Проект "Послушный язычок"
проект по развитию речи (младшая группа)
Для ознакомления и информирования родителей о приемах и играх для выявления проблем, вызванных задержкой развития речи создан проект .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект разработан для просвещения родителей | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наш веселый язычок»
Информационная карта проекта:
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность: продолжительный
Участники: дети I младшей группы, родители, воспитатели, логопед.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.
Цель: создать условия, необходимые для развития правильной речи, предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте, повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития и вовлечение их в коррекционный процесс.
Задачи:
- воспитание культуры речевого общения – развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, средств интонационной выразительности (темпа речи, силы голоса, дикции);
- развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.
- развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
- упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
- помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
- воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Ожидаемый результат: положительная динамика речевого развития детей, создание речевого уголка в группе и картотеки речевых игр «игротека», активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Описание проекта
1 этап: подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи:
- Обследовать речь детей младшего дошкольного возраста и выявить детей с речевыми нарушениями, выявить уровень речевого развития детей младшего дошкольного,
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование),
- Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка (родительское собрание),
- Начать сбор методических пособий и материалов для «Игротеки» и речевого уголка.
2 этап: основной (практический):
Задачи:
- Подобрать систему игр, упражнений, художественно-информационной литературы для детей;
- Знакомство с циклом музыкальных игр и упражнений вовремя режимных моментов;
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс (участие родителей в семинарах-практикумах, родительских собраниях, консультациях, общих и индивидуальных беседах),
3 этап: заключительный (контрольно-диагностический):
Анализ результатов реализации проекта.
Работа с родителями:
Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:
«Поможем малышу заговорить».
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Музыкальные игры и упражнения.
Потешка «Здравствуйте ,ладошки!»
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой).
Потешка «Ладошки»
Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки
Хлопали в ладошки, хлопали немножко
Кашку варили, ложечкой мешали
Куколку кормили, кошечке давали
Кулочки сложили, кулочками били
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Кулачками били, ладушки плясали
Деток забавляли ля-ля-ля, ля-ля-ля
Деток забавляли, ладушки устали
Ладушки поспали баю-бай, баю-бай
Ладушки поспали
Музыкальная игра «Зайка беленький сидит»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (руки над головой ставим)
Вот так и вот так, он ушами шевелит (шевелим руками над головой)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (греем лапки)
Вот так и вот так, надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вот так и вот так, надо зайке поскакать.
Музыкальное упражнение «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим- солим.
Мы капусту жмем- жмем. И в кадушечку кладем
Музыкальная игра с движениями.
Если нравится тебе, то делай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то делай так: топ, топ!
Если нравится тебе, то мы друг другу улыбнемся,
Если нравится тебе, то делай так:
топ, топ, хлоп, хлоп!
Попевка «Хитрая лиса»
Са-Са-Са-это хитрая лиса
Су-Су-Су и живет она в лесу
Сы-Сы-Сы –много дел у лисы
Со-Со-Со- она крутит колесо
Музыкальная игра-песенка «Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать»
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики
1 - Раскачиваемся из стороны в сторону
2 - Потираем животик круговыми движениями
3 - Прыгают девочки
4 - Прыгают мальчики
5 - Прыгают все
Песенка «Зверята»
Вот идут утята Жёлтые комочки
Вот идут цыплята Маленькие квочки
Кря-кря-кря Кря-кря-кря
Ко-ко-ко Ко-ко-ко
Ищем, ищем червяков
Вот идут котята Лапки как подушки
Вот идут щенята Ушки на макушке
Мяу-мяу-мяу Гав-гав-гав
Мы попили молока
Вот идут козлята Рожки подрастают
Вот идут телята Головой бодают
Ме-ме-ме Ме-ме-ме
Му-му-му Му-му-му
Любим свежую траву
Артикуляционная музыкальная попевка «Ну-ка,повторяйте!»
Ну-ка повторяйте,да,дада,да!
И не отставайте: да,да,да!
Надо обязательно,слушать все внимательно,
повторять старательно:да,да,да!
Ну-ка повторяйте,ба,ба,ба,ба!
И не отставайте: ба,ба,ба!
Надо обязательно,слушать все внимательно,
повторять старательно:ба,ба,ба!
Ну-ка повторяйте,ла,ла,ла!
И не отставайте: ла,ла,ла!
Надо обязательно,слушать все внимательно,
повторять старательно:ла,ла,ла!
Дидактические игры:
*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.
* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.
* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.
* «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.
* «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.
* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.
* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.
* «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.
* «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.
* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.
* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.
Сюжетно-игровые ситуации:
*«Завяжи бантик»
Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.
*«Напоим чаем куклу Катю»
Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то , что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.
*«Полечим собачке лапку»
Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.
*«Укачаем Машу спать»
Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.
*«Скажи какого цвета?»
Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .
*«В гости к мишке»
Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.
*«Чудесная прическа»
Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.
*«Гости на пороге»
Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.
Подвижные игры:
Кот Васька
Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
« Зайка беленький»
Цель : Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.
« Мишка лег спать»
Цель : Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.
« У медведя во бору»
Цель : Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.
« Мишка косолапый»
Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.
«Самолетики»
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.
Театрализованная деятельность:
Инсценировка сказок:
«Теремок», «Колобок».
Художественная литература:
*Чтение и заучивание потешек:
«Наша Маша маленькая»
«Огуречик, огуречик»
«Тили-тили-бом»
В.Берестова
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Мишка»
«Зайка»
«Бычок»
«Наша Таня громко плачет»
*Чтение русских народных сказок:
«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Как помочь ребенку заговорить?»
«Речевые трудности. Игры по развитию речи»
« Речевое развитие у детей раннего возраста»
Памятки:
1.« Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
Список литературы:
Программы: «От рождения до школы»
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва. «Просвещение», 1981г.
- Н.В. Дурова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить».
- Журнал «Логопед» № 2, 2910г. «Дыхательные упражнения в игровой форме», с.41-45.
- Е. Косинова «Уроки правильной речи», Библиотека Ильи Резника, «Эксмо», Москва, 2004г.
- Картотека «Сборник артикуляционных сказок», составитель Матыкина И.А., Владимир, 2011г.
- Картотека «Стихи и загадки, используемые при выполнении артикуляционных упражнений». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
- Картотека «Сборник игр на развитие речевого дыхания». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
- Картотека «Сборник игр на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...