«Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память, воображение. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Требования к выбору произведений для пересказа:

1. Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

2. Быть доступными по содержанию;

3. Быть доступными по объёму;

4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;

5. Иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Не рекомендуется пересказывать стихотворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память, воображение. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Требования к выбору произведений для пересказа:

1. Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

2. Быть доступными по содержанию;

3. Быть доступными по объёму;

4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;

5. Иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Не рекомендуется пересказывать стихотворение.

Требования к пересказу литературных произведений:

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определённые требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

• Полноценное и доступное содержание;

• Разнообразие жанров;

• Чёткая композиция;

• Простой, но богатый язык;

• Небольшой размер.

Требования к пересказам детей:

1. Осмысленность (полное понимание текста);

2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения);

3. Последовательность и связность пересказа;

4. Использование словаря и оборотов авторского текста;

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;

6. Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Общие методические приемы к пересказу:

1. Совместный пересказ педагога с ребенком.

2. Подсказка слова или фразы.

3. Вопросы к детям.

4. Упражнения-указания.

5. Поощрение.

6. Пересказ по частям.

7. По ролям.

8. Как игра драматизация – игровой прием.

Виды пересказа:

• Подробный пересказ (близкий к тексту);

• Краткий (сжатый);

• Выборочный;

• С перестройкой текста;

• С творческими дополнениями.

Виды занятий по пересказу:

• Пересказ по готовому плану;

• Пересказ по выбору детей;

• Пересказ по ролям.

Структура пересказа:

1. Вводная часть.

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста.

Приёмы:

• Краткая вступительная беседа;

• Показ картинки;

• Напоминание о наблюдениях;

• Загадка.

2. Первичное чтение произведения.

• Сообщение названия, автора, жанра;

• Чтение без установки на запоминание.

3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия.

Приёмы:

• Драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.

Подготовительная работа:

1. Подготовка воспитателя:

• Выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени произведения;

• Анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;

• Отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения.

2. Подготовка детей:

• Обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

• Объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

• Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

Младший дошкольный возраст.

Цель: выработка умений слушать; отвечать на вопросы; включать в рассказ слова и отдельные предложения.

Задачи: научить воспринимать текст; подвести к воспроизведению текста.

Методы и приёмы обучения пересказу.

Средняя группа.

Задачи: рассказывать хорошо известные сказки и рассказы; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Главное в обучении пересказу – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл.

Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» и др.).

Приёмы:

• Вопросы;

• Пояснения;

• Показ иллюстраций;

• Упражнения на развитие выразительности речи;

• Приём «отраженной речи»;

• Подсказ;

• Поощрение;

• Совет.

Старшая группа.

Задачи: учить пересказывать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно; передавать содержание без помощи вопросов воспитателя; использовать авторские слова и выражения.

Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц».

Приёмы:

• Беседа;

• Вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений);

• План рассказа (составленный воспитателем или совместно с детьми);

• Пространственная модель;

• Указания;

• Оценка рассказа детьми;

• Пересказ по ролям;

• Инсценировка.

Подготовительная группа.

Задачи: Продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.). Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Русские народные сказки «Заяц – хваста», «Лиса и козёл»; рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи»; Л. Н. Толстого «Косточка»; В. Бианки «Купание медвежат». В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо»; Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода».

Приёмы:

• Выборочный пересказ;

• Пересказ от лица героев;

• Придумывание продолжения; • Сочинение рассказов и сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опорных картинок для пересказа русских народных сказок.

laquo;Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом  находится в непосредственной зависимости  от речи.» Л.С.Выготский. Русск...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...

Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...

Методическая разработка "Схемы для пересказа русских народных сказок" в младшей группе

Методическая разработка "Схемы для пересказа русских народных сказок"  в младшей группе...

Занятие "Пересказ русских народных сказок"

Занятие для детей 4-5 лет по речевому развитию. Перессказ русских народных сказок с опорой на иллюстрации....