Конспект ООД в подготовительной к школе группе по речевому развитию «Золотая осень»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по речевому развитию
«Золотая осень»
Цель: развитие у детей речевой активности.
Задачи:
- Закрепить знания детей об осени, осенних месяцах, явлениях природы.
- Развивать связную речь: уметь составлять творческий рассказ, отражать впечатления.
- Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность.
- Совершенствовать знания детей, о временах года – осень, повторить приметы осени, последовательность осенних месяцев.
- Способствовать целостному восприятию картины, развивать эстетический вкус, умение фантазировать;
- Видеть красоту природы.
Материалы: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: загадки об осени; рассматривание альбома и презентаций «Осень в лесу»; чтение стихотворений об осени; наблюдения во время прогулки за деревьями, кустарниками, цветами, травой, птицами, погодой; рисование на тему «Осень».
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Методы: практические, наглядные, словесные.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Ожидаемый результат: дети научатся видеть красоту природы, написанной художниками, составят рассказ по картине.
Ход ООД:
Наступило самое красивое время осени, когда все деревья изменили окраску, стали красивыми, разноцветными.
Как Мы называем это красивое время осени?
По каким приметам мы можем точно сказать, что наступила осень?
Давайте обратимся к нашим картинкам.
Работа с презентацией
Это время года описывали в своих произведениях писатели, художники и поэты. Послушайте Стихотворение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит
Над светлою поляной.
К красоте осени обращались не только поэты, но и художники.
Ими написано очень много картин, и мы с вами уже рассматривали некоторые из них.
Вспомнили?
Как назывались эти картины?
Верно, эти художники-пейзажисты изобразили Золотую осень.
А кто же такие пейзажисты?
Что такое пейзаж?
В случае затруднения провожу интеллектуальную разминку «Если видишь на картине….»
Ребята, давайте вспомним, как называются основные жанры живописи.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш-
Обязательно картина называется –пейзаж.
Если видишь на картине, чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу- знай что это-натюрморт.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина, называется - портрет.
Сегодня в предлагаю рассмотреть замечательную картину художника-пейзажиста Василия Поленова.
Он жил очень давно, закончил художественное училище и поселился в деревне.
Гуляя по лесу, по полям, он любовался красотой природу в округе.
Как обычно он взял с собой мольберт, краски, кисти и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, Левитан вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга.
Перед ним открылась изумительная картина. Что увидел художник? Что его поразило? Кто хочет продолжить мой рассказ дальше?
Что увидел художник вдали? Что увидел вблизи?
И вот однажды, прогуливаясь далеко от своей деревни, он оглянулся посмотреть, далеко ли он ушел от дома.
Он оглянулся и ахнул…
Как вы думаете почему?
- Он ушел очень далеко от дома.
- Он увидел красивую природу
Высказывания детей.
А ведь действительно, здесь очень красиво. Что привлекло ваше внимание.
Давайте посмотрим на передний план.
Что мы здесь отметим?
Трава.
Одиночные деревья
Давайте попробуем придумать определения для слов ТРАВА, ДЕРЕВЬЯ
Дети придумывают.
Давайте рассмотрим картину
- Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?
- Можно ли сказать в какой месяц была написана картина?
- Какое состояние осенней природы отразил художник?
- Что ещё говорит о покое и тишине?
- Какие краски использовал художник для своего рисунка?
- Каких красок больше?
- Как бы вы назвали картину?
Физминутка «Мы, листики осенние» слайд
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
В: молодцы ребята.
А теперь обратим свое внимание на задний план.
НА заднем плане мы видим рощу, речку.
Речка какая?
Роща какая?
А везде ли вода в речке темная? (ответы детей)
Как вы думаете, а почему здесь она светлая? (ответы детей) Правильно, сюда попадают лучи солнца и в воде отражается небо. Ребята, а что можно сказать о небе? (ответы детей) Да, небо голубое и по нему плывут белые облака. Обратите внимание небо уже не такое голубое как летом, оно стало темнее. Небо как бы ниже опустилось. Потому что наступила осень.
Посмотрите внимательно, а что там виднеется в дали? (ответы детей) Дома, посёлок. В посёлке живут люди.
Какая погода изображена на картине?(ответы детей) Как вы узнали, что погода тихая, спокойная? (ответы детей) Деревья стоят спокойно, не качаются, вода в реке не рябит, значит ветра нет.
Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей) Замечательные названия вы придумали. А вот художник Левитан назвал её «Золотая осень».
«Унылая пора очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одеты леса».
Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что ранней осенью, мы идём с вами по лесной тропинке мимо деревьев, украшенных яркими разноцветными листьями. Подставьте свои лица тёплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Что вы видите вокруг себя? Какие запахи вы можете почувствовать?
- Ребята, что вы слышите в лесу?
- Сороки стрекочут, разговаривают, птицы поют, листья шуршат.
- Теперь давайте глубоко вздохнём и понюхаем воздух. Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу?
- В лесу пахнет грибами, прелыми листьями.
- А теперь мысленно дотроньтесь до чего-нибудь в этом лесу. Что вы почувствовали?
- Кора деревьев шершавая, грибы скользкие, трава мокрая, листья гладкие.
- А я под листочком нашла муравья и почувствовала, как он пробежался по моей ладони.
Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
читает отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня».
- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).
- Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)
- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)
- Ребята, а давайте попробуем придумать по этим картинам рассказ.
- С чего вы начнете свое описание и чем его закончите?
Примерный рассказ.
На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.
Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые.
В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Золотая осень в гости к нам пришла»
Составила Опасинская Татьяна Андреевна Воспитатель 1Кв. категорииЦель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1. Закрепить у...
конспект занятия по речевому развитию " Золотая осень" ( средняя группа)
Цель занятия: учить детей рассматривать картинку с изображением осени; показать детям многообразие красок золотой осени; познакомить с поэтическим творчеством. Прививать любовь к окружающей природе. Р...
Занятие по речевому развитию "Золотая осень в гости к нам пришла"
Программное содержание.продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;упражнять в подборе определений к существительным: небо, лес, и образован...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень».
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме....
Конспект организации ОД по рисованию с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Золотая осень в лесу» в технике: «Витраж с восковым контуром».
Сложно рисовать акварельными красками и быть аккуратным. Упростить эту задачу нам поможет интересная техника «Витраж с восковым контуром».Суть этой техники заключается в том, что сначала р...
Конспект занятия по речевому развитию. Золотая осень
Цели занятия1. Обогатить словарный запас детей словами, связанными с осенью: «осень», «листья», «деревья», «желтый», «красный», «дожди...