Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в разновозрастной группе (5-7 лет) «Здравствуй, зимушка-зима!»
план-конспект занятия по развитию речи

Корчменная Екатерина Валерьевна

Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx172.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

в разновозрастной группе (5-7 лет)

«Здравствуй, зимушка-зима!»http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/14/11086352.png

                                                                                         

                                                                                             Подготовил:

                                                                                             воспитатель

                                                                                                    Корчменная Е.В.        

                                                         г. Пыть- Ях, 2018

Тема: «Здравствуй,  зимушка-зима!»

Цель: развивать навык словообразования, повышать качество речевого развития  детей.

Задачи:

Образовательные: 

  • формирование умения  подбирать прилагательные к существительным; 
  • формирование умения  подбирать родственные (однокоренные) слова;
  • формирование умения подбирать синонимы и антонимы;
  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением.

Развивающие: 

  •  обобщение и систематизирование знаний детей о зиме 
  • активизация словаря по теме «Зима»;
  • развитие связной речи;
  •  развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания;  
  • развитие фантазии, воображения;
  • развитие речевое дыхания;
  •  формирование умения составлять общую композицию;
  •   развитие эстетического вкуса.

Воспитательные: 

  • формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • формирование умения  выполнять поставленную задачу;
  • формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками;
  • развитие способности оценивать себя и окружающих;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие; 
  • физическое развитие

Центры активности детской деятельности:

  • Центр конструирования;
  • Центр искусства:
  • Центр книги и грамоты.

Формы деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей.

Форма проведения: комбинированное занятие.

Активизация словаря:  зима холодная, снежная, белая, пушистая, морозная; снег белый, холодный, мягкий, пушистый; погода  холодная, ветреная, морозная; модульное оригами.

Методические приемы: беседа, игра, дидактическая игра, физминутка,
художественное слово, практическая деятельность детей, вопросы-ответы, показ, объяснение.

Материалы и оборудование: рисунок формата А-2 «зимний лес», бумага для оригами, заготовки для снежинок, изображения животных и их хвостов, клей-карандаш, влажные салфетки.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационно-мотвационная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок,

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки.

Воспитатель: Ребята. Я хочу наше сегодняшнее занятие начать с загадки.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно.

2.Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зиме. Сначала расскажите, какие зимние месяцы вы знаете? (,,,)  Какой месяц первый, второй, третий? В каком месяце мы празднуем новый год? Очень хорошо. Теперь давайте поговорим, чем зима отличается от лета. Я буду говорить как летом, а вы как зимой.

Игра «Скажи наоборот»:

- Летом жарко, а зимой…(холодно),

-  Летом летают бабочки, а зимой…(снежинки),

- Летом ребята купаются в речке, а зимой …(катаются на санках),

 - Летом люди ходят по улице в платье, шортах, а зимой…(в шапке, куртке, варежках).

- Летом воздух жаркий, а зимой…(холодный)

Воспитатель: Молодцы! Ребята зимой на улице холодно и наши ручки без рукавичек замерзают. Давайте поиграем в игру «Ручки замерзли»:

Игра на развитие речевого дыхания «Ручки замерзли»

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них. Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

Повторить 2-3 раза.

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о том, какая бывает зима?

Дети:  холодная, снежная, белая, пушистая, морозная…

Воспитатель: А какой бывает снег?

Дети:  белый, холодный, мягкий, пушистый

Воспитатель: А какая погода?

Дети: холодная, ветреная, морозная.

Воспитатель: Замечательно. Вы, наверное, засиделись? Давайте встанем и немного подвигаемся.

Физминутка:

Здравствуй зимушка-зима (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руками в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим рукой по воображаемому снегу)

Иней серебристый, (встаем, разводим руки в сторону)

Лыжи, санки и коньки (имитируем движения)

И на елках огоньки!  (поднимаем руки вверх, крутим фонарики)

Воспитатель: Отдохнули? Садитесь. Давайте теперь поиграем вот в такую игру. «Назови ласково». Я называю слово, а вы говорите его ласково. Например: лед-ледок. Снег…, солнце…, ветер…, зима…, мороз, снеговик…

Воспитатель: Очень хорошо.  А сейчас я предлагаю вам выучить новую игру. Приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «Зимняя»:

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» указательным и средним пальчиками одной руки по ладони другой)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на друг на друга)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Вы знаете про зиму все-все. А знаете, есть на Земле такие места, где никогда не бывает зимы.  Например,  в Африке. Ребята там не знают, что такое зима. Они никогда не видели снег, не катались на санках, не лепили снеговика. И даже никогда не ловили языком снежинки. Это очень грустно, ведь они пропускают столько веселья. Я думала, как и помочь. И придумала вот что, я решила нарисовать для них зимнюю картину. И почти нарисовала. Но никак не могу закончить. Вы мне поможете?
Дети: Да.

Переход в работу по центрам активности.

