Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_6_gadkiy_utenok.docx | 322.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»
Приложение 6
Конспект образовательной ситуации
Тема: Г.Х.Андерсен « Гадкий утенок»
Цель: создание условий для развития образной речи детей
Возрастная группа: старшая группа
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
Материалы: Книга – сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Корзиночка со «снежинками». Аудиозапись голоса Снежной королевы, иллюстрации художника Роберта Ингпена к сказке.
Задачи программного содержания:
- Вызывать интерес к авторской сказке.
- Учить детей воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
- Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: усадьба, орава, стога, ликующий крик, чудо, отражение, суровая зима, держи язык на привязи, несуразный и т.д.
- Развивать умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, с опорой на иллюстрацию.
- Способствовать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание сказки.
- Упражнять в подборе слов-определений, синонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме, глагольных форм.
-Активизировать использование в речи детей эмоционально- оценочной лексики, фразеологизмы.
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Ход:
1.Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель приносит в группу корзинку с яйцами.
- Ребята, если отгадаете мою загадку, то узнаете, какие это яйца: куриные или утиные.
Маленький, желтенький,
Пушистый и смешной,
Плавает по речке
День-деньской.
(Это утенок. А яйца утиные).
Воспитатель снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки.
- Кто же это зло так подшутил, яички в снежинки превратил?
Снежная королева (голос). Ха-ха-ха! Это я – Снежная королева. Не люблю все живое, люблю все холодное, ледяное. Это я превратила яйца в снежинки, а одного птенца, который уже успел вылупиться, - в гадкого утенка. Навсегда он таким и останется, ведь ему некому помочь.
Воспитатель. Ребята, мы с вами как раз читали сказку «Гадкий утенок». Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам?( Да, Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель – Г.Х.Андерсен).
Воспитатель. Давайте вспомним сказку «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Хотите ему помочь?( Да).
2.Основная часть.
Воспитатель. Давайте вспомним начало сказки.
- Какой стоял день? (Стоял теплый тихий летний денек).
- Где сидела на яйцах утка? (Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха).
- Какие вылупились у нее утята? (Все утята были маленькие, хорошенькие. Желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый).
- Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку? (Куры, утки, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, плевали и толкали его, не пускали его к еде).
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Художник - иллюстратор Роберт Ингмен изобразил гадкого утенка на птичьем дворе. Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок? ( недоумение, обиду, грусть, печаль, страх , горечь). А как бы вы при помощи «крылатых выражений» описали его чувства?
- Утенок нос повесил.
- Утенок ходил, как в воду опущенный.
- У утенка кошки на душе скребут.
- Утенок упал духом.
- Утенок не находил себе места.
Воспитатель. Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? (Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда).
Воспитатель. Наши умные пальчики покажут, как это было.
• Пальчиковая гимнастика
Много маленьких утят
Поклевать еду хотят.
Зерен, крупки и жучка
И, конечно, червячка.
По очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного (сначала на правой, потом на левой руке).
Одного утенка обижали
Дети грозят пальчиком
И к еде не подпускали.
Стучат кулачками.
Он взлетел на забор,
И покинул птичий двор.
Машут ладонями, как крылышками.
Снежная королева (голос). Удалось гадкому утенку убежать с птичьего двора. Но уж с болота ему не выбраться. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Ну, это мы еще посмотрим. Вспоминайте ребята, сказку дальше.
- Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему? ( Диким уткам утенок не понравился, потому что он был некрасивым).
- Кого испугался утенок? (Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая подбежала к нему).
- Что сделал утенок после встречи с собакой? (Утенок долго прятался, потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам).
- Много натерпелся птенец. Закройте глаза и представьте себя этим утенком.
• Этюд «Стань иным»
Воспитатель. Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников.
Дети выполняют задание.
- Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.
Дети выполняют задание.
- Что вы чувствовали, когда были утенком? (ответы детей).
Снежная королева (голос). Выбрался гадкий утенок с болота, но это еще не все. Отдам его на съеденье коту. Ха-ха-ха.
- Сильна Снежная королева. Но наши ребята сильнее. Вспоминайте, что было дальше?
- Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок? (В бедной избушке жила старушка с котом и курицей).
- Почему старушка решила оставить утенка? (Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца).
- Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему? (Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными).
- Почему ушел утенок? (утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит).
Снежная королева (голос). Опять вы утенку помогли, по сказке провели. Ну ничего, я его сейчас заморожу – зиму на него напущу!
- Что же делать, как же нам помочь утенку?
Сейчас мы с вами вспомним конец сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.
«Убежал утенок на озеро. Он плавал и нырял, но так и не нашел себе друзей.
Наступила зима – холодная – прехолодная. Утенок совсем замерз. Много бед случилось с ним за эту суровую зиму.
Наконец пришла весна. И тут случилось чудо. Утенок увидел целую стаю прекрасных больших птиц. Это были лебеди. Утенок по-прежнему считал себя гадким и безобразным. Он поплыл к чудесным птицам, чтобы они заклевали его.
Бедняжка низко опустил голову и вдруг увидел в воде свое отражение. Он стал таким же прекрасным лебедем, как эти великолепные птицы.
На берег прибежали дети. Они увидели его и закричали: «Новый лебедь лучше всех. Он красивый и молодой». А лебедь думал: «О таком счастье я и не мечтал, когда был гадким утенком ».
Воспитатель. Закройте глаза и представьте себе то, о чем я вам только что прочитала. Расскажите, какую картинку вы увидели. (Ответы детей)
•Речевая игра «Какой, какая, какие»
-Какая была зима? (суровая, холодная-прехолодная).
- Какие были лебеди? (большие, белые, прекрасные, чудесные, великолепные птицы).
- Скажите, какой был утенок в начале сказки? (огромный, серый и некрасивый).
- Что делал утенок на озере? Нашел ли он себе друзей?(ответы детей - Что случилось с утенком зимой? (ответы детей) - Кого увидел утенок весной? (ответы детей)
- Как бедняжка узнал, что он стал прекрасным лебедем? (ответы детей)
- Что кричали дети, которые прибежали на берег? (ответы детей)
Игра-драматизация эпизода «Как гадкий утенок встретил лебедей на озере»
-А теперь давайте мы изобразим отрывок, где, утенок появляется на озере, используя образные (красивые) слова и выражения: «смутился», «старые лебеди склонили головы», «самый прекрасный среди лебедей», «ликующий крик».
Воспитатель предлагает распределить роли (по желанию детей, считалочкой. Дети определяют игровое пространство, расставляют декорации и атрибуты. По желанию все дети могут быть артистами.
По окончании драматизации воспитатель хвалит детей.
3.Рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, что такое счастье? (Это когда тебя все любят. Когда вокруг друзья. Когда все здоровы).
Снежная королева (голос). Мне вас не победить. Уж слишком вы умные, дружные и счастливые. Прощайте!
Воспитатель. Все закончилось очень хорошо. Вы молодцы, ребята!
Иллюстрации Роберта Ингпена к сказке « Гадкий утенок»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост, косые глаза"...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»
Конспект образовательной ситуации для создания условий для развития образной речи у детей старшего возраста...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе детского сада. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,физическое развитие, познав...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Владимира Капнинского «Снежинка»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в подготовительной группе по мотивам сказки В.Капнинского "Снежинка"...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака« Двенадцать месяцев»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" в старшей группе...
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, короткий хвост, косые глаза»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе...