Занятие с элементами логоритмики для детей средней группы «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)

Гущина Елена Викторовна

Цель занятия по развитию речи:

— добиваться произношения без заикания на этапе отраженной с элементами вопросно-ответной речи;

— развивать чувство ритма и темпа, интонационную выразительность речи, координацию речи и движения;

— уточнять представления детей о весне и о весенних цветах-первоцветах;

— упражнять в узнавании и дифференциации цветов, в назывании их основных частей;

— в словообразовании прилагательных от существительных;

— воспитывать правильное речевое поведение; бережное отношение к цветам.

 

Предварительная работа:

{C}§  {C}беседы о весенних цветах, рассматривание картинок с изображением цветов;

{C}§  {C}анализ строения цветка с функциональным назначением каждой его части;

{C}§  {C}разучивание наизусть стихотворений и загадок о весенних цветах;

{C}§  {C}обучение игре-хороводу с элементами драматизации «Я иду, иду, ох гуляю…»;

{C}§  {C}релаксация-аутотренинг.

Оборудование: шапочки-маски цветов: ветреницы, перелески, ландыша, одуванчика, тюльпана, нарцисса; картинки с изображением медуницы, хохлатки, подснежника, мать-и-мачехи, лесной фиалки; большая мягкая игрушка-пчела; красочные погремушки; ведерки из разноцветного картона; аудиозапись «Звуки природы».

Ход занятия

Организационный момент (с элементами психогимнастики).

Ведущий (учитель-дефектолог). (В.) Доброе утро, дети! (Дети отвечают.) Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня прекрасный весенний день. Ярко светит солнышко. Порадуемся ему. Поднимем лицо и вытянем ладошки вверх. Поприветствуем солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, солнечный день! Согрей нас ласковыми лучами! Спасибо тебе, солнышко! Какое хорошее у нас настроение!» (Дети отраженно произносят предложения.)

Релаксация мышц ног и корпуса (упражнение «Кораблик»)

В. Напомните, ребята, какая сейчас пора года. (Дети отвечают.)

Правильно. Весной тает… снег. Бегут… ручейки. Дети пускают по воде бумажные… кораблики. А мы с вами представим, что плывем на большом корабле. На море — волны. Корабль качает. Чтобы не упасть, ставим ноги на ширину плеч и прижмем их к полу. Руки сцепим за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. Теперь расслабимся. Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. Выпрямились.

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую — расслабляем…

(Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой.)

А теперь немного лени…

Напряженье улетело —

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Развитие чувства ритма и темпа

В. У всех хорошее настроение. Давайте послушаем, какую мелодию отстукивает погремушка. (Дети прослушивают ритмический рисунок: 111; 1 111; 111 111.) Хотите попробовать постучать погремушками вместе со мной?

(Ребята отстукивают ритм.)

А сейчас давайте стучать и топать… А затем будем стучать, топать и петь…

Молодцы, дети! А теперь выполним движения с погремушками (выполняются движения с речью).

Погремушки поднимаем,

Погремушки опускаем,

Погремушками гремим…

Тук — и прямо, тук — и прямо,

Тук, тук, тук, встали в круг.

Мы бежим, бежим, бежим,

Погремушками гремим…

Погремушки поднимаем,

Погремушки опускаем

И тихонько приседаем…

Пальчиковая гимнастика «Прошла зима холодная»

В. Дорогие дети, вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас сядьте, пожалуйста, на стульчики. Давайте вспомним, что происходит в природе весной? Приготовьте свои пальчики — они нам помогут.

Прошла зима холодная (хлопают в ладоши),

Настали дни весенние (гладят щечки),

Теплом растопит солнышко (плавные движения кистями рук)

Как воск, снега пушистые (отталкивающие движения пальцами рук).

Листочками зелеными (соединяют пальчики на двух руках)

Леса зазеленеют (рисуют в воздухе елку)

И вместе с травкой бархатной (захватывающие движения пальцев рук)

Взойдут цветы весенние (рисуют в воздухе цветок).

Отраженное произношение стихотворений о весенних цветах (с выставлением соответствующей картинки)

В. Действительно, весной появляется много красивых, ароматных цветов. Вспомним их (подснежник, фиалка, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка). А теперь повторяйте за мной по строчке.

