Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
статья на тему
Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игры с песком и водой».
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.
Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитие мелкой моторики рук детей. Игра с песком - это не только увлекательное, но и познавательное занятие. Уже с раннего возраста дети начинают изучать качество материалов, их свойства, сходства и различие.
В процессе игр с песком и водой происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников. Дети с большим удовольствием играют с песком и водой. В игре с водой ребенок, при помощи взрослого, не только познает ее свойства, вода оказывает на организм ребенка релаксационный эффект. Очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой доставляют радость и удовольствие детям, оставляют прекрасные воспоминания.
Игры в песочнице положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, служат прекрасным средством для развития и самореализации.
Возиться в песке — не каприз, а потребность ребенка. Рыть ямки и насыпать горки необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке — он строит. С помощью совочка и формочек ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят возню детей в песочнице, построение замков к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника, пренебрегать ими нельзя. С помощью игр с песком малыш творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.
Действия в песке и с песком:
- закапывание друг друга в теплый песок; ходьба босиком по песку;
- строительство из влажного песка замка и башни; рытье колодца, тоннелей;
- прокладывание дороги для игрушечных автомобилей;
- лепка куличиков, пирожков, тортиков и их украшение.
Немного математики в воде и песке
Играя в песочнице или на пляже, вы можете формировать или закреплять некоторые важные начальные математические представления. На наглядных примерах выясните вместе с ребенком, что такое размер и форма предметов, что означают понятия "много", "мало". Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. На малышей производит сильное впечатление огромный кулич, сделанный с помощью "настоящего" десятилитрового ведра, наполненного песком. По ходу работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого — мало. Используйте слова "пустой", "полный".
Можно предложить детям "испечь" печенье разной формы: треугольное, круглое, квадратное. Для этого могут пригодиться детали крупной геометрической мозаики. Предложите ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке нужен большой куличик, а мышке — маленький. В песке можно вырыть для медвежонка большую берлогу, а для мышонка — маленькую норку. Колодец может быть глубоким или мелким. Дорога, проложенная в песочнице, может быть длинной или короткой. Мальчикам понравится строить гаражи для больших и маленьких машин.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Родители получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. В ходе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения общаться.
Игры с песком можно условно разделить на три направления:
- обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (познается многогранность окружающего мира);
- проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Обучающие игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
- «отпечатки наших рук»;
- «отпечатки наших кулачков, пальцев»;
- «скользить ладонями по поверхности песка»;
- «пройтись пальцами по поверхности песка, как на пианино»;
- «оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами» и т. д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание и память. Формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Дошкольник много узнает о свойствах песка и воды.
Также можно организовать игры с водой: "Тонет — не тонет", "Мыльные пузыри", "Наливаем воду", "Кораблик" и т. д. Для этого необходимы стаканчики, трубочки, игрушки и фартуки.
Одна из игр на кухне – это игры с различными крупами. Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом.
Возьмите пальчик малыша и проведите им по крупе. Для рисования также подойдет трубочка для коктейля. Рисовать можно линии (прямые, волнистые), геометрические фигуры, солнышко, тучки, смешные рожицы, в общем, все, что подскажет ваша фантазия. Пусть крошка просто проводит пальчиком, хаотично рисуя. Игры с крупами очень полезны для развития мелкой моторики рук ребенка. Для детей после 2 лет можно усложнять задания. Рисуйте вместе буквы, цифры. Также можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...