Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Гараган Наталья Владимировна

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к  логопедическим  занятиям и  подготовить  их артикуляционный  аппарат   к проведению  занятий  основного  этапа ( постановка, автоматизация и  дифференциация  звуков),  а  также  привлечь  родителей к  коррекционно - развивающему  процессу, направленному  на  преодоление речевых  нарушений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический проект29.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Логопедическиий  проект:

 «Мой  подвижный  язычок, Язычок  – Звуковичок!»

Расскажи – и  я забуду, покажи – и  я запомню,  дай  попробовать – и  я  пойму.
(Восточная мудрость)

Тип  проекта:   информационно – практический

Продолжительность  проекта:  долгосрочный

Автор проекта:    учитель – логопед  Гараган Наталья  Владимировна

Участники: дети  старшей  группы,  родители  и  логопед

Актуальность  проекта:

      Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

      Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная  гимнастика.

      Проект «Мой  подвижный  язычок, Язычок  – Звуковичок!» призван вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков). А также привлечь родителей  к  коррекционно-развивающему  процессу, направленному  на преодоление речевых нарушений детей. В нашей группе вновь  поступившие  дети. Это  значит, что дети не умеют правильно и четко произносить  звуки. Мне, как  логопеду,  необходимо организовать  работу по овладению правильным звукопроизношением, так, чтобы она проходила максимально  интересно, познавательно, а  главное  результативно.

Цели  проекта:  

  1. Выработать тонкие  дифференцированные  движения артикуляционного аппарата, необходимые для  постановки  отсутствующих  звуков;
  2. привлечь родителей  к  коррекционно - развивающему  процессу, направленному  на преодоление речевых нарушений детей;
  3. Создать  положительный  эмоциональный  настрой  у детей и желание  заниматься.

Задачи  проекта:

  1. Формировать  представления  детей  об органах речи, их  значении  для  правильного  звукопроизношения.
  2.  Формировать  подвижность  органов  артикуляционного  аппарата  и точность   их движений.
  3. Учить  детей  правильно выполнять  артикуляционные   упражнения, контролировать свои  действия.
  4.  Исследовать  и  осмыслить  с ребенком  положения  органов артикуляции при  произношении отрабатываемых звуков.

     5.   Формировать  правильное  речевое  дыхание  у  детей.

      6.    Воспитывать  уверенность  ребёнка  в себе и  своих  возможностях, побуждать  

           активность, самостоятельность, инициативность.

     7.   Развивать  познавательные  способности  и  творческое  мышление  детей.

      8.  Вести  просветительскую  работу  среди   родителей  по  коррекционному направлению.

     9.  Привлекать  родителей  к совместной  деятельности с  ребенком  для развития его

           артикуляционной  моторики.

Форма  проведения  итогового  мероприятия:  Создание и  презентация  иллюстрированного сборника  артикуляционных  сказок  «О послушном язычке Язычке - Звуковичке».

Предполагаемые  результаты:

  1. Четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
  2. Развитие  артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
  3. Выполнение  детьми основных артикуляционных упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
  4. Активное участие родителей в образовательном процессе детей;
  5. Создание  иллюстрированного сборника  артикуляционных  сказок  «О послушном язычке Язычке - Звуковичке».

Используемые  технологии:

  • Здоровье - сберегающая
  • Личностно - ориентированная
  • Технология  сотрудничества
  • Информационно - коммуникативная
  • Игровая
  • Технология  ТРИЗ

Продуктом  проекта  стало:

  • Картотека упражнений артикуляционной  гимнастики
  • Буклеты «Комплекс артикуляционной  гимнастики» для занятий  дома.-16 шт.
  • Коллективное  сочинение  истории «Приключения Язычка - Звуковичка»
  • Презентация  коллективной истории «Веселая  история о  Язычке - Звуковичке»
  • Консультация  для родителей «Что  такое  артикуляционная  гимнастика. Для  чего  она  нужна?»  «Дизартрия и ее причины»
  • Презентация «В гости к бабушке  Але»
  • Сборник  артикуляционных  сказок  «О послушном язычке Язычке - Звуковичке»
  • Комплект: «Логопедическая  гимнастика  пробуждения», «Дыхательная  гимнастика», Игровой точечный  самомассаж  «Забавный  гномик», речь  с  движением «Прогулки  с  Язычком»
  • Папка «Веселые  истории о  Язычке», созданная при  помощи  мнемотехники
  • Оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»
  • Пособия  для  формирования  воздушной  струи

Этапы  реализации  проекта:

  1. Выбор  темы  проекта: В ходе подгрупповых  занятий  все дети сказали, что хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить  звуки  из-за  своего  «непослушного»  язычка. Поэтому  дети решили, что  язычок  должен  стать  послушным. А в  этом нам может помочь артикуляционная гимнастика.
  2. Подготовительный  этап:

 Один из наиболее эффективных способов вовлечения детей в проблему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что  я  знаю  о  язычке?

Что  я  хочу  узнать?

Что  нужно  делать, чтобы  узнать?

  1.  -  «Он  помогает  говорить!»

  1.  – «Он  подворачивается когда «Р» говорить надо»

  1. – «Он  длинный»

  1. – «Когда «М»  говорим, язычок  молчит, а  губки  соединяются»

  1.  – «Без языка мы не смогли бы сказать ни одного  слова».

  1. – «Как  язычок  может  вертеться  в  ротике?»

  1.  - «Как  язычку  сделаться  солнышком?»

  1.  – «Как  моему  язычку  превратиться в  иголочку?»

