Конспект НОД "Звук Ф"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Разработка НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_zvuk_f.docx | 168.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни
Тема: Согласный звук Ф, ФЬ, буква «Ф», буква Ф (эф). Звуковой анализ слова «фиалки»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: познавательно деятельность, игровая
Форма организации: (групповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: «Истоки» примерная образовательная программ дошкольного образования издательство «Творческий Центр Сфера»
Москва 2014;
Цель: создание условий для формирования предпосылок обучения грамоте
Задачи:
Образовательные: учить правильно произносить звуки Ф, фь; совершенствовать навык различения звуков Ф, фь – по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости; учить осуществлять звуковой анализ слов на основе наглядно – графических схем (слово «фиалки»); продолжать учить определять место звука в словах; познакомить с буквой ЭФ; продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением;
Развивающие: обогащать словарь детей в процессе речевой игры «Наоборот» и «Придумай слово с заданным звуком», развивать фонематический слух, внимание детей, развивать умение отвечать полным ответом, упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели, развивать мелкую моторику руки;
Воспитательные: развивать навыки самоорганизации и контроля;
Средства:
наглядные: карточка с изображением буквы «ЭФ», картинный материал «фиалки», картинный материал на звук Ф
дидактические: тетради, цветные карандаши, карточки - звуковые символы (гласные, согласные: твёрдые, мягкие), крупа, основа из бархатной бумаги
информационные: на бумажных носителях: «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте (система занятий, конспекты, дидактический материал) автор-составитель О.М. Ельцова, издательство «Учитель» г. Вологоград 2009 г, стихи, загадки
Технические: ручка, карандаши
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обогащение словаря Василисы, Серёжи, Гордея; Влючение в активную деятельность Алёши, Кристины; |
Этапы деятельности | Содержание деятельности. | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат (целевые ориентиры) |
1.Мотивация деятельности детей | (Дети стоят в кругу) -Доброе утро, улыбнись соседу и тогда у нас с тобой день будет веселее Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ...(«близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»). Я – антоним к слову «зной», Я в реке в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня… (прохлада) Я – антоним к слову «лето». В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я…(зима) Я – антоним к слову «смех». Не от радости, утех Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это…(плач) Я – антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь…(тишина) | Педагог приветствует детей. | Участвуют в игре-диалоге | *Имеют представление о словах-антонимах; расширение словаря детей словами-антонимами |
2.Поиск решения проблемы и планирования деятельности Фонетическая зарядка | Предлагаю вам, ребятки, поиграть со мной в загадки (на каждый ответ выставляется картинка)
Подскажите словечко:
Загадка: Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (филин) - Ребята, догадались, о каком звуке пойдёт речь? - Да, у нас в гостях звуки (ф) и( фь) - Давайте ещё раз их произнесём и посмотрим, как работают наши губы и зубы Вывод: | Ставит перед детьми проблемную задачу | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, решают проблемные задачи. Наблюдают в зеркалах положение губ и зубов | *проявляет инициативу и самостоятельность познавательной деятельности |
Физминутка | К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись 1-2-3-4! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. Вместе – раз, это – брасс.: Обной, другой – это кроль. Все, как один плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Подводит детей к пониманию необходимости снять усталость | Выполняют упражнения | *ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; |
