Открытое занятие по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе. Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием технологии мнемотехника.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рыбалко Антонина Владимировна

Обогащать  знания детей о перелетных птицах, об изменениях, происходящих осенью, закрепить знания детей по теме осень.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.44 КБ
Office presentation icon zanyatie.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе.

Воспитатель: Рыбалко А.В.

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Цель: Обогащать  знания детей о перелетных птицах, об изменениях, происходящих осенью, закрепить знания детей по теме осень.

Задачи:

образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, я живу около речки, она называется Солонка. Сегодня, идя на работу, я увидела, что на воде сидел один лебедь.  Посмотрите, он не улетел. Почему?  (Он спал в камышах и не слышал, как его стая улетела). Если он не улетит, он погибнет.

Он трубил  вослед. Послушайте запись, как трубят лебеди. (Запись).  Но его  не услышали. Нам нужно помочь ему улететь с другой стаей.

Мы знаем, что лебеди – перелетные птицы.  В какое время года они покидают нас, мы узнаем из стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение  А. Плещеева:

        

            Скучная картина!                                    Чахлая рябина

             Тучи без конца,               Мокнет под окном;

             Дождик так и льется,               Смотрит деревушка

             Лужи у крыльца,               Сереньким пятном.

                      Что ты рано в гости,

                       Осень, к нам пришла?

                       Еще просит сердце

                                                Света и тепла.

- Ребята, скажите,  о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

- Каждый из вас возьмите из шкатулки картинку с приметами осени и назовите их. (Последняя с улетающими птицами) Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

  • Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
  • Часто идут дожди. На дорогах лужи.
  • Дует сильный, холодный ветер.
  • Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
  • С полей и огородов убирают урожай.
  • Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

(показ слайда)

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? /Перелетные/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, лебедь/.

2. Объявление темы.

 Сейчас я вам прочитаю рассказ  Л. Воронковой «Лебеди» и мы его обсудим.

3. Чтение рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением».

Воспитатель  объясняет детям выражение «лебеди трубят».

Лебеди

Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался.

Таня спросила шепотом:

- Что там?

А дедушка ответил:

- Слышишь - лебеди трубят?

Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:

- А что же, у лебедей труба есть?

Дедушка засмеялся и ответил:

- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?

 Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далекие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:

- Вижу, вижу! Веревочкой летят. Может, они где - нибудь сядут?

- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в теплые края.

А лебеди летели все дальше.

О ком этот рассказ?

• К чему прислушивался дедушка?

• Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?

• Что значит «лебеди трубят»? (Это значит, что они протяжно кричат.)

• Кого увидела в небе Таня?

• Чего очень хотелось Тане? (Чтобы лебеди сели где-то неподалеку.)

• А что ответил ей дедушка?

По ходу рассказа появляются сюжетные картинки на доске.

Д.И. «Улетает – не улетает» (воспитатель называет птицу, а дети машут руками – если улетает, приседают – если остается зимовать).

Журавль, кукушка, воробей, лебедь, скворец, ворона, соловей, дятел, утка, сорока, кукушка, сова, ласточка, дрозд.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Составление пересказа детьми.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,        

Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Приседают.

Целый день сегодня

Все летят, летят...        

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.                             

        Бегут по кругу.

        

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов.

6. Итог занятия.

 (слайд с улетающим лебедем). Наш лебедь услышал протяжный крик, поднялся в небо и улетел. Мы помогли нашему лебедю улететь в теплые края с другой стаей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Картинная схема рассказа об осени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по пересказу р.н.с. "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий

Применение  здоровьесберегающих технологий ( физкультминутки, пальчиковой гимнастики) на занятии  в старшей группе по НОД ....

Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Конспект НОД по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе

Организация образовательной деятельности в старшей группе детей с использованием системно-деятельностного подхода  по речевому развитию...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....