Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме
Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной, прежде всего потому, что мотив деятельности (то, что толкает ребенка к действию) заключается в способе употребления самого предмета. Общение, которое выступало на первый план в младенчестве, не исчезло, но приняло форму предметной деятельности. Другими словами, мотивы ребенка переместились с личности взрослого на предмет.
Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми, развивает мышление, память, речь].
Особенности общения.
В раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой он постоянно овладевает нормами поведения, и хотя это делается под наблюдением взрослого, ребенок не может сразу усвоить отношения к людям и вещам, которого от него ожидают. Ребенок будет рвать книги, раскидывать вещи и не будет исполнять все ваши просьбы или приказы просто потому, что он еще маленький.
Особенности развития речи.
В раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь. Подобно тому, как Адам в раю давал имена животным, ребенок начинает понимать, что реальный мир предметов и мир слов отражают друг друга.
Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами или действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок сначала осмысливает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Например, если по просьбе мамы ребенок показывает носик, ушко, глазик, то на просьбу другого человека он не будет реагировать, потому что ребенок учитывает ситуацию: кто говорит с ним, с какой интонацией. Позднее ситуация преодолевается, ребенок воспринимает интонацию и начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жестами сопровождает.
После полутора лет ребенок становится более инициативным, и он не только постоянно требует назвать ему предметы, но и сам делает попытки произнести слова. Темп развития речи сразу же возрастает. Прежде всего, ребенок слушает речь взрослого, следовательно, произношение слов взрослым существенным образом повлияет на развитие речи ребенка. В этот момент нужно исключить всякие «сюсюканья» и искажения в произношении слов, чтобы ребенок смог правильно их услышать и проговорить. Учтите, фонетический слух (слушая речь взрослого, ребенок учится выделять звуки в словах) еще не развит: ребенок картавит, пропускает слоги, звуки. Если взрослый человек при этом будет «засорять» речь ребенка своей искаженной речью, это может привести к занятиям с логопедом.
Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года десяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Очень важно, чтобы родители молились вместе со своими детьми вслух несложными словами. Посредством этого раннего опыта дети уже приобретают язык молитвы и понимание того, как можно общаться с Богом.
Особенности умственного развития.
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и манипулировать ими. Это предпосылки дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью].
На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления- использование связи между предметами для достижения цели, например, притягивание подушки, на которой лежит любимый плюшевый мишка, для того, чтобы его достать. В течении раннего детства ребенок все чаще и чаще использует готовые связи подобного рода. При этом ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые показывают примеры действий, способы употребления предметов. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, — важная ступень в развитии детского мышления.
В этот период действия ребенка направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскивание связей между предметами и действиями, дающих возможность получить определенный результат. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.
Если перед ребенком стоит задача, он решает ее путем действий, которые сам видит перед собой. Он экспериментирует с предметом, наблюдает, что с ним будет, ищет решение проблемы.
К концу раннего детства ребенок способен перенести знакомые образы в разум и решает сложившиеся проблемы «изнутри», в голове. Ему не надо заново проделывать с предметами действия, чтобы посмотреть на результат, он внутренне выбирает необходимое действие и переносит его на предмет. Это свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
Использование сенсорных модулей в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
В данной работе говорится о важности сенсорного воспитания детей раннего возраста. Описываюся разнообразные сенсорные модули, способствующие развитию мелкой моторики руки ребенка. Таже раскрыта цель и...
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...
«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЁЙ»
Наблюдения показали, что у детей, у которых сформированы тонкие движения пальцев рук уровень развития речи выше, чем у детей с несформированной моторикой. Отсюда пришли к выводу, что степень развития ...