Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."
статья по развитию речи (старшая группа)

Кацер Светлана Геннадьевна
Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя статья знакомит педагогов с логоритмическими упражнениями, направленными на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, и мотивирует их в использовании этих упражнений в своей работе с детьми на занятиях по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика, изучая закономерности развития, воспитания, а также нарушения неречевых психических функций в синдроме той или иной речевой патологии, обобщая экспериментальные данные и практический опыт, определяет задачи логоритмического воспитания, раскрывает их сущность, выдвигает целесообразные средства, методы и формы организации логоритмических занятий.

Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.

Развитие координации движений предполагает овладение ребенком или взрослым двигательными умениями и двигательными навыками.

Что же такое двигательные умения и навыки?
Двигательное умение - это владение, в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык - это высокая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизировано и отличается высокой надежностью.

 Движения совершаются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения — улучшаются выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия человеком музыки, придает движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, свободу и непринужденность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

Для того чтобы усовершенствовать оральный праксис,  добиваются за счет подражания и упражнений динамичности, плавности, четкости, экономичности, выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы; развивают моторные и сенсомоторные координации, доводя выполнение движения до автоматизма. На этой основе совершенствуются движения и артикуляторных органов.

Кроме указанного косвенного развития артикуляторной моторики, используются и специальные движения для мимических мышц и линии губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например, предлагается мимикой показать веселого или грустного человека; человека, пробующего кислый лимон и сладкое яблоко. С развитием мимических мышц задания усложняются: предлагается показать боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, презрение, брезгливость и т.п. под соответствующую настроению музыку. По мере усвоения в упражнения вводятся восклицания, выражающие радость (О! Ах! О!), сожаление, огорчение (Ай-ай! Ох!), удивление(О!У!Ах!),боль(Аи!) а также артикуляторные упражнения, выполняемые под счет и ритмичную музыку. Например, на счет «раз» — губы в улыбке, на счет «два» — вытянуть вперед (музыка начинается за тактом, на «раз» — акцент); «раз» — поднять верхнюю губу вверх, «два» — опустить; «раз» — опустить вниз нижнюю губу, «два» — покой и т.д. (Отдельные упражнения и их серии с целью воспитания плавности, переключаемости для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба описаны в логопедической литературе.)

На логоритмических занятиях артикуляторные упражнения полезно сочетать с движениями рук: например, руки развести в стороны и пропеть звук [«ы»,], соединить их перед собой в форме обруча — звук [«о»]; из положения руки в стороны медленно сблизить их перед собой — звук [«(/»]; из положения руки вверху медленно опустить руки вниз по обеим сторонам туловища — звук [«а»]; руки поднять до уровня плеч и согнуть в локтях, кисти рук должны быть направлены навстречу друг другу, но не соприкасаться — звук[«э»].

Подобные упражнения вначале сопровождаются музыкой, затем выполняются только подсчет и, наконец, самостоятельно в усвоенном темпе без музыки и счета.

Упражнения для развития координации движений.
Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Это могут быть упражнения с предметом, а также пляски и импровизации. При невротическом заикании предлагаются сложные комбинации движений. Обращается внимание на эмоциональность и четкость выполнения уже разученного упражнения. При неврозоподобном заикании ведется углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используются наглядный показ или словесное пояснение.
Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение. При невротическом заикании необходимо требовать выразительного, громкого проговаривания слов. При неврозоподобном заикании речевой текст может упрощаться, тщательно прорабатываться в ритмическом плане, затем по частям соединяться с отработанным движением.

Упражнения для развития речевых и мимических движений На занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемое™ речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артакуляции дефектных звуков, автоматизации их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни. Детям с невротическим заиканием работа над речевой моторикой проводится по показаниям, при этом даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляционного уклада конкретного звука. Детям с неврозоподобным заиканием необходимо тренировать мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Добиваются развития кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения. Например: улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза "светит солнце", надуть щеки и др. Этот вид упражнений больше показан детям с неврозоподобным заиканием.

 Примеры упражнений на развитие координации.

 Дети маршируют под музыку с мешочками на головах. Один ребенок марширует без предмета. На сигнал «хоп» дети снимают мешочки и кладут их. Смена музыки: дети бегут или подпрыгивают между мешочками. Смена музыки (вновь звучит марш). Это сигнал: поднять ближайший мешочек и положить его на голову. Тот, кто останется без него, садится в стороне.

Дети стоят парами и под музыку делают 8 прыжков вперед. Пары меняются и делают 8 прыжков на месте вокруг себя. Музыка звучит в высоком регистре, и дети от прыжков переходят к маршу и хлопают в ладоши перед собой. Снова смена музыки (низкий регистр): дети идут на пятках и хлопают в ладоши за спиной.

Упражнения на развитие координации движений и речи.
Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).

Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся.

Не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому лучше разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.

Речевые упражнения с одновременным выполнением действия.

 Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Снежинки». (И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,       (Наклон головы вправо и влево.)
Покружиться мы не прочь.          (Поворот на 360°.)
Мы снежинки-балеринки.            (Наклоны туловища вправо и влево.)
Мы танцуем день и ночь.             (Приставной шаг вправо и влево.)
Мы деревья побелили.                 (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли.             (Приседание с разведением рук.)
И от стужи сберегли.                    (Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.)

Упражнение 2. «Метели». (И. п. - основная стойка, руки опу-щены.)

Метели, метели летели, летели,
(Покачивание над головой прямыми руками.)
Стелили в долинах из снега постели,
(Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.)
Кружились метели, звенели метели,
(Наклоны вправо и влево.)
Над лесом, над полем гудели и пели.
(Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.)

Упражнение 3.
Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Переходят на нормальный шаг:
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.

Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята — красные лапки,
Озером, озером — все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.

Ходьба по кругу на носках:

Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. - стоя в кругу, руки опущены. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о.

Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и.

Упражнение 3. «Пловцы». И. п. - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э.

Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы.

Упражнение 5. «Бокс». И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну.


Все упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия для развития координации движений

План-конспект физкультурного занятия. Цель занятия - способствовать развитию координации движений. Возраст детей 4-5 лет....

Доклад на тему "Использование элементов фитбол-гимнастики, направленных на координацию движений и речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

В настоящее время тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронических патологий, увеличением врожденной заболеваемости. Как прави...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОТОГРАФИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Правильный выбор наглядности при обучении связной речи в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения, помогает активизировать речь ребенка, Делает ее более эмоциональной и вырази...

Выступление на педагогическом совете «Эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов у детей 6-7 лет»

Материал расскрывает эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов....

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...