Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки.
Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» «Заюшкина избушка»
МБДОУ «Детский сад№16» воспитатель : Щеголькова З.А
1. Цель: Развивать способность целостного восприятия русской народной сказки; закреплять умение составлять рассказ по картинкам.
2. Задачи:
1) Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки.
2) Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; совершенствовать правильное употребление слов и падежных окончаний.
3) Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопереживание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству; воспитывать интерес к занятиям и красивой правильно речи.
3. Тип занятия : комбинированное
4. Форма занятия : речевое развитие
5. Продолжительность: 20 минут
6. Оборудование и материалы: серия иллюстраций по сказке «Заюшкина избушка», магнитная доска, атрибуты для персонажа сказочницы (для воспитателя, картинки петуха, зайца, лисы, медведя, музыкальное сопровождение, сюрприз для детей.
7. Предварительная подготовка: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Словарная работа: «ледяная», «лубяная», «не тужил», «коса», «на пятах», «клочки по закоулочкам», «посечи».
8. Методы и приемы: рассматривание иллюстративно-наглядного материала, использование моделей, беседа, вопросы, художественное слово, загадывание загадок, грамматические упражнения, моделирование.
9. Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент -художественное слово;
-сюрпризный момент. 2-3 минуты
Основная часть -рассматривание иллюстраци-онно-наглядного материала;
-физкультминутка;
-использование моделей;
-вопросы;
-художественное слово;
-пересказ;
-моделирование;
-создание игровой ситуации. 14 минут
Заключительная часть -подведение итогов;
-рефлексия. 3 минуты
12. Ход занятия :
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой. Но сначала вам надо отгадать мою загадку.
Загадка:
В любое место он вас донесёт,
Куда пожелаете сами.
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу : надевает кокошник и сказочный сарафан-фартук).
Встречает сказочница : Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей).
Сказочница : Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал мою сказку, может быть, вы поможете мне её расколдо-вать?
Дети: Да, поможем.
4. Игра с загадками.
- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.
Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев? Это рыжая… (Лиса)
Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)
Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
Назовите петуха ласково (петушок, петенька)
У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)
-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)
Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)
Работа с карточками (словообразование) :
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Сказочница : как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, мед-ведь, петух. Какая же сказка заколдована?
Дети: «Заюшкина избушка».
А теперь давайте с вами поиграем.
Физкультминутка
- Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.
- Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
- Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
6. Моделирование сказки.
-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.
Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для…(лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»- собаке? (чёрный). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)
Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку
(Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. …..(дети ставят модели избушек)
Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка) - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
Дети выходят из-за столов и встают на коврик
Второе задание: А, теперь попробуйте собрать сказку «Заюшкина избушка». Есть у меня картинки из сказки, давайте мы соберем её все вместе.
Сказочница : Какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая).
Сказочница : Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница : Что значит лубяная? (деревянная)
Сказочница : А, у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница : Что же случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: Лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.
Сказочница : Кто помог зайке в его беде?
Дети: Собака, медведь и петушок.
Сказочница : Как лиса зверей пугала?
Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница : Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Дети: Петушок.
Сказочница : А, какие слова он говорил?
Дети: Несу косу на плечи, хочу лису посечи.
А теперь расскажите сказку сами (по желанию детей).
Сказочница :
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, рассказали,
А зрители-все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Сказочница : Спасибо вам ребята, у вас очень было интересно.
Сказочница : Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли снять злые чары колдуна . Большое вам спасибо за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать мою сказку!
Сказочница : Ну, а теперь вам пора улетать, вставайте все на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад, к себе в группу.
Сказочница : Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять! Вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы).
Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами снова оказались в нашей группе.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в гостях у какой сказки мы сегодня побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: А, чему нас научили герои этой сказки?
Ответы детей.Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась эта сказка. Но нас с вами ждут другие интересные сказки и приключения. До новых встреч!13.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа, изд-во Учитель, 2015г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. (Для занятий с детьми 4-5 лет, изд-во М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная д...
Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Открытое занятие можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/bbspjxz7f7k...
План-конспект занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки «Теремок»
Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Теремок»....
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе.
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Обучение рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования
Обучение рассказыванию русской народной сказки с помощью наглядного моделирования.Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.Развитие внимания, памяти, логического мышления....
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» в иллюстрациях. Ранний возраст
Развитие речи в раннем возрасте играет ключевую роль в когнитивном развитии ребенка. Оно помогает формировать способностнь к анализу и абстрактному мышлению....