НОД по развитию речи «Составление рассказа «Мое любимое домашнее животное» (с помощью мнемотаблицы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Ольга Николаевна

Примерный план - конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Составление рассказа на тему "Мое любимое домащнее животное" (с помощью мнемотаблицы) в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_r.r.docx181.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Составление рассказа «Мое любимое домашнее животное»

(с помощью мнемотаблицы)

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе

Составила: Попова Ольга Николаевна, воспитатель,

Детский сад «Солнышко», с. Борское, Самарской области

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Задачи: 

 «Речевое развитие»:

 - продолжать формировать умение рассказывать о своих личных   впечатлениях, используя глаголы и прилагательные с помощью мнемотаблицы;

 -продолжать учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек);

 -  формировать умение  выделять во фразах слова со звуками ч и щ; четко и правильно произносить фразы (чистоговорки), насыщенные ч и щ; произносить слова громко и тихо.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

- формировать умение слушать собеседника;

-  воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,     объектов;

- закреплять способы и приемы рисования цветными  карандашами.

Методы и приемы:        

- практические – рассказывание по мнемотаблице; сочинения шуток – стихотворений, игровые упражнения «Веселые шутки про зверей», «Повтори чистоговорку»;

- наглядные  - показ картинок – подсказок;                            

- словесные – загадки, вопросы, объяснения, пояснения.

Материалы и оборудование: мнемотаблица, мяч, картинки с изображением ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, текст стихотворений, листы бумаги, цветные карандаши.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Котятки», пальчиковая гимнастика «Вышла кошечка вперед»

Игровая

Словесные игры: «Веселые шутки про зверей», «Повтори чистоговорку»

Коммуникативная

Составление рассказов, отгадывание загадок, вопросы

Изобразительная

 Рисование карандашами «Мой любимый питомец»

Восприятие художественной литературы и фольклора

 Разучивание стихотворения С. Маршака «Веселые шутки про зверей»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Организационный момент

 Педагог предлагает встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу.

Дети встают в круг и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть опять начнем».

               Пальчиковая гимнастика «Вышла кошечка вперед»

Воспитатель говорит слова: «Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играя.

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают»

Дети действуют пальцами, показывая движения (сначала – кошку, потом двух собак).

Деятельностный этап.

- продолжать формировать умение рассказывать о своих личных   впечатлениях, используя глаголы и прилагательные с помощью мнемотаблицы

(«Речевое развитие»);

Рассматривание мнемотаблицы и беседа по ней.

Употребляют в речи прилагательные, глаголы. 

Воспитатель сообщает, что сегодня поговорим о тех животных, которые живут у них  дома – о любимцах, просит  подумать, о ком бы хотели рассказать.

Помещает мнемотаблицу на доску.

Воспитатель  предлагает рассмотреть каждую картинку в мнемотаблице и побеседовать о них.

Дает образец рассказа по мнемотаблице.

Дети рассматривают все части мнемотаблицы, отвечают на вопросы, слушают образец рассказа воспитателя.

- формировать умение слушать собеседника;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между

детьми («Социально – коммуникативное развитие»);

                     Составление рассказа о домашних животных.

Грамматически верно составляют рассказ, опираясь на мнемотаблицу

Дети подходят к доске и, опираясь на мнемотаблицу, составляют  рассказ, затем садятся на стульчики.

-воспитывать умение задавать друг другу вопросы («Социально – коммуникативное развитие»);

Анализ рассказов.

Умеют правильно задавать  вопросы.

Оценивают рассказ товарища.

Педагог  после двух  рассказов спрашивает: «Чей рассказ вам понравился? Чем? Интересный ли получился рассказ? Какие слова понравились?»

Дети спрашивают, задают дополнительные вопросы рассказчикам.

Дети думают, отвечают на вопросы.

                                           Физминутка «Котята»

Имитируют движения в соответствии со словами.

Показывают, как спят котята, как проснулись, потянулись, выгнули спину, умыли лапкой мордочки, полакали молоко. Стали допрыгивать до ленточки, опять уснули.

-продолжать учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек ( «Речевое развитие»);

Чтение шуточного стихотворения С. Маршака,

Игра «Веселые шутки про зверей». с использованием интерактивной технологии «Хоровод»

Употребляют  формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Педагог читает стихотворение :

«Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово».

Спрашивает:

- Понравилось вам стихотворение?

- Носят ли свинки ботинки?

- А может быть, свинки носят чулки (носки, тапочки, рукавички)?

Выставляет на мольберт карточку – подсказку, предлагает детям встать в круг и поиграть, выбирает ведущего.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы

Встают в круг. Ребенок-ведущий говорит: «Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без…(ботинок) и…(чулок),

И щенков без…(носков),

И синичек без…(тапочек) и…

(рукавичек). 

Остальные дети, передавая мяч, отвечают.

-  формировать умение  выделять во фразах слова со звуками ч и щ; четко и

правильно произносить фразы (чистоговорки), насыщенные ч и щ; произносить слова громко и тихо («Речевое развитие»)

Словесная игра: «Повтори  чистоговорку»

Верно артикулируют звуки ч и щ.

Предлагает послушать и запомнить шутки – чистоговорки: «Ча-ча-ча – была Таня у врача».

«Ща-ща-ща – поймал Вова леща». Говорит, что повторяя чистоговорки, нужно называть свое имя.

Дети садятся на палас. Слушают, запоминают и повторяют чистоговоркки.

продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,     объектов;

- закреплять способы и приемы рисования цветными  карандашами.

Рисование цветными карандашами своего любимого питомца.

Передают в рисунке любимый образ, закрепляют способы и приемы рисования цветными карандашами.

Предлагает нарисовать своего любимого питомца карандашами..

Дети садятся за столы и рисуют своих любимых питомцев.

Заключительный этап.

Интерактивная технология «Интервью»

Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы:

- Что вы сегодня делали?

- Что вам помогло составить рассказ?

- Что нового вы узнали?

- Что показалось трудным?

По очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Описание: https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-197357-1395689439.jpg

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Котятки», пальчиковая гимнастика «Вышла кошечка вперед»

Игровая

Словесные игры: «Веселые шутки про зверей», «Повтори чистоговорку»

Коммуникативная

Составление рассказов, отгадывание загадок, вопросы

Изобразительная

 Рисование карандашами «Мой любимый питомец»

Восприятие художественной литературы и фольклора

 Разучивание скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Составление рассказа "Моя любимая игрушка»

Тема мероприятия: «Моя любимая игрушка»Задачи:обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка";учить рассказывать последовательно, выразительно;учить дет...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашнее животное""...

Конспект по развитию речи «Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

Обучение навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка"...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа о любимой игрушке"

Задачи:—                       связная речь: учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи (составление рассказа об игрушке) тема: «Животные и их детеныши»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностиво второй младшей группепо развитию речи(составление рассказа об игрушке)тема: «Животные и их детеныши»...