Игры на развитие фонематического восприятия
картотека по развитию речи (младшая группа)

Демидова Виктория Александровна

Иры на развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vospriyatiya.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых  звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма.

Описание игры: Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Ребенок должен определить действие и назвать его.

«Хлопаем и топаем»

 Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет ее имя, просит представиться ребенка. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза). Затем предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослый  выполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.

«Угадай, что нужно делать»

Цель: развивать остроту слуха, умение различать шепотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

-Возьми мишку и посади в машину.

-Возьми мишку из машины.

-Посади в машину куклу.

-Покатай куклу.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

«Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый  и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый  перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

«Где музыка?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.

Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).

Описание игры. Взрослый показывает музыкальную шкатулку, знакомит ребенка с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подарить  своей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и  забыла, под какой коробкой она лежит.  Просит ребенка помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит  закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем взрослый прячет заведённую шкатулку под коробку. Три  коробки располагают в разных доступных местах. Затем взрослый просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

 «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).

«Беги в свой домик»

Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся  звуковому сигналу.

Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условный домик для ребенка (стульчик, обруч, постройка из крупного конструктора).

Описание игры: Взрослый беседует с ребенком, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка,  изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.

«Гонки слонов»

 Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку «превратить руки в слона» и предлагает слону погулять, но предупреждает, что он должен замереть, услышав слово «стоп». Взрослый произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон,  слон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Игры на развитие фонематического восприятия

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....