Презентация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Раскрывается актуальность темы, примеры фонематического нарушения восприятия, необходимые условия для предупреждения фонематического нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonmaticheskoe_vospriyatie.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Уже в дошкольном возрасте дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия, я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу
Фонематические представления: Фонематический слух - стойкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи. Фонематические представления - формирование действий звукового анализа и синтеза
Четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Необходимое условие для предупреждения фонематического нарушения: развитие слухового внимания, слуховой памяти; формирование умения дифференцировать коррегирующие и оппозиционные фонемы из групп шипящих и свистящих, глухих и звонких, сонорных, твердых и мягких согласных; с оздание предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа ; предупреждение логопедических ошибок на письме и чтении
Развитие неречевого слуха. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы ). «Найди игрушку» «У кого колокольчик» «Угадай, кто играет» «Звучащие инструменты» «Расскажи, что ты слышишь» «Звери , и их детеныши»
Выделение заданного звука из ряда звуков.
Словесные игры: «Назови правильное слово» Тапка-хапка-сапка-шапка Кошка-кофка-котка-козка Фанки-санки-шанки-панки «Придумай слово на заданный звук или слог»: А- аист, арбуз, апельсин… У-утка , улитка, утюг…. МА-…машина, мама, мак … «Поймай звук-верни слог или слово»: А,М– АМ А,У-АУ М,А-МА
Словесная игра «Доскажи словечко»: -Подготовлен … амолет , он отправится в полет. -На столе лежала сайка, а по лесу бегал .. айка . -У малышки погремушка-очень шумная .. грушка . «Найди предмет на этот звук» «Где спрятался звук?» «Повтори цепочку слогов».
Дети старшего возраста: различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком; находят слова с этим звуком; определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); них развивается способность к звуковому анализу слова. Старший дошкольный возраст
«Где спрятался звук?»
« Игры на выделение первого и последнего звука в слове» РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп. «ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии. «ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [ в ’] ». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко
Дети подготовительной группы должны уметь делить слова на слоги, называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, последовательно называть звуки в слове, выполнять звуковой анализ простых слов, умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове и т.д. Подготовительный дошкольный возраст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....
Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....
Презентация "Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Этапы работы по формированию фонематического восприятияI этап - узнавание неречевых звуков;II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап - различ...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...