Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию образной речи в старшем дошкольном возрасте | 458.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Приложение 10
Конспект образовательной ситуации
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: создание условий для развития образной речи детей
Возрастная группа: старшая группа
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; беседы по сказке с рассматриванием иллюстраций и составлением небольшого рассказа; работа с пословицами и поговорками о добре и жадности.
Материалы: Книга – сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями художника; картинки с изображением мор; иллюстрации к сказке художника Дехтерева Бориса Александровича; мяч; золотая рыбка из бумаги; мультимедиа.
Задачи программного содержания:
- Вызывать интерес к авторской сказке.
- Учить детей воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
- Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: невод, сварливая, алчная, старче, заругала, бурлящее море, грозная царица и т.д.
- Развивать умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, с опорой на иллюстрацию.
- Способствовать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание сказки.
- Упражнять в подборе слов-определений, синонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме, глагольных форм.
- Упражнять в определении смысла пословиц и поговорок.
-Активизировать использование в речи детей эмоционально - оценочной лексики.
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Ход:
1.Организационно-мотивационная часть.
- Ребята, я хочу загадать вам загадки:
Стало мало ей корыта.
И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите,
Кем затем старуха стала?
(дворянка)
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(землянка)
Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
Много лет старик рыбачил.
Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу?
(невод)
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(рыбка)
- Как вы думаете, о какой сказке эти загадки?
- Вы верно угадали – это сказка о рыбаке и рыбке. А кто же написал эту сказку? (дети отвечают).
- Верно, это Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт. Он известен всему миру. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и часто их рассказывала. Она брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша слушать мог подолгу.
- Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений? (Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили – были и концовка – и стали они жить – поживать, да добра наживать.
- А во всех ли сказках добро побеждает зло? (Добро побеждает во всех сказках).
- Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах? (Сказки А. С. Пушкин написал в стихах).
- Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.
Чтение сказки.
2.Основная часть.
Приложение 10
Педагог выставляет на экран иллюстрацию художника Дехтерева Б.А.(старик и старуха у своей землянки).
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной».
Упражнение 1. «Забрасывание невода».
- Давайте забрасывать невод. Вы знаете, что такое невод? (это рыболовная сеть). Закинуть надо далеко, а невод тяжелый. Ноги слегка согнуты в коленях, одну поставьте чуть впереди. Поднимаем тяжелый невод, напрягая руки. А теперь бросаем его и сразу расслабляемся, опустив плечи и руки. Отдыхаем. Чувствуете, насколько легче стало рукам, ногам, телу?
«Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою».
(Дети «забрасывают невод» во второй раз).
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
(Дети «забрасывают невод» в третий раз. Педагог показывает им «золотую рыбку» из бумаги.)
«Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
- Кто главные герои в сказке? (Старик, старуха и золотая рыбка).
- Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А. С. Пушкин? (А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке).
Приложение 10
- Как он описывает старуху? (Вредная, жадная, злая, грубая, сварливая, алчная).
- Как она обращается с мужем? (Плохо).
- Какими словами описывается старик? (Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный).
- А как его называет рыбка? (Рыбка называет старика ласково» старче»).
- А как так получилось, что рыбка стала служить старику? (Рыбка пожалела старика и обещала выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее).
- Как вы можете описать рыбку? Какая она? (Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная).
- Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся!
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети
Рыбке весело играть.
изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова изображают, как плывет рыбка.)
«Старика старуха забранила:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Педагог. «Старика старуха забранила». Как вы понимаете это? (заругала, накричала).
- Когда человек ругается, какое у него лицо становится? (сердитое, злое, напряженное, твердое).
- А голос какой? (резкий, неприятный, страшный, злой).
Педагог. Сейчас вы все «старухи», а я – «старик». Покажите мне, как выглядит злая старуха… Хорошо. Руки можно упереть в бока. А теперь вы по очереди кричите на «старика»: «Дурачина ты, простофиля!». Можно ногой топнуть.
