Конспект НОД по развитию монологической речи в средней группе "Составление описательного рассказа об игрушках"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Морозова Антонина Анатольевна

Цель:  развитие связной монологической речи детей посредством составления описательного рассказа об игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

Конспект НОД

по развитию монологической речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках»

Воспитатель: Морозова А.А

                                                                                                                                         

Цель:  развитие связной монологической речи детей посредством составления описательного рассказа об игрушках.

Задачи:

Образовательные:

-  формировать умение детей описывать игрушку, называть её характерные признаки с помощью воспитателя;                  

- подводить детей к составлению короткого рассказа об игрушке;

- совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, правильно пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении.

Развивающие:

- развивать связную монологическую речь; любознательность.

              Воспитывающие:

             - воспитывать бережное отношение к игрушкам; умение слушать сверстников; культуру речевого общения.

                Словарная работа:

                Обогащение: Весельчак, Дракоша, мех желто-зеленого цвета.

                Активизация: заяц, дракон, мягкий, маленький, большие, длинные.

Материал: конверт с письмом; разрезные картинки с изображением зайца и дракона; игрушки – заяц и дракон, конфеты.

Предварительная работа: отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением дракона.

Ход:

Часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

- Собираю детей в круг.

- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от царя страны игрушек, интересно, что в письме, хотите узнать?
- Тогда давайте его прочитаем.

Читаю письмо.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам царь страны игрушек! В нашей стране случилась беда, сегодня утром исчезли наши любимые игрушки, злой колдун заколдовал их.  Чтобы вернуть игрушки в нашу страну, нужно их расколдовать,  а для этого нужно описать игрушки и составить о них рассказ. Жителям страны игрушек очень грустно, они переживают за своих друзей. Я знаю, что вы добрые и дружные ребята, помогите нам, пожалуйста, расколдуйте игрушки»

- Ребята, поможем жителям страны игрушек?

- В конверте есть загадка, давайте ее отгадаем:

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он -  то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой?
 

- Интересно, так ли это? Проверим, заглянем в конверт.

Достаю картинку, разрезанную на части.

-Что же делать? Как узнать, правы вы или нет?

- Давайте соберем картинку, подойдите к столу.

- Кто получился?

- Значит, вы правильно отгадали загадку.

Присаживайтесь на стулья.

Вношу игрушку – зайца.

- А вот и наш заколдованный заяц.

Встают в круг.

Слушают

- Да, хотим.

Слушают

- Да, поможем.

- Это заяц.

- Надо собрать картинку.

Подходят к столу, собирают картинку.

- Получился заяц.

Орг. момент

Вопрос

Указание

Чтение письма

Загадка

Вопросы к детям

Указание

Демонстрация

Основная

- Заяц большой или маленький?

- Посмотрите, какие у зайца глаза?

- Какого они цвета?

- Какого цвета у зайца шёрстка?

- Потрогайте зайчика, какой он на ощупь?

Это заяц - он маленький, у него большие, черные глаза. Шерстка у зайца голубого цвета, на ощупь заяц мягкий.

- Что ещё есть у зайца?

- Сколько у зайца лап?

- Какого цвета у зайца нос?

- Какие у зайца уши?

- Посмотрите, какой у зайца хвостик?    

- У зайца есть оранжевый нос, длинные уши, четыре лапки и маленький хвостик.

- Ребята, как вы думаете, как зовут нашего зайца? Давайте его позовём, и узнаем, откликнется он или нет?

- Нашего зайца зовут Весельчак.

- Как вы думаете, почему его так зовут?

- Правильно, потому что он улыбается.

- Молодцы ребята.

- Ребята, а теперь мы превратимся в зайчат, подойдите ко мне, повторяйте за мной:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

- Присаживайтесь на стульчики.

- Я составила рассказ про зайца, хотите послушать?

- Это заяц, его зовут Весельчак.

Он маленький, у него большие, черные глаза, шерстка у зайца голубого цвета, на ощупь заяц мягкий, у него есть оранжевый нос, длинные уши, четыре лапки и маленький хвостик.

Его зовут весельчак, потому что он любит улыбаться.

- Вам понравился рассказ?

-  Ребята, а теперь вам нужно рассказать про зайца, чтобы расколдовать его, кто у нас самый смелый? Кто хочет рассказать про зайца?

 - Это…

его зовут …

Он …

у него …

… глаза,

шерстка у зайца …..

на ощупь заяц …

у него есть …

длинные …..четыре …. и

……

Его зовут ……. потому что он любит …..

- А кто хочет полностью рассказать про зайца?

Желающий ребенок полностью рассказывает про зайца с помощью вспомогательных вопросов и подсказа нужного слова.

- Молодцы, ребята. У вас получилось расколдовать зайца, посмотрите, как он радуется.

- А теперь давайте отдохнем, подойдите ко мне: 

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер тише, тише, тише.

Деревце всё выше, выше.

- Ребята, зайца вы расколдовали, но нам нужно расколдовать еще одну игрушку, в конверте есть еще одна картинка, которую нужно собрать, чтобы узнать, какую игрушку нам нужно расколдовать.

