Презентация "Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_lebedeva.ppt | 647 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: фонематический слух фонематическое восприятие
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Стадии развития фонематического слуха: первая - формирование способности различать гласные звуки; вторая – различать согласные звуки. При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия I этап - узнавание неречевых звуков; II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры на р азвитие способности узнавать и различать неречевые звуки. На развитие слухового внимания и слуховой памяти.
«Угадай, что делают» Необходимы следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш. Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
«Угадай, на чем играю» Педагог подготавливает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и др. Затем знакомит детей с музыкальными игрушками. Убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.
Игра «Самый , внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны. Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.
«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Дети садятся в кружок. Педагог выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Угадай, что делать» Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
«Угадай, кто кричит» Подготовить игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Педагог достает игрушки, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
«Угадай, кто идет» Необходимо две картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
«Солнце или дождик?» Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Дети выполняют действия согласно различному звучанию бубна.
«ХЛОПНИ, КАК Я!» «ДЯТЕЛ» Педагог отстукивает карандашом или ладонями различные ритмы ( I II III , II I II и т.д.), а дети повторяют за ним.
Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса
«ДАЛЕКО – БЛИЗКО» Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда. Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку. Можно использовать мычание коровы – «муууу», гудение самолета и т.д.
«БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок. Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Педагог произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Педагог произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
«ТЕЛЕФОН» Педагог тихо «на ушко» говорит слово (можно брать по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются. Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).
Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ» Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если дети услышали правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный флажок, а если нет – красный. Вариант: хлопнуть в ладоши.
«ЦЕПОЧКА» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три). Примечание : При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА
«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Педагог выставляет следующие картинки: сом, мак, жук, сетка, моток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию. «СОМ» дом, ком, лом; «МАК» рак, бак, лак; «ЖУК» лук, сук, тук; «СЕТКА» клетка, ветка, пятка; «МОТОК» платок, листок, каток.
«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО –КАНАВА
«САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Педагог произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
«САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО» Педагог произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Педагог произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. «Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Винтокрылый … (вертолёт)».
Игры на дифференциацию слогов и фонем
«Чей звук» Детям раздаются картинки с изображением самолета, малыша, ослика, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее педагог произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Затем проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».
«Назови лишний» Различение слогов. Педагог называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба», дети выделяют лишний слог. Затем задание усложняется: слоги подбираются отличными только по гласному звуку (ма-мо-ма), с близкими согласными (та-та-да-та, фа-ва-фа).
«Назови по порядку слоги» Педагог произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
«БАБОЧКИ» Педагог предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э]. Педагог произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.
«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой – графическое изображение гласного звука. Педагог произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.
«Мальчики – согласные» Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и живут в зелёном домике. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат. Педагог произносит согласные звуки, а ребёнок показывает соответствующего мальчика.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет: четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; повышение звука - подниманием руки вверх; понижение звука - опусканием руки вниз.
Сказка о звуке А Жил-был звук «a». Он любил петь, широко открывая рот: «a__». Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a». Иногда - очень громко: «a, a, a». Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__». Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa». А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно: a \ A
Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса. Вопросы и задания О каком звуке эта сказка? Что любил делать звук «a»? (Петь). Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот). Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко. Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»). На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане(«aaaaa, aaaaa»). Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»: a \ a За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).
«ФЛАЖКИ» Педагог называет звук. Дети, определяют, какой это звук и поднимают флажок соответствую- щего цвета : гласный – красный флажок, согласный мягкий – зеленый флажок, согласный твёрдый – синий флажок.
«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под колокольчиком».
Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: Определение количества слогов в словах разной сложности; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества, последовательности звуков в слове; Развитие фонематического представления.
Игры на определение количества слогов в словах разной сложности: «Отбей слоги мячом» Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части. «Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. «ГУСЕНИЦА» Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д. «ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове: «РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп. «ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии. «ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [ в ’] ». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.
Игры на определение примерного места звука в слове: «В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? «Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы. «Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук. «Клумба» Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове. «СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова. «Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова. «Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.
Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Стаканчики» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий) «Цветик – семицветик» В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [ З ] ). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука. «Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки , названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.
Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....
"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР...
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...