Из-под шапки снеговой

Стебелек пророс живой,

И расцвел цветочек нежный,

Это — беленький подснежник.

На солнечной опушке

Фиалка зацвела —

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

На лужайке, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки…

Пчелка кружится недаром —

Все цветки полны нектаром.

Как же тут не удивиться?

Мед всем дарит медуница.

Весенний, сиреневый

Чудо-цветок,

У каждого есть

Озорной хохолок.

Вопросно-ответная речь (дети задают друг другу вопросы и отвечают на них).

В. Полина, спроси у Жени: «Женя, это белая фиалка?»

— Нет, это фиолетовая фиалка.

— Алеша, спроси у Полины: «Полина, подснежник — это садовый цветок?»

— Нет, подснежник — это лесной цветок.

— Паша, спроси у Алеши: «Алеша, у медуницы один цветок?

— Нет, у медуницы много цветов…

— Антон, спроси у Паши: «Паша, у хохлатки лепестки зеленого цвета?»

— Нет, у хохлатки лепестки сиреневого цвета.

Игра-путешествие «К цветам в гости»

В. Давайте, ребята, немножко отдохнем. Встанем со стульчиков и прогуляемся. Послушаем весеннее пение птичек, подышим свежим воздухом…

(Звучит аудиозапись «Звуки природы» — пение птиц; затем — жужжание пчелы; из-за двери появляется красочная мягкая игрушка-пчела).

— Здравствуйте, дети! Я — необыкновенная пчела. Прилетела к вам из сказочной страны, где очень много цветов, и все они умеют разговаривать. Приглашаю вас в путешествие! Только сначала выполните мое задание. Скажите, как называется сок у цветов? Правильно, нектар.

Сейчас я раздам вам разноцветные ведерки с цветочным нектаром. Нектар из фиалки какой? — Фиалковый. Нектар из медуницы  — медуничный. Нектар из ландыша — ландышевый. Нектар из тюльпана  — тюльпановый…

Молодцы! Вы очень умные дети. Сейчас я дотронусь до вас своими крылышками, и вы превратитесь в цветы. (Пчелка дотрагивается до детей, и им одевают шапочки-маски цветов.)

Все становятся в круг, ведут хоровод и поют.

Я иду, иду, ох гуляю!

Все цветы к себе приглашаю.

Громче, дудочка, дуди,

К нам, ландыш, выходи (выходит ребенок в шапочке-маске ландыша).

Ребенок.

Цвету я майскою порой,

Меня найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы, в ряд

Цветы душистые висят.

(По очереди выходят в круг: одуванчик, тюльпан, нарцисс, перелеска, ветреница.)

Желтым цветиком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек…

На проталинке лесной

Огонек горит весной,

Огонек несмелый,

Как снежинка, белый.

Я — цветочек ароматный,

Я — веселый и нарядный.

Желтый или белый,

Как подснежник, смелый.

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь.

Будет вам весною

Веселей со мною.

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Желтый или красный — я любой красивый,

На маленький овал похож мой бутон.

В луковке зимою сохранился он.

Я — цветочек-перелеска.

Из-под снега расцветаю,

Это я весну встречаю…

В. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вы, цветочки, покружитесь,

В деток снова превратитесь (снимают шапочки-маски…).

Релаксация «Волшебный сон».

В. Вы много путешествовали, дети, очень устали. Лягте на одеяла, закройте глазки, послушайте прекрасную музыку. Пускай вам приснится волшебный сон… (звучит спокойная музыка).

Подведение итогов занятия.

В. Сегодня вы очень старались, дети. Спасибо. Пчелка останется у нас в гостях. Вы ей понравились. Занятие закончено. До свидания!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по кружку с элементами логоритмики для детей средней группы «Весна»

Цель занятия по развитию речи:

— добиваться произношения без заикания на этапе отраженной с элементами вопросно-ответной речи;

— развивать чувство ритма и темпа, интонационную выразительность речи, координацию речи и движения;

— уточнять представления детей о весне и о весенних цветах-первоцветах;

— упражнять в узнавании и дифференциации цветов, в назывании их основных частей;

— в словообразовании прилагательных от существительных;

— воспитывать правильное речевое поведение; бережное отношение к цветам.

