал.
  10. Контейнер с песком.
  11. Материал для развития мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя-логопеда Кудрявцевой Светланы Владимировны старшая логопедическая группа

Рабочая программа учителя-логопеда  ( старшая логопедическая группа)...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную ...