Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в музей природы. Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в музей природы. Осень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_muzey_prirody.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №124
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в музей природы. Осень»
воспитатель Фомина А.И.
Калининград
2015г.
Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Помочь детям увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: воду, землю, огонь, воздух. Воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.
Предварительная работа: Наблюдение за природными явлениями на
прогулках и экскурсиях. Рассматривание иллюстраций осенней природы. Рассматривание иллюстраций о жизни зверей в осенний период. Чтение рассказов и стихов об осени. Беседы по соответствующей теме.
Материал. Репродукции картин на тему осени, стихотворения П. Синявского, Г. Ладонщикова «Поздняя осень», осенние листья разных оттенков цвета, веточки от деревьев, сосновые и еловые шишки.
Литература:
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: «Просвещение», 2005г.
- Окружающий мир. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2008г.
Ход занятия
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся, детвора,
Путешествовать пора!
- Основная часть занятия. Ребёнок читает стихотворение.
Ветерок с берёзкой шепчется,
На траве блестит роса.
Нам с тобой земля-волшебница
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
П. Синявский
Воспитатель. Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что, мы отправляемся в музей – музей природы.
- Что такое музей? (Место, где хранятся какие-то очень важные вещи, предметы.)
- Как вы думаете, что хранится в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)
- Всем ли будет интересно в музее природы? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.)
Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу.
Воспитатель. Ребята, нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.
Каждое время года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.
Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала – природы Осени.
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы, а теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.
- Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух? (Дети называют звуки, характерные для осенней природы: шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя и др.).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.
- А кто может объяснить: почему гнездо ласточек опустело? (Ласточки улетели.)
- Почему же ласточкам пришлось покинуть такую красивую осеннюю землю? (Стало холодно, они улетели в тёплые края.)
- Какими словами можно охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)
Воспитатель. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.
Ребёнок. Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
Упражнение «Листья осенние в небе кружатся».
Дует, дует ветер,
(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки,
(Движение руками сверху вниз.)
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
(Легкий бег на месте.)
Мы с тобой гулять пойдем
(Шаг на месте.)
И листочки соберем.
(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)
Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.
- Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)
Игра «От какого дерева листочек?»
Педагог показывает листок от какого-либо дерева, а дети должны назвать от какого дерева этот лист.
Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»
После демонстрации листочков лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.
- Чем эти растения отличаются от всех остальных. (Ответы детей)
Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас лишь проверим, хорошо ли вы знакомы с этими породами.
Дети сравнивают ветви ели и сосны по внешнему виду, семенам, хвоинкам.
Воспитатель читает стихотворение.
Поздняя осень
У берега несмело ложится тонкий лёд
Печально туча серая по дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью прозрачная вода.
Деревья листья сбросили, встречая холода.
Г. Ладонщиков
- Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)
- Только ли в речке или озере мы можем увидеть воду осенью? ( В дожде.)
- Что нам нужно, если вдруг пойдет дождь? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, под зонтиком нам нестрашен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)
Подумайте, ребята, и скажите, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)
3.Творческая работа. Воспитатель. В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.
Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного леса. Дети создают картину горящего леса с помощью вырезанных заранее листиков из цветной бумаги.
В итоге получается картина красок осени.)
4.Заключительная часть. Воспитатель. Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...
Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »
Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы "Путешествие в мир живой природы"
Технологии : информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие...
Открытое мероприятие в рамках весенней педагогической сессии в сетевой образовательной команде «Кванториум» Конспект НОД по сенсорному развитию для дошкольников 2-й младшей группы «Путешествие по мини - музею с блоками Дьенеша»
laquo;Игры с блоками Дьенеша, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие в мир живой природы"
Этот удивительный мир!...
Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»
Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка» Ведущий произносит вступительное слово....
Методическая разработка по Петербурговедению в подготовительной группе "Путешествие по Русскому музею"
приобщение детей к изобразительному искусству, формирование интереса к музеям Санкт-Петербурга....