Хорошо. А теперь расслабились, стали мягкими, добрыми, спокойными.
«Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось».
Приложение 10
- Как вы думаете, почему море в сказке такое разное? посмотрите, у меня две иллюстрации моря. Они разные. Давайте опишем, какое море на первой картине.
Речевое упражнение «Подбери слова» (игра с мячом)
(Море ...спокойное, синее, тихое и т.д.)
- Верно. Как много слов вы подобрали. Вот такое море было в начале этой сказки.
А теперь посмотрим на вторую картину. Здесь море уже неспокойное, а какое?
(Море.. бурное, тёмное, бурлящее и т.д.).
- Правильно. Такое море уже стало в конце сказки.
- Вы все правы. С каждым желанием старухи море становилось всё темнее, мрачнее, волны выше поднимались.
- Какое первое желание исполнила рыбка? (дала старухе корыто).
- Обрадовалась старуха новому корыту? Как вы думаете, почему? Какая была старуха? (злая, жадная, неблагодарная).
- Что она попросила во второй раз? Исполнила рыбка второе желание, но и это не обрадовало старуху. Захотелось ей стать дворянкой. Вы знаете, кто такая дворянка? (Дворяне – люди, которые служат князям и боярам).
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой» .
(И не успела рыбка исполнить это желание, как старуха уже придумала новое.)
«Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей.
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море)».
(Исполнила рыбка следующее желание старухи: сделали ее царицей.)
«Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?"
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела».
Приложение 10
- Старуха была «грозной царицей». Как вы понимаете это выражение
Как по – другому можно сказать грозная? (строгая, страшная, злая, суровая, жуткая, хмурая, гневная, разъяренная, яростная, строжайщая).
Упражнение 2. «Грозная царица».
Дает надевают на голову корону и усаживают на высокий стул. « Царица» с помощью педагога отдает приказания «слугам». «Слуги» послушно выполняют все задания. Приказания могут быть разнообразными, например
«царица» указывает на двоих детей и говорит: «Ты и ты, будете моей стражей, возьмите топорики и встаньте возле меня. Вы (показывает на лругих детей) подайте мне кушанья. «Царица» спрашивает слуг, что это за блюда, пробует, капризничает, ругает блюда, требует принести другое. Следующему ребенку «царица» приказывает быть «стариком» и поклониться в ноги, потом отдает приказ стражникам прогнать «старика». «Царица» может захотеть развлечений (танцев, песен), и «слуги» перед выполнением приказов отвечают «царице» с почтением и поклоном: «Слушаюсь, государыня».
«Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка.
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто»
- А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (варианты детей).
- Да, ребятки, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. И из сказки мы можем взять урок: не будь жадным, радуйся тому, что у тебя есть сейчас.
- Как же заканчивается сказка? (Перед старухой опять оказалось разбитое корыто).
- С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.
- Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным).
- Какие пословицы подходят для нашей сказки?:
- Знай, кому добро делаешь.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
Многого искать станешь, ничего не достанешь.
Погнался за ломтем, да без крохи остался.
Многого желать — добра не видать.
Жадность — всякому горю начало.
Жадность да важность — голове помеха.
3.Рефлексия.
Упражнение 3.
Педагог. Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо. Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой. Кто готов?
Педагог подает ребенку золотую рыбку из бумаги, и тот начинает говорить. Потом рыбка переходит к следующему ребенку и т. д.
Педагог благодарит детей.
Иллюстрации художника Дехтерева Бориса Александровича:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена....
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост, косые глаза"...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»
Конспект образовательной ситуации для создания условий для развития образной речи у детей старшего возраста...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе детского сада. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,физическое развитие, познав...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Владимира Капнинского «Снежинка»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в подготовительной группе по мотивам сказки В.Капнинского "Снежинка"...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака« Двенадцать месяцев»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" в старшей группе...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, короткий хвост, косые глаза»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе...