ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И СОСТАВЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Более 20 лет назад я впервые познакомилась с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и с тех пор активно включаю методы и приемы ТРИЗ в свою воспитательскую деятельность. Являюсь автором книг «Мнемотехника для детей -IV»1999г. СПб. «Познание окружающего мира с помощью приёмов ТРИЗ» 2006г., «Загадки»2006г. ОЦ «Гармония», «Запоминай-ка от 4 до5 лет. Обучающие и развивающие игры и задания»; «Запоминай-ка от 5 до7лет. Обучающие и развивающие игры и задания», «Здравствуй, Сказка!». 2006-2007-2008г,Москва Издательство «Сова». В статье «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И СОСТАВЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ» я подробно рассказываю о своём опыте обучения детей рассматриванию картин, составлению по ним различных небольших рассказов (описательных, на заданную тему, фантастических и т.д.)Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. выстроенных в несколько этапов. На каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой, у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине и составлять речевые творческие продукты. Для детей же каждый из этих этапов –это занимательное игровое упражнение базирующееся на методе типового фантазирования (технология триз) –методе «Волшебников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Васильева Светлана Александровна, преподаватель курсов повышения квалификации ОЦ Гармония, педагог дополнительного образования «ТРИЗ для дошкольников», воспитатель ГДОУ детского сада № 115 Выборгского района, СПб.
Автор книг «Мнемотехника для детей -IV»1999г. СПб. «Познание окружающего мира с помощью приёмов ТРИЗ» 2006г., «Загадки»2006г. ОЦ «Гармония»,«Запоминай-ка от 4 до5 лет. Обучающие и развивающие игры и задания»; «Запоминай-ка от 5 до7лет. Обучающие и развивающие игры и задания»;_ «Здравствуй, Сказка!». 2006-2007-2008г,Москва Издательство «Сова».
Контактная информация
Моб. Т. 8-911-950-93-83.
e-mail s-vasi@yandex.ru
Дорогие взрослые!
Хочется познакомить Вас с несколькими нехитрыми приёмами, благодаря которым Ваш малыш с Вашей помощью сможет весело и быстро придумать новое необычное слово, загадку, небылицу, маленькое поэтическое произведение, а в результате развить свою речь, воображение, фантазию, чувство юмора, поупражняться в словотворчестве.
Как помочь ребёнку придумать новые слова?
Чудо - кубики.
Эта игра очень проста в изготовлении.
Возьмите два деревянных кубика без рисунков, из любого детского строителя. На гранях одного кубика фломастером напишите частицы : анти, мини, макси, супер, чудо, противо. Не забудьте объяснить малышу значение этих частиц! На гранях второго кубика напишите суффиксы : тель, щик, лк, ок, чк, ун. У Вас получились чудо - кубики. Теперь дело за малым!
Попросите малыша назвать любое слово и бросить на стол чудо- кубик с приставками. На верхней грани выпала, например, приставка - анти, а ребёнок назвал словосочетание Дед Мороз. Пусть малыш назовёт, что получилось – Антидед Мороз. Попросите ребёнка объяснить значение нового слова, функции и свойства нового объекта.
Если ребёнок затрудняется в выборе слова для игры, можно взять любые кубики с картинками из «Азбуки» и выбрасывать их вместе с чудо - кубиками или «тыкать пальцем» наугад с закрытыми глазами на картинки в любой детской книжке с множеством предметных рисунков. Например, у малыша выпала буква А арбуз и на чудо - кубике суффиксов выпал суффикс лк, получается слово –арбузалка. Кто это? Что делает? Какая она?
Пример детских объяснений получившихся слов:
Антидед Мороз – это Баба Яга. Дед Мороз приносит подарки, он добрый , Баба Яга – злая, она подарки прячет.
Арбузалка – гусеница, которая поедает арбузы.
Суперлягушка Царевна – огромная, сильная, сама вынесла Ивана-Царевича из болота и убила Кощея Бессмертного.
Если Вы заведёте специальный блокнотик и будете записывать в него детские рассуждения и попросите малыша делать в нём зарисовки новых объектов, то скоро Вы с ребёнком создадите замечательную, весёлую собственную книжку «Объяснялочку», которая долго будет радовать Вашего малыша, Вас и всех членов Вашей семьи.
Пять способов, как помочь ребёнку придумать загадку.
