Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Развитие речи" (старшая группа, первый год обучения)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" предназначена для реализации в группе комбинированной направленности для детей с ТНР ппервого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_razvitie_rechi.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(старшая группа, ОНР 3 уровня, первый год обучения)
- Пояснительная записка.
Цель курса: формирование самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с ОНР.
Характеристика коррекционного курса.
Данный курс направлен на:
- Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире.
- Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
Описание места коррекционного курса.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы комбинированной направленности и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы».
Форма организации занятий – групповые занятия. Частота проведения занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения занятия – 20 минут. Время проведения – первая половина дня.
Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях курса «Развитие речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. С другой стороны, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». В свою очередь, на занятиях курса «Произношение» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по развитию речи.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
Лексическое развитие:
- Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- Может употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением, многозначные слова;
- Может подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- Может подбирать однокоренные слова, образовывать сложные;
- Может осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок и пословиц.
Грамматический строй речи:
- Правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- Умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов.
Связная речь:
- Владеет навыками диалогической речи;
- Может пересказывать произведение, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства высказывания;
- Может составлять различные виды рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения, творческие) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- Входящая (первичная) диагностика;
- Текущий мониторинг;
- Итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого составляется логопедическое представление и составляется индивидуальный план речевого развития. Возможны корректировки предварительного тематического планирования курса «Развитие речи» на основе выявленных в течение текущего мониторинга особенностей усвоения программного материала обучающимися.
Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания и связной речи и отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности либо описании специально подобранных упражнений.
- Содержание коррекционного курса.
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.
- Расширение объема и уточнение предметного, предикативного, адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, качеств, свойств. Семантизация лексики – раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
- Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных (от одного до десяти).
- Обучение умению подбирать синонимы и антонимы.
- Обучение умению использовать слова, обозначающие материал (дерево, пластмасса и т.д.).
- Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок
- Формирование умения употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.
- Совершенствование навыков употребления имен существительных единственного и множественного числа в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом)
- Совершенствование умения образовывать и использовать в имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами
- Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
- Формирование умения образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
- Обучение правильному различению и употреблению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов, глаголов в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
- Обучение различению и употреблению в экспрессивной речи предлогов за-перед, за-у, под-из-за, за- из-за, около- перед, из-за-из-под (по словесной инструкции и по картинкам)
- Совершенствование понимания значений приставок глаголов, навыков употребления глаголов, образованных приставочным способом
- Обучение подбору однокоренных слов
- Формирование умения образовывать и использовать в активной речи притяжательные прилагательные
- Совершенствование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыка составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
- Формирование навыка анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов, с простыми предлогами. Сформировать навык составления графических схем таких предложений
- Обучение пониманию сравнительных логико-грамматических конструкций.
Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Совершенствование навыка ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Формирование умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану
- Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с помощью картинного плана, по вопросам, по опорным словам.
- Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих событию или последующих за изображенным событием
- Обучение творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных.
- Тематическое планирование.
Данное тематическое планирование является примерным. Возможны корректировки в течение учебного года, исходя из особенностей обучающихся.
Тема, неделя | Словарь | Грамматический строй | Связная речь |
1-2 сентябрь | Обследование речи, заполнение речевых карт. | ||
3 сентябрь Осень. Деревья | Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, листопад, дерево, лист, береза, дуб, осина, рябина, падать, лететь, шуршать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, рябиновый, березовый, дубовый, осиновый | Образование и употребление относительных прилагательных | Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения |
4 Сентябрь. Овощи. Огород. | Огород, овощи, картофель, морковь, свекла, лук, чеснок, помидор, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, гладкий, собирать, солить | Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа имен существительных. | Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения. |
