Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

слесаренко татьяна владимировна

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, короткий хвост, косые глаза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, короткий хвост, косые глаза»

Конспект образовательной ситуации

Тема: Д.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца– длинные уши, короткий хвост, косые глаза»

Цель:  создание условий для развития образной речи детей

Возрастная группа: старшая группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: чтение сказок о диких  животных, рассматривание иллюстраций художника Е.М.Рачева в книге  про храброго зайца; словарная работа: «забавно», «кубарем», «прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой».

Материал: сборник«Аленушкины сказки», портрет писателя, маски зайца и волка.

Задачи программного содержания:

- Воспитывать  интерес к авторской сказке.

- Учить детей воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

- Расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: забавно, кубарем прокатился, ежели, поделом, «косой» заяц и т.д.

-Способствовать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание сказки.

- Упражнять в подборе слов-определений, синонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме, глагольных форм.

-Активизировать использование в речи детей эмоционально- оценочной лексики, фразеологизмы.

- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход:

  1. Организационно-мотивационная часть.

Вступительная беседа

- Отгадайте загадку:

Прыг-скок, трусишка,

Хвост коротышка

Уши вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета-

На зиму и лето.

(заяц)

- Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? ( «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики» и др.)

- Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать?( слабый, маленький, трусливый, пугливый)

- Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем.Она называется «Сказка про храброго зайца». А написал ее Дмитрий Наркисович  Мамин - Сибиряк( показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что он сочинял сказки для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один и сочинял для нее сказки.

- Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.

2.Основная часть.

Чтение сказки.

Беседа по сказке:

-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

- Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым)

- Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится ( читаю книгу, дети дополняют слова)

- Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос?

- А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

- Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражении  главная мысль). Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? ( разбирать все слова, предложенные детьми: хитрый, спрятался и т.д.)

- А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)

- А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз как вы думаете? (нет, наверное, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался).

- Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»?( Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же).

- Да, хвастливость его подвела.

- Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

Физминутка( игра « Зайчики»):

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.(Приседание на корточки, потирание рук)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.(Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз).

- Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата сбежались, старые зайчихи – прискакали.

- Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались старые зайчихи? Почему нет?

- Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые  зайцы? ( Важно, неспеша, солидно).

- А как зайца - хвастуна слушали другие зайцы? (молодые зайчата -  хихикнули, старушки зайчих - засмеялись, старые зайцы-  улыбнулись).

Рассматривание иллюстраций одновременно с игрой (иллюстрации Е.М.Рачева)

Игра «Скажи по- другому» ( подбор слов, близких по смыслу, объяснение их):

«Душа в пятки ушла» - очень сильно испугался;

«Задал стрекоча» - когда так говорят? ( очень быстро, стремительно побежал);

«Гонится по пятам» - догоняет, уже очень близко;

«Выбился из сил» - очень устал бежать, нет больше сил;

«Замертво свалился под куст» - не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый.

Игра-драматизация

А теперь давайте мы изобразим отрывок, где заяц хвастался, используя образные (красивые) слова и выражения: « Ежели мне попадется волк», « Э, брат, погоди!», «Вот не боюсь нисколько, и всё тут!».

Заяц может и слова сказать с правильной интонацией: голова поднята, грудь вперед, бьет себя кулаком в грудь и т.д.. Участвуют два ребенка ( заяц и волк). Для драматизации используем маски зайца и волка. Остальные дети могут быть зайцами; они веселятся, говорят друг другу фразы из текста.

3.Рефлексия.

- Ребята, с какой авторской сказкой мы сегодня познакомились? Как зовут автора сказки? А что вам понравилось больше всего? Понравилось вам играть в сказку? Давайте попрощаемся с зайчиком.

Иллюстрации:

D:\Documents\04.jpgD:\Documents\1384953126_22.jpgD:\Documents\0_a62a6_e8e1ab67_XL.jpg

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена....

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»

Конспект образовательной ситуации для создания условий для развития образной речи у детей старшего возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе детского сада. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное,физическое развитие, познав...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Владимира Капнинского «Снежинка»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в подготовительной группе по мотивам сказки В.Капнинского "Снежинка"...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака« Двенадцать месяцев»

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" в старшей группе...