- Выберите с малышом объект для загадывания (можно при помощи способов, предложенных нами ранее), например слово СОЛНЦЕ
- Помогите малышу вопросами
- Запишите ответы ребёнка
1.Какой? Какая? Какое? Какие? Что такое же?
Жёлтое яблоко
Тёплое батарея
Светящее лампочка
Круглое тарелка
- Поставьте между названными ребёнком словами слова «помощники» как или но не.
- У Вас с малышом получилась загадка:
Жёлтое как яблоко,
Тёплое как батарея
Светящее как лампочка
Круглое как тарелка
Что такое?
2. На что похоже? Чем отличается?
Тарелка не стеклянная
Огонь обед не сваришь
Подсолнух семечек не даёт
Как тарелка, но не стеклянная,
Как огонь, но обед не сваришь,
Как подсолнух, но семечек не даёт.
Что такое?
3. Что делает? Что такое же?
Греет Печка
Светит Лампа, фонарь
По небу катиться Шар
Греет – как печка,
Светит – как лампа,
По небу катиться - как шар
Всем видно, но рукой не потрогаешь.
Что такое?
4. Предложите малышу подставить к названным им действиям суффиксы – лк или щик , получится греелка, светилка, по небу катилка или греельщик, светильшик, по небу катильщик
а вот и загадки:
- Оно и греелка, и светилка и по небу катилка,
Всем видно, но рукой не потрогаешь.
Что такое?
- Оно и греельщик и , светильшик,и по небу катильщик.
Что такое?
Возможно, в других случаях Вам поможет суффикс ун
Например:
Он резиновый скакун,
Круглый, круглый он катун,
Полосатый он бегун
И любимый мой игрун.
Кто он? (мяч)
Дети очень часто сами случайно подобным образом коверкают слова. Если дать им возможность сделать это нарочно и вместе со взрослым, то они быстрее научаются слышать свои ошибки.
Ведь весело учиться гораздо интереснее!
5.Предложите малышу назвать части загадываемого объекта, сосчитать их количество и обозначить, на что они похожи. Ч А С Ы
Количество частей | Название части | На что похоже | |||
Три | Стрелки | Карандаши, палочки | |||
Один | Циферблат | Тарелка |
При составлении загадки опустите названия частей, замените их названиями похожих предметов:
Три карандаша по тарелке бегут,
Себе место не найдут.
Что это такое?
МАШИНА
четыре | колёса | бублики |
один | корпус | жук |
две | фары спереди | большие глаза |
два | габарита сзади | маленькие глаза |
На четырёх бубликах жук стоит, двумя большими глазами себе путь освещает, двумя маленькими сзади подмигивает. Что такое?
Загадки получаются гораздо интереснее, если в одной загадке использовать несколько из предложенных способов.
Подобные игры и упражнения помогают развитию речи малыша, ведь они дают ему возможность поупражняться в нахождении определений, сравнений и действий предметов.
Как помочь ребенку создать маленькие поэтические произведения?
1.Выберите объект (о чём будет стихотворение)
2.Помогите ребенку вопросами:
- Что? Или Кто?; Какой? Как что?
- Что делает?; Как?; Где?
- Что ты или объект слышишь, видишь, чувствуешь.
Запишите ответы малыша построчно. Осталось только слегка отредактировать, и поэтический шедевр готов.
***
Осень рыжая - как лисица,
Тихо, тихо к нам подошла.
Мы услышали шелест листьев-
Шум дождя.
***
Фиалка нежная - как весна,
На окошке моем цветет.
Глядя на нее, я забываю,
Что за окном дождь идет и скоро, скоро зима.
***
Ворона сердитая как баба Яга,
На нашей березе каркает громко
Сердится видно, что мы вышли гулять,
И мешаем ей отдыхать.
Пусть в этих детских произведениях не всегда присутствует рифма, зато чувствуется детская душа и отношение к окружающему миру..
Как помочь ребёнку придумать небылицу?
1.Предложите малышу
- Придумать слова парами живые и неживые (существительные)
- Назвать их действия.
- Поменять местами слова действия
Объект Что делает?
Чайник Кипятит воду
Петух Кукарекает
Свитер Греет детей
Таракан Бегает
Мама Моет посуду
Самолет Летает
Если б чайник кукарекал,
То петух бы воду грел.
Если б свитер вдруг забегал,
Таракан детей б согрел.
Если б мама полетела,
Самолёт посуду б мыл
Вот тогда б я удивился, испугался, рассмеялся, хохотал бы целый день.
