Игры на развитие фонематического восприятия
картотека по развитию речи (младшая группа)
Иры на развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_vospriyatiya.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма.
Описание игры: Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Ребенок должен определить действие и назвать его.
«Хлопаем и топаем»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет ее имя, просит представиться ребенка. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза). Затем предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослый выполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.
«Угадай, что нужно делать»
Цель: развивать остроту слуха, умение различать шепотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Описание игры: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
-Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
-Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
«Где музыка?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.
Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).
Описание игры. Взрослый показывает музыкальную шкатулку, знакомит ребенка с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подарить своей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и забыла, под какой коробкой она лежит. Просит ребенка помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем взрослый прячет заведённую шкатулку под коробку. Три коробки располагают в разных доступных местах. Затем взрослый просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.
«Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
«Беги в свой домик»
Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся звуковому сигналу.
Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условный домик для ребенка (стульчик, обруч, постройка из крупного конструктора).
Описание игры: Взрослый беседует с ребенком, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка, изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.
«Гонки слонов»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку «превратить руки в слона» и предлагает слону погулять, но предупреждает, что он должен замереть, услышав слово «стоп». Взрослый произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон, слон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...
Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»
В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...
Игры на развитие фонематического восприятия
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...
Памятка для родителей "Игры на развитие фонематического восприятия"
Материал для родителей...
Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.
Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...