Доклад на тему "Использование элементов фитбол-гимнастики, направленных на координацию движений и речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Щеглова Елена Владимировна

В настоящее время тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронических патологий, увеличением врожденной заболеваемости. Как правило, у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата имеются еще и сопутствующие нарушения, в том числе и речевые. Поэтому данный материал был разработан совместно инструктором по физической культуре и учетелем-логопедом образовательного учреждения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование элементов фитбол – гимнастики,

направленных на координацию движений и речи

у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Авторы: Инструктор по физической культуре Щеглова Е.В.

                 учитель - логопед Романова Н.Н.

                 

         В настоящее время тенденция ухудшения здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронических патологий, увеличением врожденной заболеваемости.

         Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста поталогий множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

         Наше Учреждение посещают воспитанники с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и с сопутствующими речевыми нарушениями.

         Специфика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата заключается в том, что они отличаются от здоровых детей:

  • отставанием в физическом развитии,
  • низким уровнем ловкости и быстроты,
  • низкой степенью сформированности двигательных умений и навыков,
  • низкой моторной обучаемостью.

Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. У таких воспитанников:

  • недостаточно развиты основные моторные навыки,
  • имеются нарушения координации движений и повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата,
  • нарушение тонких, дифференцированных движений, связанных как с общей, так и с речевой моторикой,
  •  происходит искажение мыслительной деятельности,
  • снижена умственная работоспособность,
  • повышена утомляемость,
  • они медленнее усваивают учебную программу.

         Исходя из выше сказанного, возникла необходимость искать эффективные современные интегративные технологии, способствующие профилактике и коррекции физического и психоречевого развития воспитанников с ОВЗ. Одной из таких технологий является использование элементов фитбол – гимнастики.

Мяч по своим свойствам многофункционален. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и  выбора средств могут иметь различную направленность:

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса; брюшного пресса, спины и таза; ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности суставов;
  • для формирования и коррекции осанки;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; ловкости и координации движения; пластики и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации;
  • для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов);
  • для активизации занятий физическими упражнениями;
  • для коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития;
  • на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляционному укладу.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс за счет широких возможностей его свойств и механизмов физиологического воздействия на организм детей. Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических  упражнений на мячах – фитболах, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствие.

         Вся работа инструктора по физической культуре и учителя  - логопеда строится на основе интеграции физкультурно - речевых задач. В процессе освоения фитбол – гимнастики ведется работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения) и просодики (мелодико-интонационная сторона речи). Приемы кинезиологии: пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и  стоп помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребенка. Приемы просодики: художественное слово, речевки, ритмо-декламация, музыкальное сопровождение помогают координировать движения, дыхание и речь, так как внутренний ритм таких детей часто либо замедлен, либо ускорен.            

         Инструктор по физической культуре в своей работе использует следующие элементы фитбол – гимнастики:

  • комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений;
  • звучащие стихи в коррекции общей моторики;
  • подвижные игры и упражнения с использованием мячей - фитболов;

         Учитель – логопед применяет в работе со старшими дошкольниками следующие элементы фитбол – гимнастики: игровые упражнения на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

         Таким образом, комплексы фитбол-гимнастики используются как на физкультурных, так на коррекционно-логопедических занятиях с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Данная работа строится поэтапно на основе игровых заданий и упражнений, которые используются как составная часть занятия.

  • 1 этап – подготовительный.

Цель этапа: Освоение воспитанниками фитбол – мяча как оборудования.

Содержание направлено на  формирование:

- представления о форме и физических свойствах мяча – фитбола;

- правильной посадки на мяче;

- овладение основными движениями с мячом;

- умения принимать основные и. п.  фитбол-гимнастики;

- обогащение словарного запаса воспитанников;

         Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:

«Мы в лес пойдем» - основная задача развития речи – дифференциация гласных звуков  А, У; физкультуры – удержание правильной посадки на мяче при выполнении движений руками.

«Угадай с закрытыми глазами»  (развитие речи - словесное описание  предмета, обогащение словаря прилагательными; физкультура – тактильные ощущения, развитие моторики рук).

«Что я вижу» - прокатывание мяча в парах сидя, стоя на коленях, лежа, ногами (развитие речи_ расширение словарного запаса воспитанников зрительными образами; физкультура – точность выполнения движений, развитие глазомера).