3.Открытие ребёнком нового знания Анализ звука Звуковой анализ слова | - Кто может рассказать о звуке Ф? (звук Ф – глухой согласный звук, когда мы его произносим, губы у нас неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Узкая струйка воздуха проходит между верхними зубами и нижней губой (в щель) - Расскажите про звук ФЬ. (звук Ф – глухой согласный звук, когда мы его произносим нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Горло не дрожит (нет голоса). Вывод: Звук Ф согласный, т.к. его нельзя пропеть и при его произношении нам мешают зубы и губы, глухой, т.к. при его произношении горлышко не дрожит, у него есть пара по мягкости ФЬ. - Назовите слова с твёрдым Ф в начале слова (фокус, фартук, факел, флаг) - Назовите с мягким ФЬ в начале слова (филин, фигура, графин, фильм, финиш, фишка) -Сейчас Валерия нам прочитает стихотворение, а вы постарайтесь запомнить слова со звуком Ф. Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет, Фомка выскочит оттуда. Фокус это или чудо? - Назовите слова со звуком Ф. Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ...(Фиалку) Кто из вас может показать нам этот цветок в группе? (Выставляется картинный материал вместе с натуральным цветком) - Предлагаю вам, друзья, выполнить звуковой анализ этого слова. Приготовьте карточки-символы. У себя на столах делаем схему этого слова. Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? (зелёным) Почему? (т.к. мягкий ФЬ) Следующий звук …(И). что вы можете про него сказать? (обозначим красным цветом, потому что И – гласный, его можно пропеть) и т.д. - Сколько всего звуков в слове «фиалки»? (6) - Сколько согласных звуков? (3) - Сколько гласных звуков? (3) - Разделите слово на слоги. Прохлопайте это слово. Сколько слогов в слове? (3) - Как ещё можно было определить количество слогов? (сколько гласных, столько и слогов) - Назовите ударный слог. (2) | Подводит детей к осознанию нового продуктивным способом Организует игру на развитие фонематического слуха детей Организует деятельность по формированию у детей умения делать звуковой анализ слова | Делают умозаключение на основе знаний, полученных ранее Учатся на слух определять слова с заданным звуком Выполняют простейший схематический анализ слова | *проявляет инициативу и самостоятельность познавательно-исследовательской деятельности |
Пальчиковая игра | - Приготовим наши пальчики для работы в тетради. «Кап, кап, кап» Упражнение «Скакалочка» Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Руки у скакалочки (Имитируют руками движения скакалочки) | Подводит детей к пониманию необходимости подготовки руки к письму | Выполняют упражнения | |
4. Закрепление Работа с предложением
Знакомство с буквой Ф Игровое задание (по желанию) Штриховка Нахождение в текст Выкладывание из крупы е | - Предлагаю придумать красивое предложение со словом «Фиалки» и записать его в тетради. - Сколько слов в предложении? - Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем? (начинаем писать с вертикальной палочки) - Назовите второе слово . И т.д. - Что надо поставить в конце. Почему? (предложение закончилось) - На что похожа буква Ф? (очки, на половинку яблока, на золотой ключик) - А мы можем её показать? Как? (встанем из-за столов и поставим ноги вместе, руки на пояс, посмотрите на своего соседа, получилась у него бука Ф) Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ из сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. - Правильно произносится эта буква – ЭФ. Давайте произнесём её. - Возьмём ручки в руки и пропишем букву в воздухе. Эта буква у вас в тетрадях. Предлагаю заштриховать её, но не просто, таким образом, чтобы половина была синяя, а другая половина зелёная. Кто догадался, почему я предложила заштриховать её так необычно? ( Потому что синий цвет обозначает – твёрдый Ф, а зелёный – ФЬ) Филин на рынке фломастер купил, (Индивидуально) | Подводит детей к закреплению ранее изученного материала, на основе нового слова | Высказывают предложения. Осуществляют самостоятельную деятельность | *ребёнок умеет применять полученные знания на практике |
6.Рефлексия. | - У кого на шкафчике и кроватке изображена буква Ф? - А что вы про неё запомнили? Какие звуки она обозначает? - Как мы сегодня с вами поработали? Много нового узнали? Что понравилось вам? Что было сложно? | Стимулирует детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности | Анализируют и оценивают. | Осуществляет контроль; Способен оценить свою деятельность |
7.Открытость | - Предлагаю вам сегодня в течение дня выполнить вот такую хитрую загадку-фокус. Нужно закрасить все дорожки, где встречается буква ф зелёным или синим цветом. Спасибо за работу. Можете все погладить себя по головке. | Обсуждает с детьми возможности продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности | Поддерживают предложение педагога | Проявляют любознательность |
Однажды буква Ф гуляла на поляне и увидела ежика. Она никогда раньше не видела подобных зверей, поэтому очень испугалась.
Она зафырчала: «Ф-ф-ф», а потом еще громче: «Фыр-фыр-фыр».
Ежик свернулся клубочком и выставил иголки.
За всем происходящим с дерева наблюдал филин.
-Уфф, уфф, - прокричал он с дерева букве Ф, - Не бойся, это ежик, он тебя не обидит.
