Конспект Нод по развитию речи в старшей группе "Путешествие в старину".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Этот материал поможет в работе воспитателей дошкольных учреждений. В нем собраны стариныые обычаю, стариные слова, сведения о том , как в старину праздновали первый день рождения мылыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Путешествие в старину" | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Путешествие в старину».
Воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида «Рябинка» Новосибирская область, р.п.Маслянино Якушева Оксана Михайловна.
Цель образовательной деятельности:
-Познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
-закреплять знания детей о купании, укачивании, одевании ребенка в старину;
-закреплять знания старинных русских имен;
-обогащать словарный запас существительными такими, как: лапти, чугунок, оберег, колыбелька ; определениями: старинный, колыбельная;
-развивать связную речь, память, внимание, мышление;
-воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору;
-упражнять в нетрадиционной технике рисования.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, вы, любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас сегодня приглашаю в путешествие. Пойдемте со мной. Посмотрите, что это?
Дети: Это камень.
Воспитатель: Правильно. Но камень этот не простой, на нем что – то написано. Хотите узнать, что?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я вам прочту, а вы внимательно слушайте:
«Налево пойдешь – много интересного найдешь»
«Прямо пойдешь - в чужую страну попадешь»
«Направо пойдешь – далеко не уйдешь»
Ребята, как, вы, думаете, куда нам надо идти?
Дети: Налево.
Воспитатель: Ну что же, тогда отправляемся в путь.
Дети проходят в зону «Изба».
Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы с вами попали? Где же мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Почему , вы, решили, что это изба?
Дети: Потому что, что здесь стоят старинные предметы.
Воспитатель: Назовите мне, что вы здесь видите?
Дети: Самовар, русская печь, лапти, деревянная посуда, пряльца, чугунок.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как использовали эти старинные вещи?
Дети отвечают.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто это плачет?
Воспитатель достает из колыбельки куклу.
Воспитатель: Посмотрите, вот кто у нас плачет. Малыш. Это кукла – малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. ( Ребенок, доставший куклу , качает его, плач стихает ).
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя.
Давайте, и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.
Дети предлагают разные имена и выбирают имя Егор
Воспитатель: Дети, вы знаете, что сейчас , пока ребенок маленький, все его будут называть ласково Егорушкой? А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Потому что мы растем, и вместе с нами растет наше имя. А вы знаете, как вас будут называть, когда вы вырастете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали свои имена.
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, что обозначает имя Егор?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли сына этим именем, хотели, чтобы , когда он вырастет у него было бы много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие у вас интересные и разные имена. Назовите мне, какие вы знаете старинные имена?
Дети: Ольга, Игорь, Олег, Татьяна, Варвара, Светлана и другие.
Воспитатель: Но наши имена не принадлежат только нам ,многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: Тезки.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, хотите продолжить наше путешествие в старину?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, для Егорушки приготовлены какие - то вещи. Что это?
( Показывает поочередно уголек, зернышки и монетки).
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: Скажите, зачем же эти вещи нашему малышу?
Дети: Их клали. Когда купали ребенка.
Воспитатель: Правильно. Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. Когда ребеночка купали в первый раз.
Давайте и мы с вами искупаем Егорушку и положим эти вещи в воду.
Воспитатель: (кладет уголек) А что говорили, когда клали уголек?
Дети: привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель: а что приговаривали, когда клали зернышки?
Дети: Будь всегда сыт.
Воспитатель: а когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает одному ребенку купать куклу - малыша.
Все остальные приговаривают:
«Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки полное ведерко.
Мыли, мыли, мыли, мыли
Бело - набело отмыли,
Лишь головка одна
Все черным - черна ».
Дети: вытирают куклу и приговаривают:
«Полотенце вышито и бело
Вытирай – ка малыша умело,
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш».
Воспитатель: Вот мы и помыли и вытерли нашего ребеночка.
Ребята, во что одевали ребеночка после первого купания?
Дети: в отцову рубашку.
Воспитатель: Почему его так одевали?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель: Да. Родители хотели. Чтобы ребенок ,когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: Давайте, и мы оденем нашего Егорушку.
Дети одевают куклу и приговаривают:
«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись , как они трудятся. Отдыхай, как они отдыхают».
Воспитатель: Одели мы малыша. А что же делали родители дальше?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам тоже уложить его спать. Кто скажет, куда в старину укладывали ребенка спать?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: Что такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, в которой качали и спал малыш.
Воспитатель: Посмотрите, какая она?
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке? (показывает кусочек хлеба и соль ).
Кто знает для чего это?
Дети: На Руси встречали хлебом – солью дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, долго мы тебя ждали».
Дети кладут ребеночка в колыбельку.
Воспитатель: Что делали в старину, чтобы малыш уснул?
Дети: Пили колыбельную.
Воспитатель: Что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Может и мы споем колыбельную для нашего Егорушки?
( дети совместно с воспитателем поют колыбельную):
Баю - баюшки- баю я тебе покой дарю,
Ветер в окна к нам свистит, снег по улице кружит.
В небе звездочка горит: Спи сыночек, говорит.
Баю-бай-баю-бай, спи. Егорка, засыпай.
Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Это был первый день рождения ребеночка, родившегося на Руси. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Ответы детей.
Воспитатель: Пока ребенок в свой первый день рождения спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Подарки были непростые, а настоящие обереги.
Кто знает, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищает людей от бед.
Воспитатель: Правильно. Оберег от слова оберегает, защищает.
А вы, хотите сделать подарки для нашего Егорушки?
Дети? Да.
Воспитатель: Тогда проходите на рабочие места и садитесь за столы.
Посмотрите, что лежит перед вами?
Дети: Соленое тесто.
Воспитатель: Да, ребята, это соленое тесто и из него мы будем делать обереги, затем их будем расписывать. А раз мы находимся в русской избе, то и расписывать будем по старинным обычаям. Кто мне ответит, какими способами расписывали в старину?
Дети: Угольками, гусиными перьями.
Воспитатель: Какой узор рисовали на Руси?
Дети: Точки, волнистые линии ю листочки и т. д.
Воспитатель: Ребята, можете приступать к изготовлению оберегов
( дети расписывают обереги гусиным пером).
Воспитатель: А теперь давайте подарим нашему Егорушке подарки . Когда дарили подарки, то произносили пожелания. Что желали ребенку в старину?
Дети: - Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет - поживает , да добра наживает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....