«Мой веселый звонкий мяч» - отбивание мяча об пол одной и двумя руками  на месте (направлена: развитие речи – развитие просодики; физкультура – ловкость выполнения движения).

«Собери урожай» - перебрасывание мяча стоя в кругу (направлена: развитие речи – закреплять название овощей и фруктов, ягод, грибов и т.д.; физкультура – развитие внимания, координации движений, быстроты и точности реакции).

и др.

  • 2 этап – основной.

Цель этапа: развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности соответствующей работе логопеда по постановке звуков.

Содержание направлено:

- на формирование координации речи ребенка, простейших элементов движений  в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп речи задает педагог;

- на тренировку основных мышечных групп, в том числе и дыхательных;

- на повышение физической работоспособности;

- на улучшение координации движений;

- на поддержание хорошего функционального состояния костно-мышечного аппарата.

         Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:

«Качели» - упражнение для нижних конечностей, сидя на мяче (цель развития речи – развитие просодики, чистоговорки; физкультуры – укрепление сводов стопы, развитие координации движений и чувства равновесия).

«Шапокляк» - укрепление крупной и мелкой мускулатуры рук (направлена: развитие речи – укрепление дыхательной мускулатуры, координация речи и дыхания; физкультура: развитие мелкой моторики, укрепление мышечного корсета, развитие внимания).

«Быстрая лягушка» - выполнение упражнения из разных и.п. (направлена: развитие речи - координация речи и дыхания, активизация артикуляционного аппарата; физкультура: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата) и др.

К способам дозировки физической нагрузки на коррекционно-логопедических и физкультурных занятиях относятся:

  • Выбор исходного положения;
  • Учет сложности упражнений на фитбол – мяче;
  • Чередование мышечных нагрузок;
  • Ограничение количества участвующих в работе мышечного и речедвигательного аппарата;
  • Индивидуальная дозировка повторений каждого упражнения;
  • Характер выполнения упражнений (активные, пассивные и др.);
  • Индивидуализация темпа движений и речи;
  • Оптимальная амплитуда движений;
  • Индивидуализация силовой нагрузки;
  • Дыхательные упражнения;
  • Позитивный эмоциональный фактор.

Целенаправленная совместная работа инструктора по физической культуре и учителя – логопеда с использованием элементов фитбол – гимнастики позволила достичь следующих результатов:

  • Систематическое применение элементов фитбол – гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
  • Использование дыхательных упражнений, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, увеличению ЖЕЛ, что особенно важно для воспитанников с нарушениями речи.
  • Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических  упражнений на мячах – фитболах способствует автоматизации, дифференциации нарушенных звуков у воспитанников с ОВЗ.
  • Выполнение упражнений на фитбол – мячах тренируют вестибулярный аппарата, развивают координацию движений, статическое и динамическое равновесие и другие физические  качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.
  • Благодаря фитбол – гимнастике формируется устойчивая мотивация к занятиям, повышается эмоциональный фон, вызывая положительный настрой на здоровый образ жизни.

Вывод: Таким образом, использование элементов фитбол – гимнастики является эффективной современной интегративной технологией для профилактики и коррекции физического и психо – речевого развития воспитанников с ОВЗ.

   Благодаря  совместной деятельности инструктора по физической культуре и учителя – логопеда были созданы:

  • картотека подвижных игр и упражнений на фитбол – мячах;
  • картотека общеразвивающих и дыхательных упражнений;
  • картотека игровых упражнений на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков (свистящих, шипящих, сонорных);
  • картотека звучащих стихов в коррекции общей моторики;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего  дошкольного возраста».   - Уважаемые родители! Мы рады приветс...

«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:•    повышать компетентность и знания родителей ...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.Задачи:•    повышать компетентность и знания родителей ...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста"

Материал будет полезен воспитателям для совместной работы с родителями по формированию мелкой моторики детей. Может использоваться для проведения родительских собраний, родительских часов....

План "Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

Повышение  профессиональных компетенций по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

фитбол гимнастика-это интересно, полезно не только для взрослых но и для детей, это современное направление вызывает интерес у всех кто этим занимается, желаю вам творческих побед и здоровья вашим воспитанникам от занятий.