Предварительная работа:

  • беседы о весенних цветах, рассматривание картинок с изображением цветов;
  • анализ строения цветка с функциональным назначением каждой его части;
  • разучивание наизусть стихотворений и загадок о весенних цветах;
  • обучение игре-хороводу с элементами драматизации «Я иду, иду, ох гуляю…»;
  • релаксация-аутотренинг.

Оборудование: шапочки-маски цветов: ветреницы, перелески, ландыша, одуванчика, тюльпана, нарцисса; картинки с изображением медуницы, хохлатки, подснежника, мать-и-мачехи, лесной фиалки; большая мягкая игрушка-пчела; красочные погремушки; ведерки из разноцветного картона; аудиозапись «Звуки природы».

Ход занятия

Организационный момент (с элементами психогимнастики).

Ведущий (учитель-дефектолог). (В.) Доброе утро, дети! (Дети отвечают.) Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня прекрасный весенний день. Ярко светит солнышко. Порадуемся ему. Поднимем лицо и вытянем ладошки вверх. Поприветствуем солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, солнечный день! Согрей нас ласковыми лучами! Спасибо тебе, солнышко! Какое хорошее у нас настроение!» (Дети отраженно произносят предложения.)

Релаксация мышц ног и корпуса (упражнение «Кораблик»)

В. Напомните, ребята, какая сейчас пора года. (Дети отвечают.)

Правильно. Весной тает… снег. Бегут… ручейки. Дети пускают по воде бумажные… кораблики. А мы с вами представим, что плывем на большом корабле. На море — волны. Корабль качает. Чтобы не упасть, ставим ноги на ширину плеч и прижмем их к полу. Руки сцепим за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. Теперь расслабимся. Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. Выпрямились.

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую — расслабляем…

(Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой.)

А теперь немного лени…

Напряженье улетело —

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Развитие чувства ритма и темпа

В. У всех хорошее настроение. Давайте послушаем, какую мелодию отстукивает погремушка. (Дети прослушивают ритмический рисунок: 111; 1 111; 111 111.) Хотите попробовать постучать погремушками вместе со мной?

(Ребята отстукивают ритм.)

А сейчас давайте стучать и топать… А затем будем стучать, топать и петь…

Молодцы, дети! А теперь выполним движения с погремушками (выполняются движения с речью).

Погремушки поднимаем,

Погремушки опускаем,

Погремушками гремим…

Тук — и прямо, тук — и прямо,

Тук, тук, тук, встали в круг.

Мы бежим, бежим, бежим,

Погремушками гремим…

Погремушки поднимаем,

Погремушки опускаем

И тихонько приседаем…

Пальчиковая гимнастика «Прошла зима холодная»

В. Дорогие дети, вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас сядьте, пожалуйста, на стульчики. Давайте вспомним, что происходит в природе весной? Приготовьте свои пальчики — они нам помогут.

Прошла зима холодная (хлопают в ладоши),

Настали дни весенние (гладят щечки),

Теплом растопит солнышко (плавные движения кистями рук)

Как воск, снега пушистые (отталкивающие движения пальцами рук).

Листочками зелеными (соединяют пальчики на двух руках)

Леса зазеленеют (рисуют в воздухе елку)

И вместе с травкой бархатной (захватывающие движения пальцев рук)

Взойдут цветы весенние (рисуют в воздухе цветок).

Отраженное произношение стихотворений о весенних цветах (с выставлением соответствующей картинки)

В. Действительно, весной появляется много красивых, ароматных цветов. Вспомним их (подснежник, фиалка, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка). А теперь повторяйте за мной по строчке.

Из-под шапки снеговой

Стебелек пророс живой,

И расцвел цветочек нежный,

Это — беленький подснежник.

На солнечной опушке

Фиалка зацвела —

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

На лужайке, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки…

Пчелка кружится недаром —

Все цветки полны нектаром.

Как же тут не удивиться?

Мед всем дарит медуница.

Весенний, сиреневый

Чудо-цветок,

У каждого есть

Озорной хохолок.

Вопросно-ответная речь (дети задают друг другу вопросы и отвечают на них).

В. Полина, спроси у Жени: «Женя, это белая фиалка?»

— Нет, это фиолетовая фиалка.

