Конспект открытого ООД в подготовительной группе№1 по речевому развитию « Золотая осень» Воспитатель: Безладная Наталья Дмитриевна МКДОУ «Д
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Безладная Наталья Дмитриевна

Цели:                                    

  1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
  2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях  природы.
  3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  ООД в подготовительной группе№1 по речевому развитию « Золотая осень»                                                                     Воспитатель: Безладная Наталья Дмитриевна                                               МКДОУ «Детский сад№15 «Светлячок» Ст.Барсуковской, Ставропольского края

Цели:       

  1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
  2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях  природы.
  3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята,  посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Ну, а мы отправляемся в лес, на встречу с осенью.                                                                       Волшебная дорожка нас в осенний лес зовет,                                                                              Пусть никто не отстает.                                                                                                                      Мы в осенний лес попали,                                                                                                                 Мы тут раньше не бывали .                                                                                                           Полон звуков этот лес,                                                                                                                        Здесь полным – полно чудес.                                                                                                   (Звучит музыка, дети по дорожке из листьев идут по группе)                                                – Давайте отдохнем и посмотрим, как красиво в лесу. Всюду яркие листья .                          (Слайд «Осенний лес»)                                                                                                       Пальчиковая игра «Осенний букет»:

- Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба ( поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (вперед ладошки).

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Дети:Это осень!

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

- И мы с вами  посмотрим , что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по слайдам (9 шт.).

Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какие листья на деревьях? – Желтые.

Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше) 

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

– Осенью холодно или тепло?

Игра «Закончи предложение»                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                             - Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.                                                                                                                                              На смену лету пришла …(осень)                                                                                                            Осенью опадают…(листья)                                                                                                            Дует холодный…(ветер)                                                                                                              Стелится…(туман)                                                                                                                                      В лесу растут…(грибы)                                                                                                                Моросит мелкий…(дождик)                                                                                                  Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч)                                                                            Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края)                                                                           - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!                                                        Физминутка 

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.                                            

- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

 - Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели……………………(машут ладошками)

- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.                                                                                                            Игра «Подбери действие».

Воспитатель: -  Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный осенний листик.

Листик осенний и волшебный,

Буду я в руки  вам передавать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Становитесь быстро в круг.

Я даю  кому-то из вас листик и задаю вопрос, а вы  отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы... (Весна)

- После весны идёт... (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)                                               - Молодцы ребята, справились с заданием.                                                                                     Дети садятся на места

Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети:                                                                                                                                                               - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная);                                                                                                                                     - Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

- Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), - Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель:А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).                                                             Игра «Подбери слова-действие».

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист  (Что делает?)  - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?)  - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.                                                                         Физкультминутка «Осенние листики»                                                                                                     -А сейчас давайте  вместе с вами превратимся в осенние листочки                                                                                    Мы листики осенние,                                                                                                                          На ветках мы сидим.                                                                                                                     Дунул ветер – полетели.                                                                                                                         Мы летели и летели                                                                                                                                 И на землю тихо сели .                                                                                                                         Ветер снова набежал                                                                                                                               И листочки все поднял.                                                                                                          Закружились , полетели                                                                                                                                И на землю тихо сели (Дети выполняют движения по тексту)                                                   Дидактическая игра «Найди ошибки в рассказе»                                                        Воспитатель:- Ребята, а что здесь лежит? Да это же рассказ неизвестного автора. Но какой –то он странный рассказ, что- то в нем не так, вот послушайте:                                                                                                   - Осенью на деревьях распускаются листочки .Прилетают из теплых стран птицы. Мы с ребятами вешаем скворечники. Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок. Дети загорают на солнышке .                                                                                                        –Ребята, давайте назовем все ошибки, которые допустил автор и объясним в какое время года происходит то или иное событие                                                                                             (Дети называют ошибки, объясняя в какое время года происходит то или иное событие)

Воспитатель: Игра  «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, …..    (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, …..  (пасмурно, ветрено…)

Воспитатель:  Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз. 
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4. Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

5. Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

6. Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (Груша)

7.Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?    (Дождь)

8.Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали.

- Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились. 

«Игра ДА или НЕТ»

 - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?   
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать  - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вы пришли сегодня с хорошим настроением? Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? Что вам больше всего понравилось? А хотели бы вы еще отправиться в увлекательное путешествие?                                                                                                             Пусть хорошее настроение сопровождает вас целый день! А нам пора попрощаться  с осенним лесом и с нашими гостями.                                                                                                                До свиданья гости,                                                                                                                                 До свиданья – дивный лес                                                                                                                 Полный сказок и чудес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Золотая осень в гости к нам пришла»

Составила Опасинская Татьяна Андреевна Воспитатель 1Кв. категорииЦель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1.     Закрепить у...

конспект занятия по речевому развитию " Золотая осень" ( средняя группа)

Цель занятия: учить детей рассматривать картинку с изображением осени; показать детям многообразие красок золотой осени; познакомить с поэтическим творчеством. Прививать любовь к окружающей природе. Р...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "С Днём рождения, Золотая осень!".

Сценарий осеннего праздника может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. В данном мероприятии идет максимальное привлечение воспитаников подготовительной группы, исполняю...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»

Систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...

Занятие по речевому развитию "Золотая осень в гости к нам пришла"

Программное содержание.продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;упражнять в подборе определений к существительным: небо, лес, и образован...