Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы « НАШИ ЛЕСНЫЕ ДРУЗЬЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шадыева Валентина Михайловна

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием    мнемотаблицы. (старшая группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_lesnye_druzya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Чехова

   

« НАШИ ЛЕСНЫЕ ДРУЗЬЯ».

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием    мнемотаблицы. (старшая группа)

                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                     Шадыева В.М.

                             

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Позновательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Задачи:

- учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему;

- продолжать учить связности, развёрнутости   непрерывности высказывания;

- активизировать словарь по теме;

- развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

-закреплять употребление существительных в родительном падеже;

 воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.

- Самомассаж пружинками (Су-Джок) для развития мелкой моторики пальцев рук,  повышения  иммунитета и активизации речи.

Материал к занятию:

план - схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ,  

игрушки – перчатки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), ёлка, письмо в

конверте (звуковое письмо на кассете), картинка с изображением

инопланетян.                        

Предварительная работа:

рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о

животных, аппликация «Медведь», лепка диких животных, заучивание

загадок.

Методы и приёмы:           

 игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не

стало», «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», объяснение

воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Содержание организованной деятельности

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

                Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- волк, белка, лиса, кошка;

- слон, лось, заяц, барсук;

- ёж, комар, олень, белка;

- лиса, медведь, заяц, дятел;

- заяц, корова, собака, лошадь.

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;

- сорока, белка, синица, воробей.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетянина детям:

«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».

Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.

      А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

 План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детёныша?

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает слабых детей ответить на вопросы.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)    

                         Физминутка.

(дети ходят по кругу и изображают как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)

Обрадовались звери, что вы составили про них такие замечательные рассказы и появились под нашей волшебной ёлочкой. Они предлагают поиграть в игру «Кого не стало?» (воспитатель объясняет правила игры).

Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.

Проводится игра «Какой? Какая?». (Каждый ребёнок называет по три слова определения)

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

        Самомассаж пружинками (Су-Джок)

(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)          

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинки будем катать!

(Одеваем пружинку на большой палец левой руки,

 выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот нашли большой мы пальчик

 Он попрыгает как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(аналогично на второй руке)

 Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5!      1, 2, 3, 4, 5!

Пальцы мы соединяем

А сейчас мы проверяем  на двух ручках посчитаем!

 1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.

Проводится игра «Кто где живёт?» (дети по сигналу воспитателя подбегают к тем картинкам, на которых изображено нужное им жилище и рассказывают: «Я волк – живу в логове, здесь рождаются волчата и т. д.).

Итог: Что понравилось?

            Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дикие животные наших лесов» (Составление описательных рассказов по предметным картинкам и схематическому плану).

1Цель: - расширение и активизация словаря детей;           - закрепление в речи названий диких животных наших лесов,    их детенышей, ч...

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ТЕМА: "НАША АРМИЯ"

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ТЕМА: "НАША АРМИЯ"...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области   КОНСПЕКТнепосредств...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Составление описательного рассказа на тему "Наша армия".

Этот материал будет полезен для педагогов старшего дошкольного возраста....

Составление описательного рассказа по картине «Лесные жители»

Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ, ТРИЗ-технологии...