Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу "Косолапый мишка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждении детский сад № 5 г. Чехова
«КОСОЛАПЫЙ МИШКА»
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ
(средняя группа)
Воспитатель: Шадыева В.М..
ЗАДАЧИ:
Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания о природе родного края, использовать их при составлении рассказа. Продолжить учить звуковому анализу слов, определению места звука в слове и умения отражать это в схеме.
Развивать монологическую речь, умение говорить внятно, в среднем темпе. Развивать фонематический слух, память, мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес и любовь к природе родного края.
Самомассаж колючим шариком «Су-Джок» для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Природа нашего края», беседы о животных, чтение рассказов о медведе, отгадывание загадок, дидактическая игра «Цепочка из слов».
Оснащение занятия:
Медвежонок (кукла би-ба-бо), мнемотаблица для составления рассказа о медведе, предметные картинки (слова со звуком «С»), карточки-схемы для обозначения места звука в слове, белая доска, фломастер, магниты, учебная доска.
Содержание организованной деятельности
Дети рассаживаются на стульчики расставленные полукругом.
Воспитатель вносит игрушечного медвежонка.
Медвежонок сообщает о том, что он пришел к детям за помощью.
Медвежонок (игрушку озвучивает сам воспитатель) рассказывает, что он очень хочет познакомиться со своим братом - бурым медведем, но не может его найти.
Воспитатель спрашивает у детей, где можно найти бурого медведя? Выслушивает ответы детей.
Медвежонок рассказывает, что побывал везде, но его не встретил.
Воспитатель. Может, мы спросим у колючего ежика.
Дети берут в ладошки массажер Су-Джок.
Катают шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение
- Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Ты скажи, колючий ежик,
Не видал ли медвежонка?
Воспитатель: «И ежик не видел?! Странно…Дети, а как вы думаете, почему медвежонок не встретил в лесу медведя?» (выслушать предположения).
Если дети выскажут предположение о том, что сейчас зима и медведи спят, то воспитатель поддерживает их, если нет – задает наводящие вопросы и подводит их к этой версии.
Медвежонок: «А я и не знал, что они спят зимой, я вообще о них ничего не знаю!».
Воспитатель утешает медвежонка и предлагает детям рассказать все что они знают о бурых медведях.
Воспитатель: «Вы будете рассказывать, а я вам помогу. Я буду рисовать картинки-подсказки.».
Воспитатель рисует мнемоквадраты, а дети поочередно рассказывают:
- где живут медведи;
- как они выглядят;
- чем питаются;
- о том, что они спят всю зиму до весны.
Медвежонок: «Ой, вы так много мне рассказали, я, наверное, не запомню!».
Воспитатель успокаивает медвежонка и предлагает посмотреть на мнемотаблицу, где зарисовано все , о чем рассказывали дети.
Воспитатель: «Дети расскажут тебе еще раз, а ты внимательно слушай и запоминай!».
Заслушивается рассказ одного ребенка, который прерывается на середине и продолжается другим ребенком. Если дети не устали, можно заслушать еще один рассказ.
Выслушав рассказы детей, медвежонок благодарит их и предлагает немного размяться.
ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖЕНОК».
Вышел мишка из берлоги,
Потянулся на пороге,
Влево, вправо повернулся,
Раз - нагнулся, разогнулся.
И пошел себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
Медвежонок хвалит детей, восхищается их эрудицией, а воспитатель подхватывает похвалу и говорит о том, что дети не только рассказы умеют составлять, они еще и звуки умеют различать, предлагает поиграть в « Прятки со звуками».
Воспитатель: «Мы будем искать в словах звук «С». Я буду называть слова, если в слове есть этот звук, вы хлопнете в ладоши».
Воспитатель перечисляет слова – САНКИ, ГОРКА, СНЕГ и т.д.
Медвежонок хвалит детей и просит предложить еще одну игру.
ИГРА «ГДЕ ЖИВЕТ КАРТИНКА?».
На учебной доске три домика, на крыше схема слова с обозначением звука в начале, в середине и в конце слова. На столе предметные картинки (по количеству детей + одна для медвежонка) , их нужно расселить в домики, в зависимости от того, где в слове-названии предмета находится звук «С».
Медвежонок выполняет задание первым, затрудняется, дети помогают ему, затем каждый берет картинку и «поселяет» ее в домик. Медвежонок предлагают проверить правильность выполнения задания. Воспитатель с помощью медвежонком анализирует выполнение задания.
Медвежонок хвалит детей и вспоминает, что ему пора уходить, его ждут друзья, он спешит рассказать им о том, что узнал о своем брате. Воспитатель беспокоится, не забудет ли он рассказ детей? Спрашивает мнение детей и их предложения по поводу того, что поможет вспомнить медвежонку рассказ. Воспитатель выслушивает мнение ребят и подводит их к решению подарить медвежонку картинки - подсказки.
Дети прощаются с медвежонком, занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...
Составление описательного рассказа о животном с опорой на схему.
Данный материал содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи старшей логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи на тему "Составление оп...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему...
Интегрированное занятие «Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу
Педагогические цели:Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему, развивать память, словесно - логическое мышление, внимание, воспитывать доброжела...
НОД, Тема: Составление описательного рассказа с опорой на картинки. Птицы.
НОД в подготовительной группе компенсирующей напрвленности....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...