Методическая разработка НОД по развитию речи с детьми второго года жизни на тему "Знакомство с кошкой"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка занятия
по развитию речи
на тему «Знакомство с кошкой»
Содержание.
- Введение.
- Конспект занятия.
- Литература.
1.Занятие «Знакомство с кошкой» предназначена для ребёнка в возрасте 1 г. 7 мес. с задержкой речевого и умственного развития .Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной области «Речевое и познавательное развитие». Содержание образовательной деятельности в ходе занятия предполагает ознакомление детей с кошкой через наблюдение. Рассматривание внешнего вида котенка проводится путем непосредственного показа игрушки – котенка с показом глаз, носа, ушей. Обогащение чувственного опыта детей предполагает включение движений рук ребенка при рассматривании игрушки, использование звукоподражания голосам домашних животных. В ходе занятия ребёнку предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Продолжительность занятия: 5 минут.
2. Конспект занятия.
Количество детей- 1 ребёнок
Возраст – 1 год 7 месяцев
Цель: познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .
Основная образовательная область: речевое развитие.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новой игрушкой.
2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.
3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к животным.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие задачи:
1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.
2. Развивать память, внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: предметно-манипулятивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, восприятие смысла художественного произведения.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровые ситуации, информационно-коммуникативные.
Материал и оборудование:
- Игрушка кошка, домик.
- Машина с верёвочкой.
Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Знакомство с кошкой" | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение здравоохранения
«Тульский областной специализированный дом ребенка для
детей с органическим поражением центральной нервной системы
с нарушением психики №1»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
в образовательной области «Развитие речи»
для детей 1-2 лет
Тема: «Знакомство с кошкой»
Автор: Пискарёва Лариса Викторовна
Тула
2019
Методическая разработка занятия
по развитию речи
на тему «Знакомство с кошкой»
Содержание.
- Введение.
- Конспект занятия.
- Литература.
1.Занятие «Знакомство с кошкой» предназначена для ребёнка в возрасте 1 г. 7 мес. с задержкой речевого и умственного развития .Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной области «Речевое и познавательное развитие». Содержание образовательной деятельности в ходе занятия предполагает ознакомление детей с кошкой через наблюдение. Рассматривание внешнего вида котенка проводится путем непосредственного показа игрушки – котенка с показом глаз, носа, ушей. Обогащение чувственного опыта детей предполагает включение движений рук ребенка при рассматривании игрушки, использование звукоподражания голосам домашних животных. В ходе занятия ребёнку предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Продолжительность занятия: 5 минут.
2. Конспект занятия.
Количество детей- 1 ребёнок
Возраст – 1 год 7 месяцев
Цель: познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .
Основная образовательная область: речевое развитие.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новой игрушкой.
2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.
3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к животным.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие задачи:
1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.
2. Развивать память, внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: предметно-манипулятивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, восприятие смысла художественного произведения.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровые ситуации, информационно-коммуникативные.
Материал и оборудование:
- Игрушка кошка, домик.
- Машина с верёвочкой.
Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель берёт ребёнка за руку и предлагает погулять по коврику.
Зашагали на ножки,
Прямо по дорожке,
Топ-топ-топ,
Зашагали много раз
Вот как весело у нас!( подводит его к столу, где стоит домик).
Воспитатель: Посмотри, мы с тобой к домику пришли. Кто в домике живёт? (неожиданно достаёт кошечку) Это кошка -Мяу-мяу. Как кошка мяукает мяу- мяу , повтори. (ожидание ответа ребёнка).
Воспитатель: Киса мягкая, пушистая. Погладь киску.(рукой ребёнка гладит кошку).
Рассматривание игрушки кошки.
Воспитатель: Где у кошки глазки?
Где у кошки ушки?
Где у кошки носик? (если ребёнок не показывает сам, то его рукой вместе с ним показываем на кошке)
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь киска посидит, а мы с тобой поиграем.
Есть у кошки глазки (Дети показывают глазки)
Есть у кошки ушки, (Дети показывают ушки)
Есть у кошки лапки (Детки показывают руки)
Мягкие подушки.
Кошка, кошка ,не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток-брысь (прячет ручки за спинку)
Воспитатель.:Молодец. Киске понравилось, как ты играл. Наша киска хочет кушать. Давай из ладошек сделаем тарелочку и накормим кису.
Киска к Косте подошла
Молока просила,
Молока просила
Мяу говорила «мяу-мяу «( прошу ребёнка, чтобы он за мной повторял)
Напоила молоком, кисонька поела
Песенку запела
Мур-мур-мур.
