ООД РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Путешествие по России". ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ермакова Юлия Анатольевна

Организованная образовательная деятельность по  развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие по России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наша страна -_Россия.

Цель: закрепление и совершенствование речевых умений и навыков Программные задачи:

Образовательные:

• Обогащать словаря детей

• Побуждать детей интересоваться происхождением слова «Береза»;

• Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, загадками, пословицами, поговорками

• Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

• Упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных в роде, лице и падеже;

• Упражнять детей в образовании родственных слов;

• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;

• Упражнять детей в делении слов на слоги;

• Упражнять детей в отгадывании загадок;

• Формировать интерес к русскому народному творчеству;

• Упражнять детей в приемах профилактики зрительного переутомления;

Развивающие:

• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;

• Развивать эстетическое восприятие красоты природы, художественный вкус, эстетическое отношение к искусству;

• Развивать внимание, мышление, воображение;

Воспитательные:

• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;

• Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;

• Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

• Доставить детям радость и удовлетворение от взаимодействия друг с другом;

• Воспитывать интерес к художественному творчеству, к поэзии;

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно- эстетическое развитие»

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку «С чего начинается Родина»

Встают полукругом у доски.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие. Ни одно путешествие не обходится без одной вещи, отгадайте загадку и вы узнаете что это:

Моря есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Земля есть, а пахать нельзя.

Что это?

Дети: карта

Воспитатель: верно, это карта – изображение земной поверхности в уменьшенном виде.  Давайте мы её рассмотрим. Что на карте обозначено синим цветом?

Дети: моря, реки, океаны, озера.

Воспитатель: Коричневым и желтым цветом?

Дети: Горы и пустыни.

Воспитатель: Зеленым?

Дети: Леса и долины.

Воспитатель: белым?

Дети: Ледники.

Воспитатель: Какие страны вы знаете?

Дети: Россия, Украина, Англия…

Воспитатель: в какой стране живем мы:

Дети: мы живем в России.

Воспитатель: Что вы знаете о России?

Реб 1.  Россия - необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Реб 2. Россия омывается тремя океанами. На карте Россия похожа на огромную птицу в полёте. В России живут люди более 100 национальностей. И все эти люди дружат между собой. Столица России – город Москва.

Реб 3. Россия очень большая и богатая страна. В России есть широкие поля, высокие горы, густые леса, глубокие моря, озера и реки. В морях и реках много рыбы, морских животных и растений. Поля богаты зерном. В лесах много деревьев, грибов, ягод, птиц и зверей. А в горах добывают строительные и драгоценные камни.

Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Ребята, я буду начинать предложение, а вы заканчивайте его, используя слова «моя Родина».

  • На карте обозначена …
  • Я очень люблю …
  • Сегодня мы говорим о …
  • Я горжусь …

Воспитатель: А как называют жителей нашей страны?

Дети: Россияне.

Игра «Скажи, кто ты»

Дети стоят в кругу. Воспитатель отдает флажок ребенку. Этот ребенок выходит в середину круга (где стоит столик), берет флажок и говорит «я – россиянин» или «я – россиянка».

Воспитатель: Какими бы вы хотели видеть жителей нашей страны?

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.

  • Родина любимая - что мать        .... родимая
  • Если дружба велика, будет Родина   .... крепка
  • Жить – Родине                                         .... служить
  • Человек без Родины - что соловей     ... без песни

Воспитатель: Итак, мы оправляемся в путешествие. А на чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)

Ребята, мы сегодня с вами полетим на самолете. Но чтобы было интереснее, свои самолеты мы создадим сами. Итак, вы- авиаконструкторы, я приглашаю вас на площадку по сборке самолетов. вам нужно создать самолеты. Вы готовы? Тогда, за работу! (Дети подходят к столам и из геометрических фигур выкладывают самолеты).

Ребята! Что у вас получилось?

Дети: Самолеты.

Воспитатель: кто управляет самолетом?

Дети: Пилот.

Воспитатель: Каким должен быть пилот?

Воспитатель: В путешествии нам много придётся смотреть в иллюминаторы, мы должны потренировать глаза.

Зрительная гимнастика

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

Пролетает самолёт (раскинуть руки, глазки вниз)

С ним собрался я в полёт (Смотрим вниз, не опуская головы)

Правое крыло отвёл (смотрим глазками направо)

Левое крыло отвёл (смотрим глазками налево)

Я мотор завожу (правая рука описывает большой круг, следим глазами)

И внимательно гляжу (левая рука описывает большой круг, следим)

Поднимаюсь и лечу, (описываем восьмерку правой рукой и следим)

Возвращаться не хочу! (-//- левой рукой и следим глазами)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы доказали, что вы – настоящие пилоты! А теперь нам пора отправляться в наше путешествие. Готовы? Тогда счет двойками до 10 начинай!