— Алеша, спроси у Полины: «Полина, подснежник — это садовый цветок?»

— Нет, подснежник — это лесной цветок.

— Паша, спроси у Алеши: «Алеша, у медуницы один цветок?

— Нет, у медуницы много цветов…

— Антон, спроси у Паши: «Паша, у хохлатки лепестки зеленого цвета?»

— Нет, у хохлатки лепестки сиреневого цвета.

Игра-путешествие «К цветам в гости»

В. Давайте, ребята, немножко отдохнем. Встанем со стульчиков и прогуляемся. Послушаем весеннее пение птичек, подышим свежим воздухом…

(Звучит аудиозапись «Звуки природы» — пение птиц; затем — жужжание пчелы; из-за двери появляется красочная мягкая игрушка-пчела).

— Здравствуйте, дети! Я — необыкновенная пчела. Прилетела к вам из сказочной страны, где очень много цветов, и все они умеют разговаривать. Приглашаю вас в путешествие! Только сначала выполните мое задание. Скажите, как называется сок у цветов? Правильно, нектар.

Сейчас я раздам вам разноцветные ведерки с цветочным нектаром. Нектар из фиалки какой? — Фиалковый. Нектар из медуницы  — медуничный. Нектар из ландыша — ландышевый. Нектар из тюльпана  — тюльпановый…

Молодцы! Вы очень умные дети. Сейчас я дотронусь до вас своими крылышками, и вы превратитесь в цветы. (Пчелка дотрагивается до детей, и им одевают шапочки-маски цветов.)

Все становятся в круг, ведут хоровод и поют.

Я иду, иду, ох гуляю!

Все цветы к себе приглашаю.

Громче, дудочка, дуди,

К нам, ландыш, выходи (выходит ребенок в шапочке-маске ландыша).

Ребенок.

Цвету я майскою порой,

Меня найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы, в ряд

Цветы душистые висят.

(По очереди выходят в круг: одуванчик, тюльпан, нарцисс, перелеска, ветреница.)

Желтым цветиком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек…

На проталинке лесной

Огонек горит весной,

Огонек несмелый,

Как снежинка, белый.

Я — цветочек ароматный,

Я — веселый и нарядный.

Желтый или белый,

Как подснежник, смелый.

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь.

Будет вам весною

Веселей со мною.

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Желтый или красный — я любой красивый,

На маленький овал похож мой бутон.

В луковке зимою сохранился он.

Я — цветочек-перелеска.

Из-под снега расцветаю,

Это я весну встречаю…

В. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вы, цветочки, покружитесь,

В деток снова превратитесь (снимают шапочки-маски…).

Релаксация «Волшебный сон».

В. Вы много путешествовали, дети, очень устали. Лягте на одеяла, закройте глазки, послушайте прекрасную музыку. Пускай вам приснится волшебный сон… (звучит спокойная музыка).

Подведение итогов занятия.

В. Сегодня вы очень старались, дети. Спасибо. Пчелка останется у нас в гостях. Вы ей понравились. Занятие закончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

"Подарки Осени" интегрированная непосредственная образовательная деятельность с элементами логоритмики для детей логопедической группы 5-6 лет

Цели:·        закреплять знания об осени;·        развивать связную речь, мелкую моторику пальцев и кистей рук;·...

"Зимняя сказка" интегрированная непосредственно образовательная деятельность с элементами логоритмики для детей логопедической группы 5-6 лет

Цели:закрепить знания о зиме;развивать пластичность, чувство ритма;развивать мышцы глаз, мелкую моторику пальцев и кистей рук;совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения;воспитывать в...

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики для детей старшей группы ОНР.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсив­ней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компо­н...

"ЕДУ К БАБЕ, ЕДУ К ДЕДУ" Музыкально-игровое занятие с элементами логоритмики для детей среднего возраста

Дети в игровой форме закрепляют знания о членах семьи. В содержание включены динамические, вокальные, пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры и упражнения....

Конспект музыкального развлечения с элементами логоритмики для детей средней группы "Во саду ли, в огороде" (овощи, фрукты)

Музыкальное развлечение на тему овощи и фрукты "Во саду ли, в огороде" включает в себя: логоритмические упражнения на координацию речи с движением, пальчиковые игры и чистоговорки, игры на в...