  1.  – « Что  может  сделаться   с  язычком?»

  1. – «Как нужно  правильно  говорить. Меня  мама этому еще  не научила»»

  1. – «Попробовать  повертеть  язычком»

  1.  -  «Нужно  тренироваться!»

  1. – «Нужно  учиться!»

  1.  – «Нужно, чтобы  язычок  меня  слушался!»

  1.  – «Учиться  и стараться, заниматься и  много  тренироваться»

         

Исходя  из  ответов  детей,  были  предложены  варианты  названий  нашего  проекта: «Мой  язычок», «Послушный  язычок», «Мой  послушный  язычок, Язычок  – Звуковичок!».

        В ходе  беседы  с  детьми  было  выбрано  название  проекта: «Мой  послушный  язычок, Язычок  – Звуковичок!».

На  подготовительном  этапе  также  проведена работа:

  • проведение  диагностики состояния артикуляционной моторики у детей;
  • подбор  дидактического  материала и  литературы  для  проведения занятий;
  • создание  развивающей  среды;
  • анкетирование  родителей;
  • планирование  деятельности  во  время  проекта;
  • консультации  для  родителей по теме  проекта;
  • продумывание  итогового  мероприятия.

  1. Основной  этап: Содержание  деятельности по  осуществлению  проекта.

Сроки  реализации

Деятельность  участников  проекта

Участники

СЕНТЯБРЬ  

  • Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта.
  • Подгрупповые  занятия: «Знакомство с органами артикуляции»
  • Беседа: « Сохраним  здоровыми наши  органы  речи»;
  • Подгрупповые  занятия: «Знакомство с домиком Язычка»
  • Изготовление буклета: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
  • Консультация  для  родителей: «Дизартрия и ее причины», «Что  такое  артикуляционная  гимнастика. Для  чего  она  нужна?»
  • Изготовление картотеки упражнений артикуляционной  гимнастики.
  • Заучивание  стихотворения об  артикуляционной  гимнастике.
  • Разучивание артикуляционных  упражнений основного  комплекса  на  индивидуальных  занятиях  перед  зеркалом.

логопед  -  дети

логопед  -  дети

логопед  -  дети

логопед  -  дети

      логопед

логопед – родители

     логопед

логопед – дети

логопед - дети

ОКТЯБРЬ

  • Изучение комплекса  артикуляционных  упражнений  на  индивидуальных  занятиях и  дома.
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Логотренинг  «Язычок  в гостях»:

Свистящая семейка», Шипящая семейка» «Семейка Ч и Щ», «Братья  Л, Ль», «Братья  Р, Рь»

  • Выполнение  артикуляционной  гимнастики при  помощи  видеороликов.

  • Работа  над  речевым  дыханием,   выработка направленной воздушной струи.
  • Пальчиковая  гимнастика «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
  • Проведение  занятий  с  выполнением  комплекса упражнений индивидуально для каждого  ребенка, необходимых на  данный  момент.
  • Знакомство со звуками речи (А,У,О,И)
  • Постановка  звуков у детей.
  • Работа  над  координацией   речи  с  движением «Прогулка  с  Язычком»
  • Занятие по  артикуляционной  гимнастике с  презентацией «В гости к бабушке  и  дедушке»

логопед – дети – родители

логопед – родители

логопед – дети

логопед – дети –родители

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети

логопед - дети

НОЯБРЬ

  • Продолжение изучения комплекса  артикуляционных  упражнений  на  индивидуальных  занятиях и  дома.
  • Знакомство со звуками речи (М,Н,Б,П)
  • Проведение  занятий  с  выполнением  комплекса упражнений индивидуально для каждого  ребенка, необходимых на  данный  момент.
  • Развитие  мелкой  моторики: лепка «Язычок – Звуковичок»
  • Постановка  звуков у  детей.
  • Игра: «Язычок  заговорил» -   автоматизация поставленных звуков у детей.
  • Проведение игрового   точечного  самомассажа «Забавный  гномик»

логопед – дети – родители

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети

логопед – дети – родители

логопед  - дети

ДЕКАБРЬ  

  • Знакомство со звуками речи (Д, Т, К)
  • Постановка звуков  у  детей.
  • Игра: «Язычок  заговорил» -   автоматизация поставленных звуков у детей.
  • Коллективное  сочинение  истории о «Язычке – Звуковичке»

логопед – дети

логопед – дети – родители

логопед – дети

  1. Заключительный  этап:

  • Оформление  коллективной  истории в виде  презентации для  занятия.
  • Индивидуальное сочинение  сказок: «Моя сказка о  веселом и послушном Язычке - Звуковичке»
  • Подведение  итогов  проекта: представление своих  сказок о  Язычке – Звуковичке.
  • Создание  сборника  артикуляционных  сказок  «О послушном язычке Язычке – Звуковичке»

 

              логопед

     родители  - дети

      дети -  логопед

       дети - логопед

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

ЛЭПБУК "ЯЗЫЧОК - ЗВУКОВИЧОК"

ЛЭПБУК ДЛЯ УГОЛКА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ....

Программа детско- родительского клуба «Язычок – Звуковичок!» на 2019-2020 учебный год

        Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для реше...

образовательная программа кружка "Язычок звуковичок"

программа состалена для детей средней группы ДОУ в рамках оказания логопедической помощи....

открытое занятие по развитию звуковой культуры речи звук "Б" " Путешествие язычка"

Упражнять в отчетливом и правильном  произношении звуков Б и Бь...