статья для журнала "Лего конструирование, как средство речевого развития дошкольников"
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Чукманцева Ю.М
воспитатель МАДОУ № 35 (г. Нижнекамск)
ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы речевого развития дошкольников в современном мире, а так же их решение посредством Лего конструирования.
Ключевые слова: Лего конструирование, речевое развитие, дошкольник.
Keywords: Lego designing, speech development, preschooler.
Речь - одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное средство общения между людьми. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того, чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть.
Конструктор Лего на сегодняшний день незаменимый материал для игр занятий с детьми, как дома с родителями, так и в дошкольном учреждении. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста, способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д). Так же она способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Во время игры с конструктором Лего включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук.
Применение Лего конструирования в работе с детьми позволяет решать следующие задачи речевого развития:
- Развитие словаря и его обогащение,
- Закрепление (автоматизации) звуков в ходе игры,
- Формирование и развитие грамматической составляющей речи,
- Развитие связной речи,
- Развитие коммуникативных навыков,
Обогащение и активизация словаря:
В процессе работы дети используют разные детали Лего конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС, «Скорой помощи» и других машин специального назначения.
В процессе работы с детьми по теме «Мебель» можно обыграть ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой дети учатся называть новые предметы мебели, повторяют те, которые уже знают.
Связная речь:
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ, более развёрнутым и логичным. В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Воспитатель придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.
Звуковая культура речи:
При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.
Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.
Развитие коммуникативных навыков:
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагога, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Список литературы:
1. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu
2. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu
3. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование как средство интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время особое внимание уделяют детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Детское конструирование, как средство интеллектуального развития дошкольников
Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование – это один из в...
LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрены основные преимущества LEGO в отличие от других конструкторов и игр, возможности, которые дает LEGO-конструирование в решении множества образовательных задач в соответствии с требо...
Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников
С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении стихотворени...
Проект в средней группе "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников"
Проект "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников" ...