Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? Задержке или нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствуют о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое восприятие- это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Родители обычно не понимают всей серьёзности подобной ситуации и не могут предвидеть всех её негативных последствий. Поэтому в лучшем случае они беспокоятся лишь о коррекции у ребёнка звукопроизношения, чем дело чаще всего и заканчивается. Однако при таком поверхностном способе решения этой непростой проблемы ребёнок, овладевший правильным произношением всех звуков, по-прежнему продолжает отставать в фонематическом развитии, поскольку фонематические нарушения часто оказываются более стойкими, чем произносительные. А это значит, что звуковой анализ слов для ребёнка всё так же затруднён и в процессе обучения грамоте это обязательно скажется в виде появления у него дисграфии.
Принципы работы над ФФП.
- Обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.
- После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.
- Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе обучения на занятиях под руководством взрослых.
- Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Предлагаю некоторые дидактические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья. Предлагаемые игры помогут воспитателям сформировать фонематические представления, познакомить детей со звуковой стороной слова через дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия, дислексия. Все они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов слова и звуке, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова. Данный речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.
Процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребёнку и рассчитан на длительный период обучения.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. Развивать фонематических слух.
Количество круп от 2 до 5.
Упражнение «Помоги Незнайки узнать, какой предмет звучит?»
Игра «Полянка»
Цель: учить узнавать ритмический рисунок. Развивать фонематических слух.
Ход игры.
-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и
от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.
Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.
Упражнение «Что звучит громко, тихо, звонко?»
(Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка; звонко: зонт, козы, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, рыба, трамвай).
РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.
Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки(слова-друзья), похожие по звучанию.
(Мяч- грач, розы-козы, машина- корзина, мишка-шишка, бочка-дочка, маски-краски, мышка-мишка, лук-сук, мак-рак).
Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»
-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.
Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-
Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.
Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.
От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).
Упражнение «Доскажи словечко»
А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-
Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).
*** ***
А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:
Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).
Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»
Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.
Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.
*** ***
Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-
Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество
слогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цвет
вагончика с первым звуком слова.
Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне
вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на
обратной стороне- слоговая схема данного слова.
Ход игры.
Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.
-Сколько слогов в твоём слове?
-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.
-Почему твой вагончик красного цвета?
-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.
-А почему у тебя вагончик синего цвета?
-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.
-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?
-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.
Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).
Ход игры.
Логопед объясняет:
-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ.
Игра «Найди место для своей картинки»
Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.
Оборудование: картинки для дифференциации звуков.
Ход игры.
Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.
-Эту картинку я положу с левой стороны.
Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.
-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.
Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.
Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.
Со звуком /л/: белка, слон.
Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.
Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель- предметы со звуком /с/.
В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.
В портфель: собака, стол, сова, маска.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.
Ход игры.
Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:
-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.
Игра «Собери слово».
Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.
Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.
Ход игры.
Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.
Логопед даёт задание:
-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.
Игра «Отгадай словечко»
Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.
Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.
Ход игры.
Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.
-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.
Применение данных дидактических игр и упражнений способствуют быстрому формированию фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза. Занятия становятся боле интересными и увлекательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....
"Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа"
консультация для воспитателей...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дидактическая игра – одно из средств уточнения, закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей....
Игры и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Консультация для педагогов...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...