Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу "Косолапый мишка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шадыева Валентина Михайловна

С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ в средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosolapyy_mishka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждении детский сад № 5 г. Чехова

«КОСОЛАПЫЙ МИШКА»

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО   РАССКАЗА

С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ

(средняя группа)

                                                   

                                   

        Воспитатель: Шадыева В.М..

                                                                 

ЗАДАЧИ:

Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания о природе родного края, использовать их при составлении рассказа. Продолжить учить звуковому анализу слов, определению места звука в слове и умения отражать это в схеме.

Развивать монологическую речь, умение говорить внятно, в среднем темпе. Развивать фонематический слух, память, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес и любовь к природе родного края.

Самомассаж  колючим шариком «Су-Джок» для активизации  речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Природа нашего края», беседы о животных, чтение рассказов о медведе, отгадывание загадок, дидактическая игра «Цепочка из слов».

Оснащение занятия:

Медвежонок (кукла би-ба-бо),  мнемотаблица для составления рассказа о медведе, предметные картинки (слова со звуком «С»), карточки-схемы для обозначения места звука в слове, белая доска, фломастер, магниты, учебная доска.

Содержание организованной деятельности

Дети рассаживаются на стульчики расставленные полукругом.

 Воспитатель  вносит игрушечного медвежонка.

Медвежонок сообщает о том, что он пришел к детям за помощью.

Медвежонок (игрушку озвучивает сам воспитатель) рассказывает, что он очень хочет познакомиться со своим братом - бурым медведем, но не может его найти.

Воспитатель спрашивает у детей, где можно найти бурого медведя? Выслушивает ответы детей. 

Медвежонок рассказывает, что побывал везде, но его не встретил.

Воспитатель. Может, мы спросим у колючего ежика.

Дети берут в ладошки массажер Су-Джок.

Катают шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение

  • Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Ты скажи, колючий ежик,

Не видал ли  медвежонка?

Воспитатель: «И ежик  не видел?! Странно…Дети, а как вы думаете, почему медвежонок не встретил в лесу медведя?» (выслушать предположения).

Если дети выскажут предположение о том, что сейчас зима и медведи спят, то воспитатель поддерживает их, если нет – задает наводящие вопросы и подводит их к этой версии.

Медвежонок: «А я и не знал, что они спят зимой, я вообще о них ничего не знаю!».

Воспитатель утешает медвежонка и предлагает детям рассказать все что они знают о бурых медведях.

Воспитатель: «Вы будете рассказывать, а я вам помогу. Я буду рисовать картинки-подсказки.».

Воспитатель рисует мнемоквадраты, а дети поочередно рассказывают:

-  где живут медведи;

-  как они выглядят;

-  чем питаются;

-  о том, что они спят всю зиму до весны.

Медвежонок: «Ой, вы так много мне рассказали, я, наверное, не запомню!».

Воспитатель успокаивает медвежонка и предлагает посмотреть на мнемотаблицу, где зарисовано все , о чем рассказывали дети.

Воспитатель: «Дети расскажут тебе еще раз, а ты внимательно слушай и запоминай!».

Заслушивается рассказ одного ребенка, который прерывается на середине и продолжается другим ребенком. Если дети не устали, можно заслушать еще один рассказ.

Выслушав рассказы детей, медвежонок  благодарит их и предлагает немного размяться.

ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖЕНОК».

Вышел мишка из берлоги,

Потянулся на пороге,

Влево, вправо повернулся,

Раз - нагнулся, разогнулся.

И пошел себе гулять,

Мед на завтрак добывать.

Медвежонок хвалит детей, восхищается их эрудицией, а воспитатель подхватывает похвалу и говорит о том, что дети не только рассказы умеют составлять, они еще и звуки умеют различать, предлагает поиграть в « Прятки со звуками».

Воспитатель: «Мы будем искать в словах звук «С». Я буду называть слова, если в слове есть этот звук, вы хлопнете в ладоши».

Воспитатель перечисляет слова – САНКИ, ГОРКА, СНЕГ и т.д.

Медвежонок хвалит детей и просит предложить еще одну игру.

ИГРА «ГДЕ ЖИВЕТ КАРТИНКА?».

На учебной доске три домика, на крыше схема слова с обозначением звука в начале, в середине и в конце слова. На столе предметные  картинки (по количеству детей + одна для медвежонка) , их нужно расселить в домики, в зависимости от того, где в слове-названии предмета находится звук «С».

Медвежонок  выполняет задание первым, затрудняется, дети помогают ему, затем каждый берет картинку и «поселяет» ее в домик. Медвежонок предлагают проверить правильность выполнения задания. Воспитатель с помощью медвежонком анализирует выполнение задания.

 

Медвежонок хвалит детей и вспоминает, что ему пора уходить, его ждут друзья, он спешит рассказать им о том, что  узнал о своем брате. Воспитатель беспокоится, не забудет ли он рассказ детей? Спрашивает мнение детей и их предложения по поводу того, что поможет вспомнить медвежонку рассказ. Воспитатель выслушивает мнение ребят и подводит их к решению подарить медвежонку  картинки - подсказки.

Дети прощаются с медвежонком, занятие закончено.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Составление описательного рассказа о животном с опорой на схему.

Данный материал содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи старшей логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи на тему "Составление оп...

Интегрированное занятие «Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу

Педагогические цели:Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему, развивать память, словесно - логическое мышление, внимание, воспитывать доброжела...

НОД, Тема: Составление описательного рассказа с опорой на картинки. Птицы.

НОД в подготовительной группе компенсирующей напрвленности....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи.  Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...