Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в страну звуков. Звук -Ц-»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
на тему «Путешествие в страну звуков. Звук -Ц-»
Подготовила Козак Ольга Анатольевна
Задачи:
- Познакомить со звуком -Ц-.
- Формировать умение произносить звук чётко с различной силой голоса (изолированно, в чистоговорках, словах, фразовой речи).
- Совершенствовать умение определять первый звук в слове; сравнивать слова по протяжённости.
- Закрепить правильное произношение звуков -в -, -д- –з-, -с-.
- Формировать предпосылки УУД у детей.
Материал: игрушка белочка, предметные картинки - цыплёнок, очки, кастрюля, яйцо, кот, колодец, сюжетная картинка «Курица с цыплятами».
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Ребята, вы хотите вырасти здоровыми, крепкими, сильными? Чтобы стать здоровым и бодрым, что надо делать каждый день? (чистить зубы, делать зарядку…) Совершенно верно.
Для здоровья нашего тела необходим спорт, утренняя гимнастика. А язычку стать гибким, послушным поможет, что как вы думаете?- специальная гимнастика…(артикуляционная). Мы с вами делаем гимнастику для язычка?
2. Актуализация знаний.
Сказка о весёлом язычке.
Жил-был весёлый язычок, а домик у него был…рот. Двери домика открывались и закрывались (широко открыть и закрыть рот). Непоседливый язычок часто выбегал на улицу, грелся на солнышке (широкий язык). Ветерок подул «в-в-в-в-в», язычок замёрз, стал узкий и тонкий, спрятался в домик и закрыл плотно двери (убрать в рот, крепко сжать губы) На дворе забарабанил дождь «д-д-д-д». Но язычок не скучал: он напоил котёнка молоком (язык чашечкой), котёнок лакал тёплое, сладкое молочко (движения языка снизу вверх), котёнок облизал губы (движения языком). А язычок стал мыть его миску: «с-с-с» запела в кране вода (хоровое, индивидуальное произнесение звука).
Влетел в комнату комар и запел свою песенку; «з-з-з» звонкая получилась песенка. Пел язычок, пел и не заметил, как кто-то за ним наблюдает. Хотите узнать кто?
3. Затруднение ситуации.
Чтобы это узнать нужно, назвать первый звук в словах - поочерёдно выставить картинки на мольберт): цыплёнок, очки, кастрюля. Какое слово спряталось?- ЦОК! Кто так может говорить? (догадки детей). Пушистый, маленький зверёк с ветки на ветку скок - поскок. Да ведь это же…белка! (игрушка белка).
4. Открытие нового знания.
Обрадовался язычок и запел новую песенку: «Ц-Ц-Ц». Сначала он пел медленно, тихо, робко, потом всё смелее, быстрее звонче (произнесение звука детьми в разном темпе, с разной силой голоса хоровое, индивидуальное).
5. Введение нового знания в систему знаний.
Молодцы! Белочке очень понравилось ваше произношение звука –Ц-. А сейчас новое задание: «Найди лишнее слово».
Слушайте внимательно: цыплёнок, курица, котёнок, яйцо. Какое слово лишнее? (доказательная речь детей - в слове котёнок нет звука -Ц-). Правильно! (выставить предметные картинки - яйцо, курица, котёнок). С ними случилась вот какая история, поможете мне рассказать?
Чистоговорки со звуком Ц.
Установка - чётко произносить новый звук:
Це-це-це-це, це-це-це-вот вам сказка о яйце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо - снесла курица яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу- котик тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца - прочь, котёнок, от яйца!
Цы-цы-цы, цы-цы-цы - мы прогнали, молодцы!
Це-це-це - вот вся сказка о яйце!
Физминутка. «Игра с белочкой» (имитационные движения по показу, чёткое произношение звука -Ц-):
Я весёлый зверёк
Цок! Цок! Цок!- прыжки на двух ногах.
Я пушистый зверёк.
Цок! Цок! Цок!- показать ушки.
Я красивый зверёк!
Цок! Цок! Цок!- показать хвостик.
Очень ловкий зверёк!
Цок! Цок! Цок!- повороты в стороны.
Хочешь, белочка орешки?
Цок! Цок! Цок! - хлопки в ладоши.
Хочешь беленький грибок?
Цок! Цок! Цок!- хлопки с прыжками.
По деревьям любишь прыгать?
Цок! Цок! Цок!- наклоны в стороны.
А охотников боишься?
Цок! Цок! Цок!- шёпотом, присесть.
Как вы думаете, слово « Цок» длинное или короткое? Как узнать?
Игра «Слова».
Задание: если слово короткое - дети хлопают в ладоши, если длинное - тишина. Слова: кот, велосипед, сахарница, дом, водица дым, электричество, ёж, сом, цыплёнок. (если затрудняются - прохлопать )
Белочка принесла вам картинку (выставить сюжетную картинку «Курица с цыплятами»)
Установка - отвечать на вопрос полным предложением:
-Кто нарисован на картинке?
-Какая курица? (Курица большая пёстрая.)
-Какие цыплята? (Цыплята маленькие, пушистые, жёлтые.)
-Что делает курица?
-Что делают цыплята?
- Как хозяюшка зовёт цыплят?- Цып-цып- цып! (повторение детьми).
Цыплята наелись и захотели пить: «Пить! Пить! Пить!» - громко пищат цыплята! (пальчиковая гимнастика).
А вот и колодец, в нём прохладная водица! (выставить картинку колодца)
Из колодца принесла курица водицы
И цыплята всей семьёй поспешили мыться!
Давайте расскажем эту историю тихо, чтоб не услышал кот; громко, чтоб он испугался и убежал, звонко и быстро, как белочка.
«Цок! Цок! Цок!» Прощается белочка с вами, ей пора домой, в дупло (убрать игрушку белочку).
6. Итог занятия. С каким новым звуком сегодня познакомились? Чья это песенка? Что больше всего понравилось? Молодцы, все старались!
Список использованной литературы:
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить часть 1 – Смоленск: Просвещение, 1991.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Учебное пособие для педагогических училищ – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Путешествие по сказкам"
Предлжен конспект занятия по развитию речи в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1059665-1539066369.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Путешествие в страну сказок
Путешествие в страну сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578765-1422874314.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну умных игр"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну умных игр"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1177653-1638199123.jpg)
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Возрастная группа: средняяТема НОД: «Путешествие в страну сказок» Цель: создание условий для развития речи детей на материале русских народных сказокЗадачи:Образовательные задачи:- фо...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...