Бува Ф перестала фырчать, а ежик убрал свои иголки. Они стали играть вместе.
Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»). Я – антоним к слову «зной», Я в реке в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня… (прохлада) Я – антоним к слову «лето». В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я…(зима) Я – антоним к слову «смех». Не от радости, утех Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это…(плач) Я – антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь…(тишина) (ТИХО СЕЛИ) |
Подскажите словечко:
Загадка: Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (филин) - Ребята, догадались, о каком звуке пойдёт речь? - Да, у нас в гостях звуки (ф) и( фь) - Давайте ещё раз их произнесём . | ФИЗМИНУТКА К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись 1-2-3-4! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. Вместе – раз, это – брасс.: Обной, другой – это кроль. Все, как один плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой |
- Кто может рассказать о звуке Ф? (звук Ф – глухой согласный звук, когда мы его произносим, губы у нас неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Узкая струйка воздуха проходит между верхними зубами и нижней губой (в щель) - Расскажите про звук ФЬ. (звук Ф – глухой согласный звук, когда мы его произносим нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Горло не дрожит (нет голоса). Вывод: Звук Ф согласный, т.к. его нельзя пропеть и при его произношении нам мешают зубы и губы, глухой, т.к. при его произношении горлышко не дрожит, у него есть пара по мягкости ФЬ. - Назовите слова с твёрдым Ф (фокус, фартук, факел, флаг) - Назовите с мягким ФЬ. (филин, фигура, графин, фильм, финиш, фишка) -Сейчас Валерия нам прочитает стихотворение, а вы постарайтесь запомнить слова со звуком Ф. Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет, Фомка выскочит оттуда. Фокус это или чудо? - Назовите слова со звуком Ф. - Предлагаю придумать красивое предложение со словом «Фиалки» и записать его в тетради. - Сколько слов в предложении? - Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем? (начинаем писать с вертикальной палочки) - Назовите второе слово . И т.д. - Что надо поставить в конце. Почему? (предложение закончилось) СЛЕДЖУ ЗА ПОСАДКОЙ И НАКЛОНОМ ТЕТРАДИ!!! | Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ...(Фиалку) - Давайте выполним звуковой анализ этого слова. Приготовьте карточки-символы. У себя на столах делаем схему этого слова. Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? (зелёным) Почему? (т.к. мягкий ФЬ) Следующий звук …(И). что вы можете про него сказать? (обозначим красным цветом, потому что И – гласный, его можно пропеть) и т.д. - Сколько всего звуков в слове «фиалки»? (6) - Сколько согласных звуков? (3) - Сколько гласных звуков? (3) - Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? (3) - Как ещё можно было определить количество слогов? (сколько гласных, столько и слогов) - Назовите ударный слог. (2) - На что похожа буква Ф? (очки, на половинку яблока, на золотой ключик) - А мы можем её показать? Как? (встанем из-за столов и поставим ноги вместе, руки на пояс, посмотрите на своего соседа, получилась у него бука Ф) Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ из сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. - Правильно произносится эта буква – ЭФ. Давайте произнесём её. - Возьмём ручки в руки и пропишем букву в воздухе. | - Приготовим наши пальчики для работы в тетради. «Кап, кап, кап» МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ СПИРАЛЬЮ
Упражнение «Скакалочка» Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Руки у скакалочки (Имитируют руками движения скакалочки) Эта буква у вас в тетрадях. Предлагаю заштриховать её, но не просто, таким образом, чтобы половина была синяя, а другая половина зелёная. Кто догадался, почему я предложила заштриховать её так необычно? ( Потому что синий цвет обозначает – твёрдый Ф, а зелёный – ФЬ) Филин на рынке фломастер купил, - У кого на шкафчике и кроватке изображена буква Ф? - А что вы про неё запомнили? Какие звуки она обозначает? - Как мы сегодня с вами поработали? Много нового узнали? Что понравилось вам? Что было сложно? - Предлагаю вам сегодня в течение дня выполнить вот такую хитрую загадку-фокус. Нужно закрасить все дорожки, где встречается буква ф зелёным или синим цветом. Спасибо за работу. Можете все погладить себя по головке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....