2.Предложите малышу
- придумать предложения, желательно в рифму:
Огурцы солятся в бочке.
Бабка вяжет мне носок.
Ставит в книжке Маша точки.
Сыплю в чашку я песок.
- поменять местами героев (подлежащие):
Бабка солиться в той бочке.
Чашка вяжет мне носок.
Огурцы поставят точки. В Машу сыплю я песок.
«Фантастические гипотезы и вычитания»
Джанни Родари считал, что “фантастические гипотезы” и “фантастическое вычитание” имеют важное значение в развитии высших форм мышления: синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Помимо развивающей направленности эта игра имеет особое диагностическое значение.
Дети, как никто другой, моментально включаются в “предлагаемое обстоятельства” и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно.
Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы:
- Если бы я был волшебником (каким? Зачем? Что делал бы?)
- Если бы вдруг исчезло время (что в этом хорошего? Что плохого?)
- Если бы я оказался на необитаемом острове (что бы стал делать?)
- Если бы у меня было много денег (на что бы их потратил?)
- Если бы я стал невидимым
- Если весна не наступит совсем
- Если бы я был выше дома
- Если бы я был с размером муравья
- Если вдруг игрушки оживут и заговорят и т.д.
Диагностическая ценность лингвистических игр подобного характера заключается в том, что они всегда дают взрослым пищу для размышлений. На основе детских ответов взрослый имеет возможность выявить уровень:
- речевого (насколько богата, красочна и правильна речь ребенка).
- мыслительного (насколько логично выстроены события и аргументированы предполагаемые действия).
- эмоционального (насыщенность положительными и отрицательными эмоциями).
- духовного (нравственная ориентации и ценности ребенка, степень человеколюбия) развития детей.
Если Вы обнаружили негативные тенденции в развитии ребенка или Вас просто что-то насторожило, не отчаивайтесь, у Вас есть возможность помочь ребенку – проанализируйте собственную воспитательную тактику, обратитесь за помощью к специалисту – психологу, воспитателю, главное – не паникуйте, но и не теряйте время зря, ведь все поправимо только в определенный срок.
Давайте оживлять вместе!
Что? Все что угодно: Облака, лужи, следы, камни, ракушки, сучки, деревья, коробки и бутылочки, стулья и шкафы, цифры, буквы, геометрические фигуры, любые линии, контуры фигур, кляксы и еще много разных вещей.
Зачем? Чтобы лучше узнать внутренний мир вашего ребенка, да и свой тоже. Чтобы помочь друг другу развить фантазию. Попробуйте увидеть вместе с ребенком, на что похожа лужа от пролитого молока или летящее в небе облако. Может это дракон, всадник или крокодил.
Например: Просыпьте крупу, спички или пуговицы на лист бумаги. Обведите по контуру получившееся изображение. Уберите предметы. На что похож контур? Дорисуйте вместе с ребенком глаза, уши, лапы или ноги, клюв, нос, крылья. Придумайте имя получившемуся существу. Посмотрите на изображение с другой стороны. Может это уже не медведь, а конь. Вот вы и помогли придумать своему ребенку нового героя для новой истории, где главный герой теперь Медвоконь или Конемишка.
Предварительный просмотр:
Васильева Светлана Александровна, воспитатель ГДОУ детского сада № 115 Выборгского района, СПб. преподаватель курсов повышения квалификации ОЦ Гармония, педагог дополнительного образования «ТРИЗ для дошкольников»,
Автор книг «Мнемотехника для детей -IV»1999г. СПб. «Познание окружающего мира с помощью приёмов ТРИЗ» 2006г., «Загадки»2006г. ОЦ «Гармония»,«Запоминай-ка от 4 до5 лет. Обучающие и развивающие игры и задания»; «Запоминай-ка от 5 до7лет. Обучающие и развивающие игры и задания»;_ «Здравствуй, Сказка!». 2006-2007-2008г,Москва Издательство «Сова».
Контактная информация
Моб. Т. 8-911-950-93-83.
e-mail s-vasi@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И СОСТАВЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.
Упражнения дошкольников в придумывании описательных рассказов, рассказов на заданную тему или рассказов фантастического содержания, являются необходимыми для развития у детей навыков связной речи. Дети любят сочинять рассказы на определенную тему, и конечно же большим подспорьем для поддержания этого стремления могут стать картины.