Дети:2, 4, 6, 8, 10, пуск!      

(Дети передвигаются на ковер)

Воспитатель: Полетел самолет!    

Реб 4: Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

Реб 5: То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Реб 6: Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая великая Родина. Какая же она?

Дети: любимая, великая, богатая, лучшая, родная.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите! Что это виднеется на земле?

Дети: Это наша страна, Россия.

Воспитатель: Ребята, а давайте приземлимся, отдохнем в березняке! Пилоты, на посадку!

Физминутка: Самолёт летит по небу,

Крылья, подставляя ветру.

Он легонечко парит

И по воздуху кружит.

А теперь пора спускаться,

На посадку приземляться.

Опустились мы легонько

И садимся потихоньку.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про русскую березу?

Слушаем песню «Береза» (Александр Прокофьев)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнется, и не ломится!

Воспитатель: Ребята, а в стихотворении А. Прокофьева береза какая (ответы детей).

Игра «Назови родственное слово»

Воспитатель: У меня есть шкатулочка из бересты, давайте ее наполним словами-родственниками слова «БЕРЕЗА»

(дети передают шкатулочку по кругу и называют родственное слово)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться дальше.

Воспитатель: Россия – страна очень большая, красивая. Кто хочет рассказать стихотворение о Родине?

Реб 7. Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Реб 8 Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Реб 9. Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлем    (В. Степанов)

(дети перемещаются к патриотическому уголку группы)

Воспитатель: Следующая наша посадка в столице нашей страны. Как называется наша столица?

Дети: Москва.

Воспитатель: Ребята, вы, конечно, знаете, что на земном шаре много стран и у каждой есть своя символика, свои отличительные знаки. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Какие государственные символы вы знаете?

Дети: Гимн, герб и флаг.

Воспитатель: что такое гимн?

Дети: гимн – это главная песня страны. Она исполняется в особо торжественных случаях. Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор, проявляя уважение.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем гимн России.

(дети встают из-за стола и стоя слушают гимн).

Воспитатель: Что вы знаете о нашем флаге?

Дети: Флаг – это символ нашей страны. На нашем флаге полоски белого, синего и красного цвета. Флаг можно увидеть на Кремле в Москве, на автомобиле президента, на кораблях и самолетах российской армии, соревнованиях, олимпиадах. Обычно, когда звучит гимн, поднимается флаг.  

Реб 10: Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель: Что вы знаете о гербе России?

Дети: На нашем гербе изображён двуглавый орел, а в середине серебряный всадник Георгий Победоносец, протыкающий копьем змея. Это  символ победы добра над злом. В лапах он держит скипетр и державу.

Реб 11: У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Воспитатель: -Дети, что вы еще можете рассказать о Москве? (Ответы детей: В Москве много школ, музеев, театров, библиотек, храмов, катков, спортивных площадок, зоопарк, цирк, дельфинарий, есть метро, парки, скверы, детские площадки, много фонтанов, деревьев и т.д.)

Физкультминутка.

По тротуару мы шагаем      (дети шагают)

Много видим, называем:

Светофоры и машины         (правую руку вперед и на пояс)

Ярмарки и магазины            (левую руку вперед и на пояс)

Скверы, улицы, мосты         (руки на пояс, повороты влево и вправо)

И деревья, и кусты                (руки вверх и опустить)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие патриоты! Нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы завести двигатели самолета, нужно посчитать двойками до10

(Дети уходят и садятся на стулья.)

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись!

- Вам понравилось путешествовать?

-Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?

- Что бы ты хотел повторить еще раз?

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Но очень жаль, наше путешествие окончено, и нам пора прощаться с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект занятия по Познавательному развитию На тему: «Знаменитые спортсмены России» подготовительная группа

Цель:  знакомство со знаменитыми спортсменами России.Задачи: познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами, их достижениями в спорте,желание быть похожими на них,заботиться ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Моя Родина – Россия» (подготовительная к школе группа).Способствовать развитию познавательного интереса детей к духовно-нравс...

Публикация. Статья. Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (подготовительная группа)

Данный конспект открытого занятия создан для того, чтобы познакомить старших дошкольников с неофициальными символами России, закрепить представления детей об официальных государственных символах ...