ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
материал по теме

 

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать  разнообразные дидактические игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие), определение места звука в слове.

Вашему вниманию предлагаются игры для развития фонематического восприятия.

Скажи, что звучит.

Взрослый сначала знакомит ребенка со звучанием игрушек (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка и пр.), а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.

Где позвонили?

Ребенку предлагают закрыть глаза. Взрослый звонит колокольчиком (или  издает звук другой игрушкой) в разных направлениях по отношению к ребенку: вверху, внизу, слева, справа, сзади.  Ребенок показывает направление звучания.

Три медведя.

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме?

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Разные песенки.

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка.

А – показывают горло врачу.

А – поёт певица.

А – качаем малыша.

А – девочка уколола палец иголкой

О – удивилась мама.

О - стонет бабушка.

О – поёт певица.

О – потягивается папа.

О – кричит охотник в лесу.

У – гудит паровоз

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

Поймай звук.

Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук А. Далее взрослый произносит разные звуки (А, О, А, У, И, А, Ы, А и т.д.), а ребенок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук.

Это упражнение сначала проводится с гласными звуками, а затем с согласными.

Хлопай, не зевай.

 Взрослый предлагает ребенку послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если он услышит слог с определенным звуком, например звук Т. Слоги: ТА, ПА, ТЫ, ВО, БА, ТО …

Назови первый или последний звук.

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искра, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.


Звук есть или нет?

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.

Подели слово на части (слоги).

Взрослый предлагает «прохлопать» слово и определить количество частей (слогов) в слове. Например: кот, ва-та, со-ба-ка и т.п.

Последний звук в слове за тобой.

Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок договаривает звук и произносит слово целиком. Например: ма_  - (мак),
запа_ - (запах), жира_ - (жираф).

Красный – белый.

Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться в слова и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок должен поднять красный кружок, если нет – поднимает белый.

Например: звук Т.

Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка,

ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.

Например: звук Ы.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Разложи слово.

Ребенку раздаются фишки одного цвета и предлагают выложить их в соответствии с количеством звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек выкладывает его.

Покажи кружок нужного цвета.

Ребенку раздаются красные и синие фишки (круги). Взрослый предлагает послушать разные звуки, и поднять синий круг, если он услышит согласный звук и красный, если гласный. (Взрослый произносит звуки, а не названия букв).

Назови братца.

 Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару – «маленького братца» и перебрасывает мяч взрослому. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то взрослый сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Угадай-ка.

Первый вариант.

Взрослый предлагает ребенку угадать, какой слог получится, если пропеть песенкой два звука (слог). Сначала предлагается соединить гласный и согласный звук. Например: «Что получится, если соединить звук [А] и звук [М] – А-А-М-М» (АМ). После того как ребенок освоит это упражнение  с разными , предлагаемыми звуками, можно усложнить задачу: называть сначала согласный звук, а потом гласный. Например: «Что получится если соединить звук [М] и звук [А] – М-М-А-А (МА)».

Второй вариант.

Взрослый предлагает ребенку угадать, какое слово получится, если соединить звуки: [Н], [О], [С] – нос; [С], [У], [П] – суп.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков. Например: с-у-п,  к-о-т,  р-о-т,  н-о-с, п-а-р,  д-а-р,  л-а-к,  т-о-к,  л-у-к,  с-ы-р,  с-о-к,  с-о-м,  ж-у-к,  ч-а-с,  р-о-з-а,
к-а-ш-а,  Д-а-ш-а,  л-у-ж-а,  ш-у-б-а,  м-а-м-а,  р-а-м-а,  в-а-т-а,  л-а-п-а,
н-о-т-ы,  ш-а-р-ы,  п-а-с-т-а,  л-а-п-ш-а,  л-а-с-т-ы,  к-о-с-ть,  м-о-с-т,  т-о-р-т, к-р-о-т ,  л-а-с-к-а,  п-а-р-к,  и-г-р-а   и  т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Игры на развитие фонематического восприятия

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...

Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.

Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....

Консультация для родителей «Играем дома - игры на развитие фонематического восприятия».

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средств...