Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Новикова Юлия Юрьевна

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин

И. Грабаря «Вешний поток» и

В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»

и составление рассказов по картинам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_po_integrirovanomu_zanyatiyu.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 180 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин

И. Грабаря «Вешний поток» и

В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»

и составление рассказов по картинам

Автор-разработчик конспекта:

Суходолина Ю.Ю., воспитатель первой

квалификационной категории

г. Новоалтайск

2021 г.

Цель. Развитие связной речи.

Образовательные задачи. Обобщение представлений о весне. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирования целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, репродукции картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны», картина-пазл «Изумруд Весны», аудиозаписи голосов природы, «Звуковые таблички», видео разминка, телевизор, ноутбук, портреты писателей, портреты художников, аудио фрагменты музыкальных произведений.

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организационный момент. Упражнение «Гимн дружбы».

Формирование положительной установки на участие в занятии.

(Педагог сообщает детям о начале занятий и приглашает их встать в круг)

Педагог. Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг, возьмем друг друга  за руки и повторим наш гимн дружбы:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центр круга соберемся

Улыбнемся, подмигнем.

Путешествовать начнем!

  1. Чтение стихов русских поэтов.

Создание эмоционального фона занятия. Чтение стихов русских поэтов.

(Дети проходят к магнитной доске и садятся на стульчики. На доске они видят репродукции картин. Музыкальный руководитель исполняет фрагмент одной из весенних пьес П. Чайковского из альбома «Времена года»)

Педагог. Сегодня мы продолжим разговор о весне, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов. Итак, начнем мы со стихов.

Педагог.                           Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Федор Тютчев

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Евгений  Баратынский

Педагог. Молодцы!

  1. Рассматривание и сравнение картин Игоря Грабаря «Вешний поток» и Витольда Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».

Развитие синтаксической стороны речи. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

(Логопед привлекает внимание детей к репродукциям)

Логопед. Давайте рассмотри картины. Одна из них называется «Вешний      поток». Ее написал Игорь Грабарь. Вторая картина называется «Изумруд весны», ее автор – художник Витольд Бялыницкий-Бирули.  Как вы понимаете названия этих картин? Что значит «Вешний поток» и «Изумруд весны»?

Ребенок. Вешний поток – это весенний поток или ручей.

Ребенок. Изумруд весны – это зелень весны, первая весенняя зеленая травка.

Логопед. Верно. Расскажите, что изобразил художник на первой картине и почему он назвал ее «Вешний поток»?

Ребенок. На первой картине художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На его берегах лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На проталинах еще не появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них ее нет листьев. Их ветки кажутся сухими.

Логопед. Что нарисовано на второй картине? Почему в ее названии есть слово изумруд?

Ребенок. На второй картине ребенок нарисовал дорогу в лес. Она грязная и сырая. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню. На деревья в лесу почки набухли, и ветки и ветки деревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картина. А теперь подумайте, на какой и них изображена ранняя весна, а на какой – весна поздняя?

Ребенок.  На первой картине весна ранняя, а на второй поздняя.

Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы его будете заканчивать. На первой картине на земле еще лежит снег…

Ребенок.  А на второй картине его уже нет.

Логопед.  На первой картине художник изобразил полноводный ручей…

Ребенок.  А на второй от ручья осталась только лужа.

Логопед. А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составить предложение.

Ребенок. На первой картине еще нет травы, а на второй уже появилась первая зеленая травка.

Логопед. Очень хорошо. Сравните ветки деревьев на картинах и расскажите о них.

Ребенок. На первой картине ветки деревьев кажутся сухими, а на второй на них уже появились почки, а ветки кажутся розоватыми.

Логопед. Сравните небо на картинах и расскажите о нем.

Ребенок. На первой картине небо ярко-голубое, а на второй – бледно-синее.

Логопед. Молодцы! А теперь скажите мне, какая картина понравилась вам больше и почему?

(Ответы детей)

  1. Упражнение «Картина оживает. Угадай звук».

Развитие слухового снимания и восприятия и тактильных ощущений.

Музыкальный руководитель. Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там, в лесу, изображенном на картине.

(Начинает играть запись журчащего ручья. Дети слушают запись)

Музыкальный руководитель. Что вы услышали?

Дети. Мы слышали, как журчит ручей.

Музыкальный руководитель. К какой картине подходит этот звуковой фон?

Дети. К первой картине.

Музыкальный руководитель.  Правильно.

(Начинает играть запись птичьего щебета. Дети слушают запись)

Музыкальный руководитель.  Что вы услышали теперь?

Дети. Мы услышали пение птиц в лесу.

Музыкальный руководитель.  Подходит этот фон ко второй картине?

Дети.  Подходит.

(Начинает играть запись весеннего дождя. Дети слушают запись)

Музыкальный руководитель. Что вы услышали?

Дети. Это шум дождя. 

Музыкальный руководитель. Правильно. Это шум весеннего дождя. Вы услышали журчание ручья, щебет птиц и шум дождя.

  1. Упражнение «Отдыхайка».

Развитие общих физических навыков, координации движения.

(Не экране телевизора включается видео разминка)

Педагог. А теперь пришло время немного подвигаться. Становитесь!

  1. Составление из частей картины Витольда Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

(Педагог предлагает детям пройти к магнитной доске с репродукциями картин. Возле доски на столе лежат части картины)

Педагог. Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в пазлы. Соберите картину «Изумруд весны» из частей.

(Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу)

  1. Упражнение «Определи на какой звук начинается слово».

Развитие фонематических представлений.

(Логопед раздает детям «Звуковые таблички»)

Логопед. Ее одно задание по картине «Изумруд весны». Я буду называть признаки весны или предметы, нарисованные на картине, а вы будете определять на какой звук начинается слово и поднимать соответствующую табличку.

(Логопед предъявляет на слух слова: дорога, забор, крыша, трава, сосна, небо, апрель,  весна, ветки. Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу)

Логопед. А теперь дайте характеристику предъявляемого звука.

(Дети выполняют задание, логопед оценивает и работу)

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

(Логопед организует беседу с детьми)

Логопед. Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Дети. О весне.

Логопед. Вспомните, о чем сегодня мы беседовали на занятии, чем занимались?

(Ответы детей)

Логопед. Чему новому мы научились на сегодняшнем занятии?

(Ответы детей)

Логопед. Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

План коммуникативной деятельности для детей подготовительной «Б» группы на тему: «Рассматривание картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»

* Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,  формирование целостного представления об изображенном на ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Отступили холода, в гости к нам пришла весна!"

Интегрированное занятие в средней группе «Отступили холода, в гости к нам пришла весна!»Программное содержание: Дать общее представление о весне, весенних месяцах (март, апрель, май). Расширять и обоб...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Зд...