Конспект ООД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области
Дата | 09.02.2018 |
Тема | «Зимушка- зима» |
Программа | Программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.,Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва, 2015г. |
Тип | закрепление пройденного материала |
Возраст | 4-5 лет(средняя группа) |
Основная образовательная область | Окружающий мир |
Интегрированные образовательные области | Художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие, |
Форма проведения | Игровая, экспериментальная |
Цель | Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Выделять и объяснять сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. |
Воспитательные | Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы родного края, умения проявлять свои художественно-творческие способности. |
Развивающая | 1. Развивать произношение звука "У" с разной силой выдоха; 2. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, посредством пальчиковой игры; 3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; 4. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. |
Образовательные | 1. Уточнять, углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой; 2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи; 3. Познакомить детей с жителем Крайнего Севера - белым медведем; 5. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. |
Планируемый результат: | умеют сравнивать зимние месяцы, зимние признаки, составлять предложения, разгадывать загадки, продолжить предложения по рифму, рисовать природу. |
Методы и приемы |
|
Индивидуальная работа | - с Максимом и Самиром проговорить с названиями жилища животных - с Элиной и Алиёй вспомнить представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания |
Словарная работа | зимушка-зима; декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран, снежинки, сосульки, сугробы, позёмка, иней, изморось; ледяные узоры на стеклах. |
Предварительная работа | чтение произведений о зиме, заучивание стихотворений о зимнем времени года, о природе в эту пору; рассматривание иллюстраций и картин о зиме; составление небольших описательных рассказов. Создание картины зимнего леса. Проведение опытов с водой. |
Структура ООД |
|
Ход ООД 1. Отгадывание загадки
2. Беседа о зимних месяцах. 4. Игра "Зимние слова". 5. Физминутка. 6. Пословицы, приметы, поговорки 7. Беседа о зверей зимующих в лесу 8. Эксперимент 9.. Пальчиковая гимнастика. 10. Рисование 11.Заключение. | Отгадайте загадку: Снег на полях, - А сейчас какое время года ? (Зима) Воспитатель: верно, зима (показывает картину с зимним пейзажем на экране ТВ). Воспитатель: А что вы можете сказать о зиме, какая она? Дети: Холодная, морозная. Воспитатель: Снег какой? Дети: Пушистый, мягкий, холодный, колючий, искристый, мокрый, серебристый, красивый. Воспитатель: Дети, а вы любите природу? Хотите стать юными натуралистами? -Дети: Да. -Воспитатель: А вы знаете кто такие юные натуралисты?(это люди, которые любят изучать природу и все живое, что нас окружает). Для того, чтобы стать юным натуралистом, надо много знать о животных и растениях, о временах года. И у меня для вас есть несколько заданий , и все о ни о зимнем времени года. Если вы пройдете все испытания, то станете настоящими натуралистами. Хотите попробовать? -Воспитатель: А давайте теперь вспомним название зимних месяцев. - Дети: декабрь, январь, февраль. -Воспитатель: Правильно, это декабрь, январь и февраль. А какой сейчас месяц? Рассмотрите картинки и определите, по каким приметам можно узнать зиму. - А что Вам не нравится ? (мороз, ветер. холод). - Ребята, а какие слова можно сказать о зиме ? Какая она ? (причудливая, белоснежная, холодная или теплая, морозная, вьюжная, красивая...). - Ребята, зима бывает разная: суровая, холодная, злая, вьюжная, но она же чудесная, веселая , волнительная. Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горы зимой. Но, ребята как мы зимой выходим на улицу? Посмотрите что нам необходимо для прогулки(ответы детей). (на экране игра «Зимняя одежда» – шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи). Составим предложения с этими словами. Звучит в записи шум ветра, вьюги. Воспитатель: Как вы думаете, что это? Дети: Это ветер. Воспитатель: Может быть легкий летний ветерок? Дети: Нет. Это зимняя вьюга. Воспитатель:Да, это песенка зимней вьюги. На какой звук похожа ее песня? Дети: На звук "У" Воспитатель: Давайте подпоем ей. Подходите ко мне. А чтоб у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой. Произнесите звук «У» громко. (Выполняют упражнение для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками. Произносят звук «У» с разной силой голоса.) Воспитатель: Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Теперь произнесите звук «У» тихо. - Вот она стихает, и снежинки опускаются на землю (дети присаживаются). -Но вот с новой силой запела вьюга, и закружила снежинки. Летели, летели и на поляну прилетели. И давайте ребята поиграем в игру "Зимние слова". - Вспомните, какие Вы знаете слова о зимнем времени года ? Я буду бросать снежный комок, а Вы называйте. (снегопад. сосулька, лед, мороз, холод. снежинка, иней, снеговик). - Молодцы ребята, - Ребята, когда Вы слышите слово "Зима", что представляете сразу ? (снег) - Отгадайте загадку: - "Он все время занят делом. Он не может зря идти. Он идет и красит белым все что видит на пути." (снег) - Ребята, от слова "снег" происходит много других слов, они похожи. Это слова-родственники. - Я Вам прочитаю сейчас предложения, а Вы продолжайте его под рифму. 