Традиционный приём обучения дошкольников составлению рассказов по картине – это повторение детьми образца рассказа воспитателя или составление детьми рассказа при помощи ответов на вопросы, продуманных воспитателем и выстроенных в определённой последовательности. Опыт показывает, что выступают одни и те же 4-5 детей. Чаще всего их рассказы однообразны, не выразительны. Тексты практически лишены простых распространенных и сложных предложений, они наполнены словами-повторами («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. А все остальные дети группы в этот момент начинают скучать!
Опытные педагоги согласятся со мной, что и для них это одно из самых трудных занятий, так как постоянно приходиться одёргивать детей и привлекать их внимание. Да и что греха таить, речь взрослых зачастую бедна на выразительные средства, взрослым самим сложно найти красивые и ёмкие определения или придумать нужные сравнения.
Можно ли каким-то способом сделать необходимое и полезное, но сложное занятие – увлекательным и интересным, как для детей, так и для педагогов? Думаю, что попробовать можно.
Около 20 лет назад я впервые познакомилась с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), и с тех пор активно включаю методы и приемы ТРИЗ в свою воспитательскую деятельность. Являюсь автором книг «Мнемотехника для детей -IV»1999г. СПб. «Познание окружающего мира с помощью приёмов ТРИЗ» 2006г., «Загадки»2006г. ОЦ «Гармония»,«Запоминай-ка от 4 до5 лет. Обучающие и развивающие игры и задания»; «Запоминай-ка от 5 до7лет. Обучающие и развивающие игры и задания»;_ «Здравствуй, Сказка!». 2006-2007-2008г,Москва Издательство «Сова».
В это же время мне попалась книжка И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс С-.Пб Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС» 1995г. «Картинки без запинки». В ней описан опыт педагогов тризовцев в работе с младшими школьниками по рассматриванию картин. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Но возможности младших школьников и дошколят в речевом плане очень разные. Речевой опыт дошкольников значительно меньше и в этом возрасте он только начинает формироваться. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка Учитывая эти факты, путём проб и ошибок, я попыталась адаптировать предложенные в этой книге приёмы для дошколят. Тем, что у меня получилось, я активно пользуюсь сама, и предлагаю вашему вниманию. Уверена, что данные игры и упражнения могут быть использованы не только педагогами на занятиях по рассматриванию картины, но и родителями, так как обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности со взрослым посредством системы игровых упражнений.
1 упражнение: «Подзорная труба»
Цель: Определить состав картины.
Задача: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Оборудование: картина, лист бумаги с нарисованными на нём кружочками (9-12шт.), фломастеры разных цветов, изображение волшебника «Дели-Собирай».
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).
При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.
Методика работы с детьми:
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине я использую прием «подзорная труба» и волшебника «Дели- Объединяй». Игровой момент: поможем волшебнику Дели разделить картину на отдельные объекты (части). Перед этим заданием целесообразно поиграть с детьми в игры «Назови части целого», «Назови целое по частям».
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.
Воспитатель схематично зарисовывает названные объекты на доске или листе бумаги в отдельных кружочках.
Что бы активизировать внимание детей я периодически задаю вопрос:
-Кто увидел на картине, то, что ещё никто не назвал?
Если есть, необходимость в определения деталей одного объекта используется приемы «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Если объект названный детьми отсутствует на картине или не чётко выражен, или его присутствие вызывает споры между детей необходимо задать вопрос:
-Что на картине указывает на то, что это именно тот объект, который ты назвал?
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом, и вся группа выделяется определённым цветом на модели.
Пример.
Объекты живой природы – деревья в лесу, берёзы, черёмуха, сосны, грачи, дети – обвели одной зелёной линией. Объекты неживой природы – небо, облака, солнце, снег, проталины, ручей –одной синей линией. Объекты рукотворного мира – одежда детей, дорога, забор, дома в деревне – красной линией.
Важно проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, нужно энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Последовательность называния объектов может быть любая. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается осознание детьми правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».
Алгоритмы мыслительной деятельности при определении состава картины.
1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
2. Моделирование объектов.
3. Группировка по заданному признаку.
4. Обобщение перечисленных объектов.
5 . Вывод правила
2 упражнение: Поможем волшебнику «Объединяй».
Цель: Установление взаимосвязей между объектами картины.
Задача: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить.
