Ключевые слова: наглядное моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы.
статья по развитию речи (младшая группа)

Лобова Надежда Владимировна

статья освещает вопросы развития связной речи в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits_i_piktogramm.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы : воспитатели 1 категории Лобова Н.В.,Саранская С.М..

МДОУ «Детский сад № 81» Саратовская обл., г. Энгельс

Аннотация: статья освещает вопросы развития связной речи в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: наглядное моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей 

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей.

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Все ответы на эти вопросы мы нашли применяя технологию наглядного моделирования. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит«когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Что же такое наглядное моделирование? Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого средства, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним). Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»,потому что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Особенности данного метода- применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения группы диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Дети владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Мнемотехника- произошло от греческого слова мнемоника.

Мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приема и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций;

Мнемотехника –это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов. Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой.

 Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов  мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Это дидактический материал, схема в которую занесена определенная информация. Поскольку она в начале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. В работе мы используем как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и наши собственные или придуманные вместе с детьми.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса-состоит из геометрических фигур (треугольника и круга, медведь –большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка- изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Пиктограмы

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм- дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой).В своей работе мы используем пиктограммы с изображением: слов- предметов например, «девочка»«солнце»«бабочка» и т. д,

Слов- признаков («большой»«маленький»«грустный»«веселый») слов - действий («идет»«светит»«летает») символов – предлогов (над, под, в) личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок«колобок»«машенька и медведь», со временем дети самостоятельно  могут смоделировать понравившиеся произведения.

Использование картино-графических схем способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания,мышления, наблюдательности. наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными последовательными.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем прием фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из четырех частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Выводы: наглядное моделирование прочно вошло в жизнь наших воспитанников. В процессе обучения дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут зарисовывать результаты наблюдений, составить наглядные планы рассказов. Не у всех еще получается самостоятельно составить планы из предложенных картинок, требуются наводящие вопросы и дополнительное отговаривание текста. Практика показывает эффективность данной работы:

- значительное расширение активного словаря детей;

- усвоение ряда языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи;

- добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью);

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие не речевых процессов: внимание, память, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

«Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»

Тема «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу»Задачи:ОбразовательныеФормировать навыки связного, последов...

Презентация "Наглядное моделирование в развитии связной речи с помощью зрительных образов (моделей, картино-графических схем, мнемотаблиц)

Краткий фотоотчет о составлении различных видов предложений, рассказов, заучивание стихов с помощью зрительных образов (моделей, картино-графических схем)...

Овладение действием наглядного моделирования с помощью пиктограмм

Методические рекомендации призваны расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного воз...

Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...