Достаю картинку, разрезанную на части.

- Давайте соберем картинку, подойдите к столу.

- Кто получился?

Присаживайтесь на стулья.

Показываю дракона.

- Кто это?

- Дракон большой или маленький?

- Посмотрите, какие у дракона глаза?

- Какого они цвета?

- Потрогайте, из чего сделан дракон?

- Какого цвета мех?

- Ребята, мех у дракона желтого и зеленого цвета, а еще можно сказать желто-зеленого цвета.

Давайте вместе скажем, желто-зеленого цвета.

- Что ещё есть у дракона?

- Еще у дракона есть нос, рот, уши, лапы, крылья и хвост.

- Сколько у дракона лап?

- Какого цвета у дракона нос?

- А рот?

- Какие у дракона уши?

- Какого цвета у дракона крылья?

- А какой у него хвост?    

- Нашего дракона называют ласково, Дракоша. Давайте его позовём, и узнаем, откликнется он или нет?

- Посмотрите, откликнулся.

- Послушайте рассказ про дракона, который я придумала:

- Это дракон, его зовут Дракоша.

Он маленький, у него большие глаза черного цвета, мех у дракона желто-зеленого цвета, у него желтый нос и красный рот. Еще у Дракоши есть четыре лапы, длинные уши, желтые крылья,  и длинный хвост.

- Кто хочет рассказать про Дракошу?

Это ….. его зовут ….

Он ……, у него ….. глаза

…… цвета, мех у дракона ………,

у него …… и …...

Еще у Дракоши есть …….., длинные .., желтые ….,  и …….

- Может кто-то хочет полностью рассказать про Дракошу?

Желающий ребенок полностью рассказывает про дракона с помощью вспомогательных вопросов и подсказа нужного слова.

- Ребята, какие вы молодцы, и дракона вы расколдовали, вот царь страны игрушек обрадуется.

- Ребята, игрушки так рады, что вы их расколдовали, они хотят с вами поиграть.

- Весельчак и Дракоша очень любят играть. Они умеют выполнять разные поручения, если их попросить вежливо, например: «Весельчак, ляг, пожалуйста! » «Дракоша, пожалуйста, попрыгай! »

- Кто хочет попросить наших гостей выполнить какое-нибудь поручение?

- маленький

- большие

- черного

- голубого

- мягкий

- нос, рот, уши, лапки, хвостик

- четыре

- оранжевого

- длинные

- маленький, круглый

Предположения детей

Зовут зайца

- Потому что он улыбается

Прыгают, руки возле груди

Прыгают вперед-назад

Выполняют движения соответственно тексту

Садятся на стулья

- Да, хотим.

Слушают

- Да, нам понравился рассказ.

- заяц

- Весельчак

- маленький

- большие

- черные

- голубого цвета

- мягкий

- оранжевый нос

- уши, лапки

- маленький хвостик

- Весельчак

- улыбаться.

Ответы детей.

На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.

Слушают.

Подходят к столу, собирают картинку.

- Дракон.

- Дракон

- маленький

- большие

- черного

- из меха

- зеленого и желтого

- желто-зеленого цвета

- нос, рот, уши, лапы, крылья, хвост.

- четыре

- желтого

- красного

- длинные, желтые

- желтого

- длинный

- Дракоша

Слушают

Ответы детей.

- Дракон, Дракоша

- маленький, большие

- черного, желто-зеленого цвета

- желтый нос, красный рот

- четыре лапы, уши

- крылья, длинный хвост.

Слушают.

Просят Весельчака или Дракошу выполнить поручение с помощью слова пожалуйста.

Рассматривание игрушки

Вопросы к детям

Указание

Физминутка

Указание

Вопрос

Образец рассказа

Вопрос

Объяснение

Совместное рассказывание

Вопрос

Вспомогательные вопросы

Подсказ нужного слова

Физминутка

Демонстрация

Рассматривание игрушки

Вопросы к детям

Хоровое проговаривание

Указание

Образец рассказа

Вопрос

Совместное рассказывание

Вспомогательные вопросы

Подсказ нужного слова

Похвала

Игра

«Попроси вежливо»

Заключительная

- Ребята, что мы сейчас делали?

- Как зовут игрушки, которых вы расколдовали?

- Ребята, вы настоящие молодцы. Вы помогли царю и жителям страны игрушек, расколдовали их друзей – Весельчака и Дракошу.

- Весельчак и Дракоша говорят вам спасибо, и хотят передать от себя и от жителей страны игрушек небольшие сюрпризы - конфеты.

Раздаю детям конфеты.

- Давайте попрощаемся с Весельчаком и Дракошей.

 - Расколдовывали игрушки, рассказывали о них.

- Весельчак и Дракоша.

- До свидания.

Подведение итогов

Похвала

Поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Описательный рассказ диких животных" .

Составление описательного рассказа диких животных по индивидуальным картинкам по плану....

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе по рассказу Е. Чарушина «Ёж».

Занятие по развитию связной речи включает в себя : беседу по теме " Ёжик", работу по тексту рассказа Е. Чарушина "Ёж", дидактические игры "Закончи предложение", "Ёжи...

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...