Методика работы с детьми:
Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, я предлагаю следующие творческие задания:
- Пришел волшебник «Объединяй» и просит детей объединить объекты на картине.
- Кто сможет назвать, как два объекта связаны друг с другом (что один объект делает с другим), проведёт стрелочку (связь) на нашей модели.
Работа проводится на листе с кружочками, в которых воспитатель моделировал ранее названные детьми объекты.
На первом этапе дети просто упражняются в составлении простых предложений (грачи ходят по проталинам). Затем Волшебник просит ребёнка объяснить, почему один объект связан с другим (грачи ходят по проталинам, потому что на проталинах оттаяла земля и можно найти корм ).
Важно проявлять терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком. Призывать детей к определённой последовательности объединения объектов нет смысла. Она может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. Пусть дети почувствуют удовольствие от этой деятельности.
Когда все связи будут названы, обозначены на модели и объяснены целесообразно попросить детей ответить на вопросы:
-Что самое главное на картине? Что послужило причиной событий, изображённых на картине?
Когда ответы будут найдены, взрослому следует подвести итог в виде рассказа- рассуждения. В этом рассказе воспитатель должен повторить все обозначенные детьми связи и их объяснения уже в нужной последовательности. Эту последовательность можно обозначить на модели при помощи цифр, рисуя их на стрелочках-связях.
Если дети ещё не потеряли интереса к этой игре, можно подвести их к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).
Пример: Грачи ходят по проталинам, потому что на проталинах оттаяла земля и можно найти корм. Им надо подкрепиться. Они так долго летели из жарких стран домой.
Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это»
.
Алгоритмы мыслительной деятельности при установлении взаимосвязей между объектами на картине.
1. Выделение двух объектов на картине.
2. Обоснование связей между ними.
3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
4. Вывод правила.
3 упражнение: Раскрасим картину словами.
Цель: учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств
Задача: Упражнять детей в нахождении и назывании признаков объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств.
Методика работы с детьми:
Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, я использую прием «вхождения в картину», и игру «наши чувства». Я побуждаю детей к описанию возможных ощущений и предлагаю прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:
- Художник рисует картину красками, а мы попробуем раскрасить картину словами, нам поможет волшебник «Глаз, Ухо, Нос, Рот, Рука»:
1.Что можно увидеть?
Пр. картина «Зимние развлечения»
Дети – взрослые и маленькие, весёлые, испуганные, разгорячённые.
Санки – маленькие и большие, широкие и узкие, длинные и короткие, деревянные, полозья железные.
Лес – голубоватый, сиреневый, тёмный, заснеженный.
Гора – ледяная, снежная, крутая, пологая, скользкая.
Снег – белый, с тенями, серый, сверкающий, блестящий, разноцветный.
День – солнечный, светлый, морозный (что на картине позволяет нам увидеть морозный день? – сверкающий снег, румянец на лицах детей)
Одежда – у лыжников лёгкая, спортивная; у малышей тёплая, зимняя, шубы, меховые шапки, валенки, варежки.
Давайте войдём в картину. Закройте глаза, прислушайтесь, что происходит рядом с нами?
2. Что можно услышать?
-Назовите объекты, которые могут издавать звук .
-Что можно услышать на картине?
Ответы детей:
Я слышу смех, крик, разговоры, визг, возгласы, скрип полозьев, грохот санок, шуршанье лыж.
Если отойти от горки, можно услышать, что день тихий.
Я слышу, как трещит сорока в лесу, каркает ворона, стучит дятел.
3. Что можно потрогать?
- Что на картине можно ощутить лицом и руками, потрогать.
-Какой на ощупь объект?
Я чувствую, что снег холодный и мокрый.
4. Что можно понюхать?
Я понюхаю веточку на дереве, ствол, они пахнут смолой.
Я чувствую, что воздух пахнет свежестью, морозом.
5.Что можно попробовать на вкус, если это не вредно?
Если лизнуть полозья санок на морозе, можно прилипнуть языком.
Можно пожевать веточку, но она будет горькая.
Можно лизнуть снег, но заболит горло.
Активно исследуем картину с каждого органа чувств поочерёдно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематичного рисунка-модели, рассказывая о полученных ощущениях.
Работая с картиной, я учу детей начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками …». Надо добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Стараюсь активизировать в речи детей слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины( мини-театр).
_Что чувствует горка?
_Она рада, что дети пришли кататься, что всем весело.