Воспитатель: Хорошо. Для того, чтобы закончить картину не хватаем совсем чуть-чуть.  Нам нужны снежинки, которые можно вырезать из бумаги в центре искусства.  Нам нужны елочки в технике  модульное оригами, которые можно сделать в центре конструирования. И нам нужны изображения животных, которые живут в нашем зимнем лесу. Их можно найти в центре книги и грамоты. Приклеивайте свои фотографии возле того центра, куда хотите пойти.

Дети делают выбор и расходятся по центрам.

В центре искусства дети складывают бумажные листочки и вырезают ножницами снежинки.

В центре книги и грамоты дети играют в дидактическую игру «Чей хвост?» Выбирают нужное животное, находят нужный хвост и приклеивают его.

В центре конструирования дети складывают елочки методом модульного оригами.

После того, как работа в центрах завершиться, все собираемся около рисунка.

Ребята показывают, что они сделают. Оценивают работы других. Потом берут клей и приклеивают свои поделки на рисунок.

Воспитатель: Ну вот и все. Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. И снежинки у нас есть, и елочки, и звери. Теперь мы отправим эту картину в Африку. А дети там посмотрят, что значит елочки в снегу, что такое снежинки, и как выглядят наши животные зимой. Вы большие молодцы. Без вас бы я не справилась. Спасибо вам за помощь.

Заключительная часть.

Рефлексия:

А сейчас расскажите мне, что вам больше всего понравилось. Что вы запомнили из нашего занятия.

Ответы детей.

Воспитатель: Очень хорошо. Наше и закончилось наше занятие. Скажите нашим гостям «До свидания».

Самоанализ образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

  1. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»,  для разновозрастной группы (детей 5-7 лет)

Цель: развивать навык словообразования, повышать качество речевого развития  детей.

Задачи:

Образовательные: 

  • формирование умения  подбирать прилагательные к существительным; 
  • формирование умения  подбирать родственные (однокоренные) слова;
  • формирование умения подбирать синонимы и антонимы;
  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
  • закрепление названия зимних месяцев, их очередности

Развивающие: 

  •  обобщение и систематизирование знаний детей о зиме 
  • активизация словаря по теме «Зима»;
  • развитие связной речи;
  •  развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания;  
  • развитие речевое дыхания;
  • развитие фантазии, воображения;

Воспитательные: 

  • формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • формирование умения  выполнять поставленную задачу;
  • формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками;
  • развитие способности оценивать себя и окружающих;
  • формирование умения составлять общую композицию;  
  • развитие эстетического вкуса.
  • воспитание эмоциональной отзывчивости.

В процессе данной образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

-По познавательному развитию: закрепление названия зимних месяцев, их очередности; обобщение и систематизирование знаний детей о зиме.

-По социально-коммуникативному развитию: развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми; формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников; формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками; развитие способности оценивать себя и окружающих; воспитание эмоциональной отзывчивости.

-По речевому развитию: формирование умения  подбирать прилагательные к существительным; формирование умения  подбирать родственные (однокоренные) слова; формирование умения подбирать синонимы и антонимы; упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; развитие связной речи;  развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания;  развитие речевое дыхания.

-По художественно – эстетическому развитию: формирование умения делать по образцу; развитие фантазии, воображения; формирование умения составлять общую композицию;  развитие эстетического вкуса.

-По физическому развитию: способствовать закреплению умений детей действовать по сигналу,  выполняя свободные координированные движения рук и ног в соответствии с текстом.

  1. Организация и структура образовательной деятельности

Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей на протяжении 25 минут. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес. Образовательная деятельность проводилась воспитателем.

Организационная  часть включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.

На организационном этапе образовательной деятельности  был применен метод игровой ситуации со словами приветствия гостям и друг - другу. В основной части образовательной  деятельности использовались разные методы: словесные, беседа, вопросы-ответы, игровые ситуации. Художественное слово использовалось в физминутке, игре на развитие речевого дыхания. Также использовались приемы здоровьесберегающих технологий. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к речевой деятельности. Дети закрепили  знания о зиме, признаках зимы. Активизировали свой словарь по теме «Зима», обогатили свой словарный запас прилагательными.

 Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

 Я считаю, что в процессе образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физкультурной паузы, пальчиковой гимнастики позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны проделанной работой. Им понравилось  то,  что они оказались причастны к созданию художественной композиции.

  1. Методы и приёмы обучения.

 Основной метод – игровой.  Также использовались и другие методы: беседа, дидактическая игра, физминутка, художественное слово, практическая деятельность детей, вопросы-ответы, показ, объяснение. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки. Образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали её задачам и материалу, были направлены на речевое развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.

  1.  Результативность по образовательной деятельности

 Я считаю, что задания, поставленные  детям, были посильны и соответствовали их умениям. В ходе занятия я  чувствовала, что ребята ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным.

Вывод: поставленные   задачи реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе: «Зимушка-зима»

·        Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Рассказывание сказки «Теремок»

Предлагаю конспект по развитию речи в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности "Рассказывание сказки "Теремок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»Вид НОД: комбинированный:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10 Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 10  Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»...

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "На помощь Зимушке-зиме"

Методическая разработка по развитию речи детей посредством применения различных современных игровых технологий...