Воспитатель: Как кошечка просила молочка? Мяу-мяу.
Воспитатель: Наша кошечка хочет покататься на машинке. Вставай , подходи к машинке, бери за верёвочку . Наша киска будет кататься. ( воспитатель вместе с ребёнком катает игрушку и опрокидывает машину, начиная читать стихотворение:
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Воспитатель: Костя , киса наша устала и хочет спать. Давай ей споём а-а-а , покачаем и отнесём в домик спать.
Заключительная часть
Молодец, наша киска поспит, и мы будем с ней опять играть. Как киса нам мяукала? Мяу-мяу. А как молочка просила Мур-мур. Молодец!
3. Используемая литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой. Москва-Синтез. 2015
- Ребенок второго года жизни: Методическое пособие/ под ред. С.Н. Теплюк.- М: Мозаика-Синтез, 2008
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду: Методическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Самоанализ занятия по развитию речи «Знакомство с кошкой»
На занятии «Знакомство с кошкой» были поставлены следующие цели: познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новой игрушкой.
2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.
3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к животным.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие задачи:
1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.
2. Развивать память, внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»
Структура НОД
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась индивидуально с ребёнком 1г. 7 мес. с задержкой речевого, умственного и физического развития.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых ребёнок поэтапно выполнял различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.
При планировании занятия были учтены возрастные особенности ребёнка. Материал подобран на доступном для него уровне. Учитывая возрастные особенности он с интересом рассматривал кошечку. Ребёнок был довольно активный, чувствовал себя комфортно, охотно принимал участие в игре, повторял за мной движения. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 8 минут. Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости ребёнка.
В занятии использовалось несколько видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная, чтение художественной литературы. Используемая в занятии форма – индивидуальная.
Во время занятия применялись следующие методы работы:
1.Наглядные (показ игрушки, показ движений);
2.Словесные (чтение художественной литературы, вопросы, уточнение, анализ занятия, поощрение);
3.Игровые (введение в занятие игрушки кошечки – использование сюрпризного момента, физкультминутка).
У детей второго года жизни чаще, чем в другом возрасте, возникают задержки в развитии активной речи. На втором году жизни идёт становление самой сложной и важной функции мозга - речи, поэтому с детьми, имеющими задержку в речевом развитии, особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. В связи с этим занятие построено с учётом принципа интеграции таких образовательных областей, как коммуникация - происходит активизация и обогощения словарного запаса, познание - знакомство с новой игрушкой, развитие познавтельно- исследовательской деятельности, чтение художественной литературы, физической культуры-проведение подвижных игр и физкультминуток.
Приём неожиданности (домик на столе) в начале занятия и появление кошечки в середине занятия позволил вызвать интерес у ребёнка и плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребёнок на занятии проявлял интерес к кошечке, подвижной игре, старался играть , катать машинку Структура и содержание занятия по ознакомлению ребёнка с новой игрушкой соответствует возрастным возможностям Артёма и состоит из 4-х взаимосвязанных этапов.
1. Организационный момент .На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес, активизировать внимание сюрпризным моментом-мяуканье киски и чтение стихотворения.
2. Мотивационный-обеспечить принятие детьми цели занятия - познакомить с кошкой и поиграть с ней в процессе физкультминутки.
3.Закрепление знаний - ребёнок уже сам показывает где глазки, нос, ушки.
4. Рефлексия-вызвать у ребёнка положительное отношение к результатам совместной деятельности. в конце занятия Артём вместе с воспитателем укладывают киску спать.
Основной метод на занятии- игра и игровая мотивация
По моему мнению структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило ребёнку реализовать себя в активной деятельности ( держаться за верёвочку машинку), методы и приёмы обучения выбраны правильно.
Занятие способствует всестороннему развитию и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями мальчика( правильное чередование различных видов деятельности и своевременное перключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия. Однако у Артёма наблюдалась медлительность, поэтому моя цель в дальнейшем продолжать закреплять навыки и умения , полученные на занятии.
здоровьесберегающие технологии:
-Перед занятием было проведено проветривание и влажная уборка;
-Были убраны все, мешающие предметы.
Я считаю, что надо продолжать. работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по познавательно- речевому развитию на тему: “Права ребенка”.
1. Ознакомить детей с основным документом по защите прав ребенка- «Конвенцией о правах ребенка».2. Познакомить детей с основами толерантности; с правами...
Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"
Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....
Методическая разработка по теме « Развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности».
В данной методической разроботке описаны особенности становления предметной деятельности у детей второго года жизни, взаимосвязь с развитием речи. Представлены варианты игр и упражнений используемых д...
Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"
Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...