Необходимо записать слова, сказанные детьми в этом упражнение. Это материал, для работы далее над придумыванием сравнений, метафор и загадок.
Алгоритмы мыслительной деятельности
1. «Вхождение в картину».
2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
3. Речевая зарисовка ощущений.
4 упражнение: «Копилка образных характеристик»
Цель: сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок сравнений, и метафор.
Задачи: познакомить детей с моделями составления загадок, сравнений и метафор; активизировать в речи детей новые определения, признаки предметов, слова имеющие несколько значений.
Воспитатель должен «поработать» со словами сказанными детьми, вспомнить слова, которые пришлось подсказывать детям, «вытягивать из них», найти слова, имеющие несколько значений.
На первом этапе – пассивном - детям объясняется значение нового слова на достаточно большом спектре примеров. Это работа со словарём.
Пр.
Спуск пологий – отлогий, покатый, не высокий, не крутой, может быть берег, холм.
Крутой – 1. Отвесный, обрывистый. 2. С резким, внезапным изменением направления(поворот)3. Суровый, строгий (взгляд, характер, нрав, мера).4. Доведённый варкой, замешиванием до определённой степени плотности, густоты (яйцо, каша, кипяток, тесто).
На втором – полуактивном - этапе, дети воспроизводят новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя, находя такие же объекты на других рисунках.
На третьем – активном – этапе, дети самостоятельно вспоминают слово и используют его как средство для выполнения поставленной перед ними более широкой задачи. Например, составления загадки, метафоры или поэтического произведения по основным моделям
Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).
При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.
Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Алгоритмы мыслительной деятельности при составлении загадок:
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели загадки.
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6.По окончании работы выразительное чтение загадки.
На четвёртом - автоматическом – этапе, новое слово само собой возникает в речи детей без сознательного поиска и напряжения памяти.
Пр.
Горка. | Какая? | Что такое же? |
пологая | берег. | |
ледяная, | каток, | |
крутая | характер. | |
снежная, | баба. |
Загадка:
И пологая, но не берег
И ледяная, но не каток,
И крутая, но не характер.
И снежная, но не баба.
Что такое?
5 упражнение: «Преобразование объектов во времени»
Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;
Задача: учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине я предлагаю детям представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.
Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое – близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.
Методика работы с детьми:
Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени я использую прием перемещения во времени «Машина времени», волшебников «Опаздайка и Забегайка».
Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Или предложить детям подумать:
-О чём может вспоминать объект?
- О чём объект может мечтать?
В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).
Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
Можно придумывать название рассказа-фантазии.
Алгоритмы мыслительной деятельности преобразования объекта во времени:
1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
4. Назвать рассказ.
6 упражнение: «Описание местонахождения объектов на картине»
Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине;
Задачи:
-активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
- учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
-формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.
Методика работы с детьми:
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине я использую игру: «Да-Нетку».
Игра «Да-Нетка» организуется следующим образом:
ведущий загадывает объект на картине или на плоскости, игроки с помощью вопросов устанавливает его местонахождение.
Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости. После того как объект найден, задача ребенка – описать объект по местоположению на картине. Дети должны знать правила игры в «Да-Нетку»: вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».
Пример:
Ведущий загадывает объект на картине (например: высокое дерево)
Играющие задают вопросы:
- Объект находится в левом нижнем углу картины?
- Нет
- Объект находится в правом верхнем углу картины?
- Нет
- Объект находится в центре нижней стороны?
- Нет
- Объект находится в центре правой стороны?
-Нет
- Объект находится в центре картины?
-Да.
- Это дорожка?
- Нет
-Это высокое дерево?
-Да.
Отгадавшему предлагается представить себя этим деревом и встать как оно. Для сцены можно использовать ковёр, центр комнаты и пр., находящиеся по отношению к отгадавшему в той же плоскости, что и картина.
Затем следует рассказ о своём местонахождении по отношению к другим объектам.
Примерный рассказ:
-Я нахожусь в центре картины. Передо мной каменная дорожка, трава, скамейка с людьми, за мной красивый дом, слева от меня цветущий куст, справа – большая клумба.
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине:
1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) с позиции самого объекта.
Дорогие взрослые, я уверена, что эти игровые упражнения помогут увлекательно и нескучно научить вас и ваших малышей рассматривать картины, а затем и придумывать с их помощью различные рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ
Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....
Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...
Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа
Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.Программные задачи:Образовательные: -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содер...