1. - Тихо-тихо, как во сне падает на землю...(снег). 2. - С неба все скользят пушинки, серебристые...(снежинки). 3. - На полянку, на лужок тихо падает...(снежок). 4. - Вот веселье для ребят, все сильнее...(снегопад). 5. - Все бегут вперегонки, все хотят играть в ...(снежки). 6. - Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик). 7. - Рядом снежная фигурка, это девушка...(снегурка) 8. - На снегу-то посмотри, с красной грудкой...(снегири). 9. - Словно в сказке, как во сне. землю всю украсил...(снег). - Молодцы, и с этим заданием Вы справились. - А слово снегопад, ребята, из каких слов состоит ? (снег, падает). А теперь давайте отдохнем и прочитаем сами стихотворение и поиграем. Физ-минутка. Дети выполняют подражательные движения : - "Завертела вьюга, словно карусель. Медленно сначала, а потом быстрей. Ничего не видно, все белым-бело. Понемногу стихло, землю замело." Ребята, о зиме есть много пословиц, примет, поговорок. Давайте их вспомним. 1. Много снега - много хлеба. 2. Мороз не велик, да стоять не велит. 3. Зима не лето - в шубу одета. 4. Теплый февраль - принесет весну с заморозками. 5. Сильно блестят звезды зимой - к морозу. Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите что у нас изображено на экране? Воспитатель:Кто это? Ребёнок: Белка. Воспитатель: Как называется ее жилище? Ребёнок: Дупло Воспитатель: Дупло чье? Ребёнок: Беличье. Воспитатель:Кто на этой картинке изображен? Ребёнок: Лиса. Воспитатель:Где она живет? Ребёнок: В норе. Воспитатель:Нора чья? Ребёнок: Лисья Воспитатель: А это кто? Ребёнок: Волк Воспитатель: Как называется жилище у волка? Ребенок: Логово. Воспитатель: Логово чье? Ребёнок: Волчье. Воспитатель: Назовите это животное? Ребёнок: Медведь. Воспитатель:Как называется его жилище? Ребёнок: Берлога. Воспитатель: Берлога чья? Ребёнок: Медвежья. Воспитатель: Молодцы, все сделали правильно. Ребята, а что вы можете рассказать о буром медведе? Дети: Бурый медведь - хозяин нашего леса. Медведь питается ягодами, насекомыми, медом, рыбой, живет в берлоге. Все лето набирает жир. Зимой впадает в спячку. Воспитатель: А почему он спит зимой? Дети: Зимой медведю голодно, нет меда, нет ягод, реки замерзли и рыбу он не может ловить. Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у нашего бурого медведя есть родственник, который живет на северном полюсе. Это белый медведь. Хотите посмотреть на него? (Дети садятся на стулья, на доске появляются слайды с изображением белого медведя.) Это один из самых крупных хищных зверей на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира защищает его от сильных морозов. Медведь – хорошо плавает. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. Вот медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. (картинка) От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Дети: Потому что он привык,у него теплая, густая шерсть и ему не холодно. Воспитатель: Чтобы понять, как медведь живет в таких условиях, я предлагаю пройти в «Центр экспериментирования». (Дети проходят в «Центр экспериментирования».) -Ну что, начнем эксперимент. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте руку жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Так почему же белый медведь не покрывается льдом, попробуйте объяснить. Дети: Потому, что его шерсть покрыта жиром. Капли воды скатываются с нее. Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа позаботилась о белом медведе. Мы тоже можем защитить свое лицо и руки жирным защитным детским кремом, чтобы не обморозиться. На этом наш эксперимент закончен, вытирайте руки салфеткой, возвращаемся в видеосалон. А теперь нам пора возвращаться домой - "На одной ножке покружились и в саду все очутились." - Мы сегодня с Вами говорили о зиме. Давайте нашей "Зимушке" подарим рукавички, а на них нарисуем снежинку. Рисование «Украсим рукавичку». Пальчиковая гимнастика: Мы во двор пошли гулять 1.2.3.4.5(загибаем пальчики) Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись (класть ладошки то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли (отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли (закрыли глазки). Итог занятия. Рефлексия. Воспитатель: Что мы сегодня делали? (ответы детей). Вы сегодня постарались составлять разные интересные истории. Мне кажется, эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. В завершении я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы можете их раскрасить своими цветными карандашами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....