Хлеб - всему голова
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Систематизарованние знаний о труде хлебороба (последоваиельность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба). Закрепление представлений о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb-vsemu_golova.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хлеб - всему голова»
Занятие – путешествие на хлебное поле.
Старшая группа.
Задачи:
- Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
- Систематизировать знания о труде хлебороба (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).
- Показать значимость сельскохозяйственной техники.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, почему говорят «Хлеб – всему голова?» хлеб – главный продукт. Человек может обойтись без много, а без хлеба нет. Хлеб никогда не надоедает. Какие пословицы вы знаете о хлебе? (Нет хлеба – нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.)
Наша страна большая, и живет в ней много людей; хлеба нужно много. Как его выращивают? Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом? Вот об этом мы сегодня с вами вспомним. Совершим небольшое путешествие. (Дети подходят к полотну с прозрачными карманам для вкладывания картинок и толу, на котором лежат серии картинок). Итак, начнем.
Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу (земля)
Еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю. Какие работы земледельцы проводят на полях зимой?
Подберите картинки.
Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на хлебных полях? (Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти).
С какими словами обращаются люди к снегу, чтобы он валил гуще? (Дети читают закличку).
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех.
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай –
Будет летом урожай!
Наступила весна. Снег сошел, и на поле «выходит силач добывать калач». Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? Что делают трактора? Для чего? Подберите картинки.
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую и мягкую постель для зерен. А что еще надо сделать с землей? (Удобрить – внести удобрение с помощью тракторов или самолетов.) Подберите картинки.
Готовить землю нужно быстрее. Пословица говорит: «Весенний день год кормит». Иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь. И вот поле подготовлено к севу, но, прежде чем его будут засеивать, землю обязательно должен проверить агроном. Как и все, кто работает в поле, он отвечает за хороший урожай. Агроном проверит, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой. Огромные поля можно быстро засеять, только используя машины. Какие машины выходят на поля, когда начинается сев? Подберите картинки.
Семенами, каких растений засеивают хлебные поля? (Чтение ребенком стихотворения В.Нестеренко «О чем мечтают зерна»)
О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
(Выставляется картинка с изображением неспелых хлебных злаков.)
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку. Если лето будет засушливым, плохой вырастет урожай, тогда хлеборобы обращаются к дождику (Чтение детьми заклички «Дождик»).
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лен, зеленый хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Какое красивое поле, покрытое колосьями!
(Чтение стихотворения «Песня о хлебе»)
Рано утром солнышко
Все сады рассеяло.
Золотые зернышки
На поля весенние.
Поле мое русское!
Сторона родная!
Поднимайся к солнышку,
Пшеница золотая.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосьев? (Ответы детей) Что делают тогда хлеборобы? Подберите картинки. Можно ли это хлебное поле уже убирать? (Показ «зеленого» хлебного поля). А как можно узнать, что хлеб уже созрел? Подберите картинки.
Хлебные поля сравнивают с морем: подует ветер – колосья качаются, как золотые волны.
Игра «Мельница»
Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все произносят слова:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.
Хорошо жернова поработали. Много муки намололи. Что теперь с этой мукой делать? (Отвезти на хлебозавод.)
Совершим небольшое путешествие на хлебозавод. (Рассказ о процессе приготовления хлеба).
Много людей работают, чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей. И всем им говорим: «Спасибо!»
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб – богатство нашей Родины.
Сегодня мы приготовили блюдо, которое называется русская тюря (традиционное летнее блюдо косарей и бурлаков). Дети под руководством воспитателя готовят тюрю, пробуют.
Рецепт:
На 1,5 литра холодной кипяченой воды 400 граммов (фунт) ржаного хлеба, 2-3 луковицы, заправить подсолнечным маслом, или сметаной, или творогом, посолить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....