Развитие речи. Звук "Ц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: упражнять в  произношении звука «ц», используя акустико - артикулякуционную характеристику звука.

 Задачи:

1. Упражнять детей в произношении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках) .

2. Совершенствовать интонационную выразительности речи.

3. Развивать фонематический слух, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, воображение, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: «Звук ц»


Цель: упражнять в  произношении звука «ц», используя акустико - артикулякуционную характеристику звука.

 Задачи:

1. Упражнять детей в произношении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках) .

2. Совершенствовать интонационную выразительности речи.

3. Развивать фонематический слух, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, воображение, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Средства (материал):

Демонстрационный:

 Картинки: домик язычка, язычок, курочка, цыплята, котик, деревья(елки), игрушка белочка, гусеница выполненная из ниток, цветы, солнышко, письмо.

Раздаточный:

зеркала (по количеству детей),  желтые, маленькие помпоны, бархатная бумага и разноцветные ниточки для рисования.

Методы и приемы:

Наглядный материал, художественное слово (загадка), музыкальное сопровождение;

 Образец правильного произношения, выполнения заданий, движение рече-двигательного аппарата, утрированное( с подчеркнутой дикцией) произношение, образное называние звука или звукосочетания (цц- песенка белочки), показ и объяснение артикуляции ( «Приключения язычка»), хоровые и индивидуальные повторения, имитация, как совместная(сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца), пример правильной речи сверстника, оценка ответа или действия и исправление, образная физкультурная пауза

Наглядные приемы- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушек, картинок

Ход занятия:

1.Организационный момент

Ребята, к нам в группу пришло письмо . Нас  приглашают в гости, отгадайте загадку и вы узнаете кто нас пригласил в гости. «Всегда во рту, а не проглотишь»(язычок).Но перед тем, как отправиться в путь давайте сначала потренируем наши ручки и ножки. Повторяйте за мной.

2. Развитие общей моторики

Игра-упражнение

Солнце светит ярко (поднимают руки )

На улице прекрасно (разводят руки в стороны)

По тропинке мы пойдем ( шагают)

Ручки, ножки разомнем (ладошки сжимают в кулачки и разжимают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Ножками потопаем ( топают)

Но, а сейчас отправляемся в путь, мы пойдем через лес по тропинке, домик язычка находится за лесом(включается аудиозапись «Пение птиц в лесу».(на пути встречается солнышко)

3. Психогимнастика

 А вот и солнышко, оно весело улыбается нам, давайте и мы с вами улыбнёмся ему (дети выполняют, а теперь посмотрите оно совсем рассмеялось и вы так же широко откройте ротики

(перед детьми солнышко, дети выполняют мимические упражнения)

Ребята,вот мы и пришли к домику язычка(обратить внимание на домик).   Появляется язычок (выставляется картинка с изображением язычка).    «Здравствуйте, ребята, я вас с нетерпением жду в гости, присаживайтесь поудобнее ,отдохните ,а я вам расскажу интересную историю про приключения, которые произошли со мной.

 4. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами)  Подготовка к произношению звука Ц

«Приключения язычка»

Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну -ка я посильнее! » - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, встали ровным заборчиком и стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки.  А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.  Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые? ». Решил язычок зубки почистить. Сначала почистил верхние, а потом нижние зубки. ( улыбнулись, подняли язычок за верхние зубки, за нижние зубки) Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

5.Объявление темы занятия

 Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау).

 Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку (игрушка). Белочка сидит на ветке и цокает: ц–ц-ц. Захотелось язычку тоже научиться петь такую песенку.

6.Акустико-артикуляционная характеристика звука

 А вам хочется? Давайте и мы поучимся петь песенку белочки, а чтоб хорошо спеть её нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести, вот так. (Показать). Возьмите зеркала и попробуйте спеть эту песенку.

Дети повторяют все потом по очереди.

7.Пальчиковая гимнастика

Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил грустную курочку,которая потеряла своих цыплят. Ребята давайте поможем курочке,позовем цыплят. Как можно позвать цыплят?  (цып- цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика) .Выставляется картинка с цыплятами.

Прибежали цыплята, клюют зернышки. (дети стучат пальчиками по столу». Возьмите в руки маленькие помпоны и представьте, что это маленькие цыплятки, покатайте их между ладошками.

8.Образная физкультурная пауза «Гусенички»

 Произношение звука «Ц» в словах, слогах, чистоговорках

 Развитие фонематического слуха

 И скажите, какие цыплята? (ответы детей) .

Цыплята пушистые, Цыплята мягкие, Цыплята желтенькие

Тут цыплят заметил котик Царапка (картинка). Как зовут котика?

Дети повторяют все потом по очереди.

И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала котик? (ответы детей). Скажите : «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят! » (дети повторяют). Царапка испугался и убежал.

 Я приглашаю вас и язычок на  полянку.

(дети выходят на ковёр, на котором разложены цветы)

Скажите, что растёт на поляне? (цветы). А кто это ползёт к нам? (гусеница) .

Посмотрите как она ползет и перебирает лапками. А хотите  превратиться в гусениц?(дети идут небольшими шагами)

Давайте скажем: «ЦА-ЦА-ЦА на цветах гусеница»

                              «ЦУ-ЦУ-ЦУ»- вижу гусеницу

                              «ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ»-нет гусеницы

Дети повторяют все потом по очереди.

9.Развитие мелкой моторики рук

Посмотрите, какая красивая гусеница, из чего состоит её тело (из шариков, на какую фигуру похож шарик (на круг, давайте нарисуем много красивых гусениц. Садитесь на места.Рисовать мы будем ниточками, они такие же разноцветные, как и наша гусеница.(дети рисую, а воспитатель со свое гусеницей ходит и оказывает помощь детям) .

10. Итог занятия, поощрение детей.

Чью песенку мы учились петь? Как она звучит? Не забывайте , чтобы пропеть эту песенку, нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...