Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Щеголькова Зоя Алексеевна

 Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки.

 Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 Тема: «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»  «Заюшкина избушка»

МБДОУ «Детский сад№16» воспитатель : Щеголькова З.А

1. ЦельРазвивать способность целостного восприятия русской народной сказки; закреплять умение составлять рассказ по картинкам.

2. Задачи:

1) Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки.

2) Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний.

3) Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопереживание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству; воспитывать интерес к занятиям и красивой правильно речи.

3. Тип занятия : комбинированное

4. Форма занятия : речевое развитие

5. Продолжительность: 20 минут

6. Оборудование и материалы: серия иллюстраций по сказке «Заюшкина избушка», магнитная доска, атрибуты для персонажа сказочницы (для воспитателя, картинки петуха, зайца,  лисы, медведя, музыкальное сопровождение, сюрприз для детей.

7. Предварительная подготовка: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Словарная работа«ледяная»«лубяная»«не тужил»«коса»«на пятах»«клочки по закоулочкам»«посечи».

8. Методы и приемырассматривание иллюстративно-наглядного материала, использование моделей, беседа, вопросы, художественное слово, загадывание загадок, грамматические упражнения, моделирование.

9. Структура занятия :

Этап занятия Содержание Время

Организационный момент -художественное слово;

-сюрпризный момент. 2-3 минуты

Основная часть -рассматривание иллюстраци-онно-наглядного материала;

-физкультминутка;

-использование моделей;

-вопросы;

-художественное слово;

-пересказ;

-моделирование;

-создание игровой ситуации. 14 минут

Заключительная часть -подведение итогов;

-рефлексия. 3 минуты

12. Ход занятия :

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой. Но сначала вам надо отгадать мою загадку.

Загадка:

В любое место он вас донесёт,

Куда пожелаете сами.

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами.

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).

Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.

Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.

Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу : надевает кокошник и сказочный сарафан-фартук).

Встречает сказочница : Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей).

Сказочница : Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал мою сказку, может быть, вы поможете мне её расколдо-вать?

Дети: Да, поможем.

4. Игра с загадками.

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Эту хитрую плутовку

Знают здешние леса.

Кто наводит страх на зайцев? Это рыжая… (Лиса)

Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)

Назовите петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

Работа с карточками (словообразование) :

Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.

Сказочница : как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, мед-ведь, петух. Какая же сказка заколдована?

Дети«Заюшкина избушка».

А теперь давайте с вами поиграем.

Физкультминутка 

- Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

- Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.

- Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки.

-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для…(лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (чёрный). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку

(Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. …..(дети ставят модели избушек)

Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка) - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик

Второе задание: А, теперь попробуйте собрать сказку «Заюшкина избушка». Есть у меня картинки из сказки, давайте мы соберем её все вместе.

Сказочница : Какая лиса была в этой сказке(злая, хитрая, ловкая).

Сказочница : Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?

Дети: У зайчика была лубяная избушка.

Сказочница : Что значит лубяная? (деревянная)

Сказочница : А, у лисы какая избушка?

Дети: Ледяная.

Сказочница : Что же случилось с зайчиком в этой сказке?

Дети: Лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.

Сказочница : Кто помог зайке в его беде?

Дети: Собака, медведь и петушок.

Сказочница : Как лиса зверей пугала?

Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

Сказочница : Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?

Дети: Петушок.

Сказочница : А, какие слова он говорил?

Дети: Несу косу на плечи, хочу лису посечи.

А теперь расскажите сказку сами (по желанию детей).

Сказочница :

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, рассказали,

А зрители-все были хороши,

Похлопаем друг другу от души!

Сказочница : Спасибо вам ребята, у вас очень было интересно.

Сказочница : Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли снять злые чары колдуна .  Большое вам спасибо за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать мою сказку!

Сказочница : Ну, а теперь вам пора улетать, вставайте все на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад, к себе в группу.

Сказочница : Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять! Вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы).

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами снова оказались в нашей группе.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в гостях у какой сказки мы сегодня побывали?

Ответы детей.

Воспитатель: А, чему нас научили герои этой сказки?

Ответы детей.Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась эта сказка. Но нас с вами ждут другие интересные сказки и приключения. До новых встреч!13.

 Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа, изд-во Учитель, 2015г.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. (Для занятий с детьми 4-5 лет, изд-во М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная д...

План-конспект занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Цель: Познакомить детей с содержанием  русской народной сказки «Теремок»....

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Обучение рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования

Обучение рассказыванию русской народной сказки с помощью наглядного моделирования.Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.Развитие внимания, памяти, логического мышления....

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» в иллюстрациях. Ранний возраст

Развитие речи в раннем возрасте играет ключевую роль в когнитивном развитии ребенка. Оно помогает формировать способностнь к анализу и абстрактному мышлению....