1 Октябрь. Музыкальные инструменты | Музыка, музыкальный инструмент, балалайка, арфа, труба, ноты, играть, писать, сочинять, композитор. | Падежные конструкции. Винительный падеж ед. и множественного числа имен существительных. | Совершенствование навыка ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным) |
2 октябрь. Творческие профессии. | Музыка, музыкальный инструмент, музыкальное произведение, кисти, краски, картина, ноты, играть, писать, сочинять, творческий, писатель, художник, композитор. | Падежные конструкции. Родительный падеж ед. и множественного числа имен существительных. | Совершенствование навыка ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным) |
3 октябрь Моя любимая игрушка | мозаика, паззлы, кукла, придумывать, любимый, интересный, яркий, красивый, детали, строить, убаюкивать, ломать, беречь | Согласование числительного, прилагательного и существительного в роде. Слова-антонимы. | Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану. |
4 октябрь Человек. | Локоть, колено, грудь, затылок, подбородок, щиколотка, пятка, ладонь, запястье, ступня, прическа, челка, хмуриться, морщиться, молодой, старый, высокий, низкий, толстый, худой | Слова-антонимы. Падежные конструкции. Родительный падеж ед. и множественного числа имен существительных. | Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану. Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения |
5 Октябрь. Моя родина – Россия. | Страна, Родина, отечество, великая, красивая, столица, город Москва | Образование однокоренных слов. | Совершенствование навыка пересказа. |
1 Ноябрь. Моя Родина – Россия. | Страна, Родина, отечество, великая, красивая, столица, город Москва | Образование и употребление имен прилагательных в сравнительной степени. | Совершенствование синтаксической стороны речи: предложения с противопоставлением. |
2 ноябрь. Зимующие птицы. | Птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, клест, крыло, перо, хвост, прилетать, голодать, замерзать, зимующий | Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов на, над, под, в. Образование и употребление сложных слов. | Совершенствование диалогической речи. Беседа по сказке. |
3 ноябрь. Продукты питания. | Продукты питания, батон, сушки, крендель, творог, мука, варит, кипятит, разогревает, режет, мешает. | Образование и употребление относительных прилагательных. | Обучение составлению схемы предложения. Составление сложноподчиненных предложений со словом «чтобы» |
4 ноябрь. Домашние животные. | Животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, козел, коза, козленок, кормушка, сено, ухаживать, кормить, поить, домашний, полезный, нужный | Образование притяжательных прилагательных. Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа имен существительных. | Составление описательного рассказа по словесному образцу и данному плану. |
1 декабрь. Зима. | Зима, снег, снежинка, метель, вьюга, сугроб, узор, холодный, пушистый, снежный, морозный, замерзать, заметать, завывать, выпадать. | Согласование числительных и существительных. Слова-антонимы. Дательный падеж существительных. | Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Составление схемы предложения. |
2 декабрь Одежда. Зимняя одежда. | Одежда, комбинезон, куртка, кофта, свитер, юбка, рубашка, плащ, шуба, пуховик, гольфы, колготки, рукавицы, шарф, валенки, перчатки, воротник, капюшон, удобный, новый, шерстяной, пуховый, меховой, шёлковый, кожаный, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить | Образование и употребление относительных прилагательных. Согласование существительных, прилагательных и числительных. | Совершенствование синтаксической стороны речи: составление сложносочиненных предложений с придаточным времени. |
3 декабрь Новогодний праздник. | Праздник, утренник, карнавал, спектакль, сюрприз, подарок, гирлянда, елка, украшение, Снегурочка, Дед Мороз, веселый, праздничный, радостный, новогодний, готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, веселиться, желать, танцевать | Падежные конструкции. Предложный падеж ед. и множественного числа имен существительных. | Совершенствование навыка рассказа по картине по данному плану |
4 декабрь Повторение | Закрепление и повторение | ||
2 январь Мебель | Мебель, шкаф, кровать, кресло, комод, тумбочка, диван, полка, табурет, ножка, спинка, сиденье, деревянный, пластмассовый, стеклянный, стоять, ставить, класть, хранить, вешать, убирать | Приставочные глаголы, предлоги В, НА, ПОД | Совершенствование навыка рассказа по картине по данному плану |
3 январь Инструменты | Инструмент, работа, труд, грабли, коса, рубанок, вилы, топор, пила, отвертка, клещи, игла, наперсток, ножницы, делать, использовать, полезный, облегчать, необходимый. | Образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
4 январь Инструменты (продолжение) | Инструмент, работа, труд, грабли, коса, рубанок, вилы, топор, пила, отвертка, клещи, игла, наперсток, ножницы, делать, использовать, полезный, облегчать, необходимый. | Падежные конструкции. Творительный падеж ед. и множественного числа имен существительных. | Совершенствование синтаксической стороны речи: сложноподчиненные предложения со словами «потому что» и «для того чтобы» |
1 февраль Профессии. | Сапожник, парикмахер, шофер, продавец, строитель, маляр, учитель, художник, фотограф, медсестра, швея, трудиться, делать, интересный, полезный, трудный. | Падежные конструкции. Родительный падеж ед. числа имен существительных с предлогом без. | Совершенствование навыка рассказа по предложенному плану. |
2 Февраль Рыбы. | Щука, сельдь, меченосец, скалярия, окунь, сом, акула, дельфин, кит, чешуя, плавники, хвост, жабры, аквариум, море, пруд, озеро, подводный, хищный, опасный, мирный. | Совершенствование грамматического строя речи: употребление предлогов за, к, по, над, на. Согласование числительных и существительных | Составление описательного рассказа по наглядному плану. |
3 февраль. Наша армия. | Армия, Родина, граница, защита, военный, пограничник, летчик, моряк, защищать, охранять, оберегать, служить, нести службу, пограничный, осторожный, опасный | Образование и употребление глаголов с приставками. | Составление схемы предложения. Совершенствование навыка пересказа с опорой на картинки. |
