Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Жиманова Марина Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

 

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята.                                         Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Дети: Это осень!
Воспитатель: Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.

Воспитатель показывает картину с изображением осеннего парка.

Какое время года нарисовано на картине? – Осень.                                             Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Какие листья на деревьях? – Желтые, красные…                                           Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние).
Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны).
Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края).
А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными).                                                           — Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода, нужно их подкармливать, строить кормушки).
Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень). Осенью опадают…(листья). Дует холодный…(ветер). Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы, ягоды). Моросит мелкий…(дождик). Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч). Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края).

— Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: а сейчас мы отдохнем- физкультминутку проведем.
Рябинка 
На холме стоит рябинка, 
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.) 
Ей не просто жить на свете — 
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) 
Но рябинка только гнётся, 
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) 
Вольный ветер грозно дует 
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) 

 Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет, дует.
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

5.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)

Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали, но у нас есть ещё одна игра. Давайте поиграем!

 «Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень».

Занятие направлено на обобщение   знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умений воспринимать предметы и явления  окружающей действительности посредством связанной р...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:       Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и...