Мелкая моторика в раннем возрасте.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Петрушкевич Татьяна Аркадьевна

Развитие мелкой моторики, особенно в таком раннем возрасте (2-3 года), — это непростой процесс. Освоить подобные навыки для ребенка – все равно что взрослому научиться плести кружева или спаивать микросхемы. Без специальных игр, упражнений и игрушек достичь быстрого прогресса малышам 2-3 лет будет крайне сложно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx929.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ МОТОРИКА И КАКОВА ЕЕ РОЛЬ?

Итак, для начала о самом понятии моторики. Мелкой ее называют совсем не потому, что она малозначима. Мелкая моторика называется так прежде всего потому, что отвечает за управление мелкими мышцами, что, в свою очередь, открывает перед ребенком новые возможности в использовании мелких предметов (ручек, ножниц, игл и пр.). Проще всего сказать, что мелкая моторика — это высокая координация действий, которыми мозг управляет с особой точностью.

Естественно, что развитие мелкой моторики, особенно в таком раннем возрасте (2-3 года), — это непростой процесс. Освоить подобные навыки для ребенка – все равно что взрослому научиться плести кружева или спаивать микросхемы. Без специальных игр, упражнений и игрушек достичь быстрого прогресса малышам 2-3 лет будет крайне сложно.

За последние годы развития они и так научились многому, начиная с ходьбы и заканчивая освоением сложнейшего пинцетного захвата. В 2-3 года малыши уже умеют немало и совершенствуют ранее приобретенные навыки:

  • строят из кубиков башни, пытаясь ставить их друг на друга ровно;
  • укладывают элементы сортера в подходящие отверстия;
  • аккуратно едят ложкой и вилкой;
  • с легкостью решают задачи с деревянными вкладышами;
  • складывают крупные пазлы и конструкторы;
  • строят из песка разные фигуры и пр.

Число навыков, которые освоил малыш в этом возрасте, стремительно увеличивается, но это не значит, что родители должны думать, будто развитие мелкой моторики крохи можно пустить на самотек. Правильный вклад в ее развитие поможет ребенку достичь особых результатов.

                                                                                                   

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, — простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться — в дороге и в очереди. Для малыша — это приятная игра. Малыш вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания.

Подручные предметы для развития моторики

Совсем не обязательно покупать дорогие игрушки, чтобы ускорить развитие мелкой моторики малыша 2-3 лет. Вполне достойным вариантом могут стать подручные предметы и игрушки из домашнего хозяйства. Так, например, можно разрешить (конечно, под наблюдением!) поиграть крохе с мелкими деталями и инструментами отца или дедушки, сложенными в специальный ящик, или исследовать содержимое маминой корзины для рукоделия.

Отличную службу в развитии мелкой моторики малышей 2-3 лет сослужат обычные чайные ложки, которыми можно из одной емкости в другую перекладывать изюминки или фасоль (делать это можно и пальчиками), прищепки, с помощью которых можно делать бусы, гирлянды и даже фигурки животных. Фантазируйте, и у вас обязательно получится найти свои варианты применения бытовых предметов.

                                                                           

Прокалывания и нанизывания

Просто идеальный вариант игры для малышей в возрасте 2-3 лет — это занятия с прокалыванием дырочек и последующим нанизыванием. Прокалывать можно что угодно, начиная от бумаги и заканчивая кусочками ваты или пенопласта. Нанизывать на нитку, леску, палку также можно все что угодно. Например, можно нанизать на палку бублики, на леску – бусины, на веревку – прищепки и так далее.

Главное, чтобы взрослые не ленились изобретать новые и интересные варианты игр с нанизыванием и прокалыванием, затягивая малышей в увлекательный мир творчества. В ходе таких игр ребенок сможет ускорить развитие моторики, а также научится быть более координированным, терпеливым, внимательным и креативным.

Роль рисования в процессе развития

Сложно переоценить роль рисования в процессе работы над совершенствованием мелкой моторики у детей 2-3 лет. Желание ребенка рисовать нужно культивировать и всячески поощрять. Причем совсем не обязательно, чтобы это было рисование в привычной форме

Фломастеры, карандаши, ручки можно заменить пальчиковыми красками и мелками.

                         

Пусть малыш повеселится, оставляя на бумаге цветные отпечатки пальчиков и ладошек, научится мыслить пространственно, рисуя на асфальте во дворе цветными мелками. Кстати, мелками можно рисовать не только на улице, но и на специальной доске дома, на стенах и даже на мебели.

О роли лепки в процессе развития моторики

Так же как и рисование, лепка оказывает самое позитивное воздействие на развитие мелкой моторики рук малышей 2-3 лет. Лепить можно не только из пластилина, но и из глины, песка, соленого теста. Поделки из теста и глины можно будет усовершенствовать, если запечь их в духовке и вместе с крохой раскрасить, вместо кисточек пользуясь пальцами.

                                                                               

Игры с песком в возрасте 2-3 лет отлично развивают моторику и приносят небывалое удовольствие ребенку. Если играть в песочнице на улице нет возможности, то можно приобрести домой безопасный цветной кинетический песок, формы для лепки и специальную песочницу. Имея такие игрушки, кроха будет с радостью заниматься «пескостроением», развивая не только моторику, но и фантазию, терпение и внимание.

                                                                     

С трехлетними малышами можно заниматься складыванием крупных пазлов или конструкторов. Отличный вариант — это игры с вкладышами, которые помогут укрепить мышцы пальцев и улучшить координацию их движений. Если ребенку сложно самостоятельно справиться со сбором пазлов, ему необходимо показать, как это делается, столько раз, сколько нужно, чтобы он понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....