4 февраль Весна. | Весна, оттепель, верба, льдина, капель, ручей, ледоход, таять, пригревать, набухать, звонкий, хрупкий | Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами единичности Согласование числительных и существительных | Развитие синтаксической стороны речи: составление предложений с противопоставлением |
1 март Первые весенние цветы. | Подснежник, медуница, ландыш, стебель, корень, лист, цветок, красивый, нежный, первоцвет | Приставочные глаголы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Составление рассказа-описания по наглядному плану. |
2 март Головные уборы | Бескозырка, бейсболка, фуражка, косынка, платок, шляпа, берет, пилотка | Согласование числительных, прилагательных и существительных. Употребление предлогов под, из-под, из, в. Образование и употребление относительных прилагательных. | Совершенствование навыка пересказа сказки |
3 март Обувь | Обувь, валенки, сапоги, туфли, тапки, босоножки, сандалии, ботинки, кроссовки, кеды, сапожник, шнурки, каблук, подошва. | Образование относительных прилагательных. Слова–антонимы, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Составление описательного рассказа. |
4 март. Дикие животные | Лес, зверь, берлога, нора, дупло, медведь, волк, лиса, заяц, белка, кабан, ёж, , детеныш, дикий, хищный, осторожный, хитрый, опасный. | Притяжательные прилагательные. Образование детенышей животных. | Совершенствование навыка пересказа знакомой сказки, инсценировка. |
1 апрель Перелетные птицы | Птица, стая, гнездо, крыло, клюв, лапа, туловище, выводить, строить, ласточка, скворец, грач | Согласование числительных и существительных. | Совершенствование навыка пересказывания по опорным картинкам. |
2 Апрель Космос | Космос, космонавт, корабль, ракета, спутник, планета, полет, звезда, космический, осваивать, запускать, летать, управлять | Согласование числительных и существительных. Употребление простых предлогов | Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине |
3 апрель Весенние работы | Теплица, огород, сев, пахать, сеять, рыхлить, копать, белить, грабли, семена, лопата. | Падежные конструкции: творительный падеж. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Составление схемы предложения с предлогом. |
4 апрель Папа, мама, я – спортивная семья. | Спорт, спортсмен, тренироваться, бегать, прыгать, коньки, лыжи, плавать, трудный, спортивный, здоровый, рекорд, соревнования, финиш, старт, тренер | Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО | Составление схемы предложения с предлогом. |
1 май Спасибо деду за победу! | Родина, ветеран, война, солдат, защищать, уважать | Согласование числительного, прилагательного и существительного. | Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине |
2 май Моя семья | Семья, любить, помогать, уважать, бабушка, дедушка, брат, сестра, родные | Употребление предлогов | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
3 май Транспорт. | Транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, метро, поезд, корабль, вертолет, самолет, грузовик, самосвал, кран, трактор, комбайн, грузовой, пассажирский, подземный, воздушный, водный, ехать, везти, убирать, строить, грузить. | Приставочные глаголы (приставки при-, у-, под-, пере-, за-, от-) | Составление схемы предложения с предлогом. |
4 май Насекомые. | Насекомое, ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, паук, бабочка, стрекоза, гусеница, божья коровка, кузнечик, голова, усики, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки, хищный, опасный, полезный. | Образование существительных с уменьшительным суффиксом Согласование существительных и числительных | Совершенствование навыка пересказа по опорным картинкам. |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы.
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Афонькин С.Ю., Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр».-СПб.: «Кристалл», 1998.
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». - СПб.: Издательский дом Литера, 2001.
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Нищева Н.В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Методические рекомендации, конспекты занятий». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет — М.: издательство ГНОМ и Д, 2002
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4».- М.: «Издательский дом «Гном», 2015.
- Оборудование и дидактический материал:
- Магнитная доска.
- Набор приспособлений для крепления картинок и постеров.
- Картотека сюжетных картинок по лексическим темам.
- Папки по лексическим темам
- Природный материал.
- Настольные печатные игры для развития лексико-грамматических категорий.
- Муляжи фруктов и овощей.
- Детский конструктор.
- Раздаточный счетный материал.
- Контейнер с песком.
- Материал для развития мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание рабочей программы учителя- логопеда в соответствии требованиям ФГОС в группе с фонетическим недоразвитием речи"
Рабочач программа учителя- логопеда на логопункте грппа ФНР....
"Создание рабочей программы учителя- логопеда в соответствии требованиям ФГОС в группе с фонетическим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя- логопеда на логопункте в группе ФНР....
Рабочая программа учителя-логопеда Кудрявцевой Светланы Владимировны старшая логопедическая группа
Рабочая программа учителя-логопеда ( старшая логопедическая группа)...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. в старшей группе комбинированного вида № 7 для обучающихся с ТНР и ЗПР на 2023-2024 г
Рабочая программа соотносится с требованиями ФГОС дошкольного образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой – адаптированной образовательной программой дошкольн...
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. в подготовительной группе комбинированного вида № 8 для обучающихся с ТНР на 2023-2024 г
Рабочая программа соотносится с требованиями ФГОС дошкольного образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой – адаптированной образовательной программой дошкольн...
Краткая презентация рабочей программы учителя-логопеда Гетта О.Г. в подготовительной группе комбинированного вида № 8 для обучающихся с ТНР на 2023-2024 г
Краткая презентация рабочей программы учителя-логопеда, которая соотносится с требованиями ФГОС дошкольного образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой – адап...