Игры на развитие фонематического восприятия
картотека по развитию речи (младшая группа)
Иры на развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с песком, звонок от велосипеда, ширма.
Описание игры: Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает песок, звенит велосипедным звонком). Ребенок должен определить действие и назвать его.
«Хлопаем и топаем»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет ее имя, просит представиться ребенка. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы чмокаем губами (почмокать три раза). Мы носиком сопим (посопеть три раза). Затем предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Взрослый выполняет действия, спрашивает, что делала Маша и просит повторить её действие.
«Угадай, что нужно делать»
Цель: развивать остроту слуха, умение различать шепотную речь, правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Описание игры: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняет ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
-Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
-Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, учить дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек от киндер-сюрпризов с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
«Где музыка?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука.
Оборудование: Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки (ведёрка).
Описание игры. Взрослый показывает музыкальную шкатулку, знакомит ребенка с её звучанием. Рассказывает, что Маша хочет подарить своей маме музыкальную шкатулку с красивой мелодией. Но она спрятала её под одну из коробок, чтобы мама не узнала о сюрпризе и забыла, под какой коробкой она лежит. Просит ребенка помочь отыскать её. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно послушать, может быть, мы услышим её мелодию. Затем просит закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем взрослый прячет заведённую шкатулку под коробку. Три коробки располагают в разных доступных местах. Затем взрослый просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.
«Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
«Беги в свой домик»
Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, умение переключать внимание и действовать согласно сменившемуся звуковому сигналу.
Оборудование: аудиозапись быстрой мелодии и колыбельной, условный домик для ребенка (стульчик, обруч, постройка из крупного конструктора).
Описание игры: Взрослый беседует с ребенком, в каком городе они живут, что жители города делают днём, а что ночью. Предлагает, пока звучит быстрая музыка, изображать, что делает днём каждый из жителей города, а когда заиграет колыбельная, отправиться в свои домики – спать.
«Гонки слонов»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку «превратить руки в слона» и предлагает слону погулять, но предупреждает, что он должен замереть, услышав слово «стоп». Взрослый произносит слова: слон, слон, стоп, слон, стоп, слон, слон, слон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189449-1359285936.jpg)
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-240594-1365879080.jpg)
Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»
В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-298102-1379908571.jpg)
Игры на развитие фонематического восприятия
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499478-1413399528.jpg)
Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.
Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-682177-1508068313.jpg)
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...